Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2009

Идеи

Планы воспитательной работы

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

Волшебное слово «вдруг»

Планирование как совместное творчество

Ограничения плановой педагогики

Администрация многих школ требует от классных руководителей развернутых, подробных, обоснованных перспективных планов работы с классом. При подведении итогов на основе этих планов оценивается эффективность действий педагога. Скажу откровенно, мне не нравится такая тактика: она очень удобна для административного управления, но ограничивает возможности творческой работы с детьми. Во-первых, потому что любой опытный учитель всегда сумеет в выгодном для себя свете представить формально проделанную работу. Во-вторых, заранее составленные планы часто превращаются в обязаловку для детей, а в результате ученики теряют интерес к внеклассной деятельности в целом. В-третьих, если составлять планы заранее, трудно организовать какие-либо инициативные дела, интерес к которым у ребят может возникнуть спонтанно: например, им хочется сходить на незапланированную выставку или в театр или принять участие в какой-либо акции (многое просто не предусмотришь).

Вот случай из школьной жизни: был запланирован классный час по проблемам сплочения детского коллектива, но вместо этого дети пошли в больницу навестить одноклассницу, в результате классный руководитель получила устное замечание-предупреждение: «Чтобы больше классных часов не срывать!»


Заранее составленные планы часто превращаются в обязаловку для детей.


Иногда педагоги пишут в плане более обтекаемо: «Посещение выставки» (вообще без указания сроков). Однако порой и такое намерение не осуществляется, если ребята упросят педагога вместо выставки сходить в однодневный поход… Здесь возможны несколько решений. Или строго придерживаться утвержденного плана и сходить на выставку, необходимость которой понимает педагог, но не хотят осмыслить дети. Или все же пойти в поход (как хотят дети), организовав там выставку детских поделок из материалов, найденных на дневной стоянке… Это и будет «посещение выставки» в более интересной для учеников обстановке. Можно вместе с детьми решить проблему, разделив класс на две добровольные группы, каждая из которых, в свою очередь, сходит и на выставку, и в поход. Не исключены и некоторые маскировочные действия классного руководителя, если он не хочет вызвать недовольство администрации и не стесняется имитации своей работы.

Но мало ли в общении педагога и детей может возникнуть еще иных событий, которые развиваются спонтанно и непредсказуемо? Иной раз «план работы» не помогает взаимодействию, а сдерживает развитие самостоятельности решений детей, усиливает их зависимость от взрослых.

Проблема жесткого перспективного планирования не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Практика показала, что если мы жестко планируем мероприятия и требуем выполнить намеченное любой ценой, то страдает текущая, инициативная событийность жизни детско-взрослого сообщества. Там, где в общении и взаимодействии взрослых и детей начинают преобладать обязательность, возникают условия для формализма и эффективность воспитании снижается. Дети, не проявляя интереса к такой деятельности, не осмысливают ее. В лучшем случае они остаются равнодушными, а в худшем варианте у них возникает неприятие того, что говорит и делает классный руководитель.

Когда читаешь планы воспитательной работы, кажется, что к нам из эпохи плановой экономики пришла и плановая педагогика. Тогда инициатива достаточно часто не одобрялась, наказывалась (даже в системе высшего образования, не говоря уже о школе). Так, в плановые семидесятые годы администрация предупреждала: «Мы вас направляем в командировку, но – никакой отсебятины, не отступайте от утвержденных нами тезисов выступления, иначе никаких командировок больше не будет».

Однако с полным правом меня могут спросить и сейчас: как же строить работу в школе без плана? Но речь идет не о том, чтобы избавиться от планов. Их необходимо сделать гибкими и открытыми. План не идол, требующий ритуалов и жертв, а обычный инструмент оперативного управления. Поэтому не надо рассматривать как «криминал» смещение административно-управленческого внимания с перспективного, долговременного планирования на текущее.

Практика работы классных руководителей показывает, что успеха добиваются те педагоги, которые организуют взаимодействие с детьми и их родителями системно, но при этом строят свою работу максимально гибко. Показательно, что те педагоги, которые на протяжении ряда лет создавали авторскую воспитательную систему, почти никогда не рассматривают ее как устоявшийся набор образцово организованных общеклассных мероприятий, повторяющихся с некоторыми вариациями из года в год.

Преимущества текущего планирования

Текущее планирование позволяет воспитанию и любому взаимодействию детей и взрослых стать творческим и интересным. Оно лучше всего подходит самой природе школьной жизни, где каждый день несет новые образовательные события, и каждый раз они происходят иначе, чем в прошлом. Это делает оперативную организацию совместной деятельности детей и взрослых – педагога и родителей – основной управленческой формой.

Планирование взаимодействия детей и взрослых должно быть:

– текущим, готовым к вызовам жизни;

– гибким, чутко реагирующим на жизненные обстоятельства и дающим возможность выбора;

– открытым для изменений, что соответствует духу открытых систем.

Такой способ планирования не означает, что учитель должен пустить все на самотек. Организация уклада жизни класса все равно вертится вокруг нескольких основных дел, суть которых определяет особенности существования каждого класса (каждого детско-взрослого сообщества). Тот же принцип лежит в основе налаженного уклада школьной жизни в целом. Однако активное школьное сообщество никогда не повторяется в содержании и формах своих коллективных дел: каждое традиционное дело, лежащее в основе уклада, готовится, творится, организуется, обеспечивается как уникальное событие (включающее нечто незапланированное).


План не идол, требующий ритуалов и жертв, а обычный инструмент оперативного управления.


Если рассматривать в управленческом ракурсе традиционные элементы школьного уклада, например августовский школьный слет, или сентябрьскую олимпиаду, или декабрьский марафон, вплоть до выпускного вечера как этапы планирования и организации общественной жизни сообщества, то долговременными в нашем представлении останутся только основные идеи событий.

Все же остальное предстает оперативным и инициативным делом, творящимся в ситуации «здесь и теперь». Когда же педагоги опираются в подготовке текущих дел на готовые сценарии, на жесткие плановые заготовки, когда дети выступают в роли пассивных исполнителей, когда их фантазия не используется, то мероприятие получается формальным, скучным.

Отметим в этой связи закономерность: совместные действия приобретают событийность воспитания, только тогда, когда и дети, и взрослые вкладывают в действие частичку самих себя – своей активности, воли, интереса, смысла. Это невозможно заранее предугадать в деталях. Инновационные действия (импровизация) в долгосрочной перспективе просто неосуществимы, а без них любое дело перестает быть творческим.

Но, с другой стороны, каждый педагог понимает, что надеяться на возникающую событийность готовящегося вдруг мероприятия тоже невозможно. Значит, надо уметь такую событийность и уникальность происходящего здесь и теперь («смысловую изюминку дела») готовить вместе с детьми. Необходимо уметь планировать во времени, проектировать в пространстве готовящегося творческого дела, предугадывать в его смысловой логике возможности для импровизации. Учителю важно соединять в своих действиях планирование и создание условий для инициативы детей.

Гармонизация интересов детей и взрослых

Прежде всего, сформулируем в общем виде интересы детей – поскольку именно они, а не интересы педагога приоритетны в воспитании (т.е. в значимом общении детей и взрослых, в их разностороннем взаимодействии, развивающем каждого ребенка).

Наиболее существенны для ребенка три интереса:

– узнавать новое и испытывать новые значимые чувства, расширяющие его жизненный опыт;

– показать себя как Значимого Другого для сверстников и взрослых (как для группы, так и для кого-то конкретно);

– поделиться с другими значимыми чувствами и приобретенным опытом.

Приоритеты каждого ребенка различны и определяются индивидуальностью, возрастом, социальным статусом и даже временными ситуациями развития каждого.

Для классного руководителя наиболее существенны следующие интересы:

– создать условия для нравственного становления и развития детского сообщества (иногда указывают на сплоченность как его главный показатель, но мне кажется, что сплоченность далеко не однозначное качество, оно может стать и позитивным, и негативным, поэтому точнее говорить о реальном присвоении детским сообществом системных нравственных норм взаимодействия: заботы, совестливости, защиты, правдивости, справедливости и т.п.);

– развивать самостоятельность детей и самоуправление в классе;

– выявить проблемные точки в становлении и развитии детско-взрослого сообщества и создать условия для самостоятельного решения сообществом своих проблем и поддержки каждого ребенка в сообществе;

– создать условия для активного и плодотворного включения класса в школьное сообщество и его дела, обеспечивать реализацию в нем и коллектива класса, и каждого ребенка;

– способствовать успехам детей;

– создать в школе хороший имидж класса, уметь предъявить (в частности, и для школьной администрации) деятельность детско-взрослого сообщества и собственную педагогическую деятельность как успешную;

– установить дружеские взаимоотношения с родителями, создать условия для их плодотворного включения в творческую деятельность в классе.


Учителю важно соединять в своих действиях планирование и создание условий для инициативы детей.


Данные интересы педагога, как и у детей, зависят от человеческих качеств, а также от педагогического опыта и профессиональной позиции. Поэтому у каждого педагога есть свои приоритеты: у кого-то они связаны с заинтересованностью в учебных успехах детей и в высокой оценке администрацией проводимой работы; а у кого-то – с развитием самоуправления и становлением нравственной культуры в детском сообществе. К сожалению, в равной степени обеспечить всю совокупность интересов очень сложно, поэтому поневоле чему-то отдается предпочтение. Но это и создает неповторимость уклада жизни каждого детско-взрослого сообщества.

Задача соединения и гармонизации интересов детей и педагога состоит не в том, чтобы подчинить первые вторым, а чтобы совместно выстроить такой их вариант, который одинаково всех устроит.

Рассмотрим возможные шаги в этом направлении. Все предлагаемые действия можно осуществить в конце августа – начале сентября на слете класса вместе с родителями в удобные для всех выходные.

1. Начинать лучше всего с построения каждым ребенком собственного видения того, чем он, во-первых, планирует заниматься в предстоящем году, а во-вторых, что он хотел бы делать в классе и вместе с классом.

2. Все эти планы собираются и анализируются (например, группой планирования). Эта группа создает примерный (т.е. приблизительный) план деятельности класса на полугодие.

3. Педагог представляет свой план работы. Родители также говорят о своем понимании того, чем им всем предстоит заниматься вместе с детьми в течение ближайшего времени.

4. Все вместе решают, что же из предложенного заслуживает внимания. Общее решение будет важным аргументом в последующей организации разных коллективных дел.

Параллельно идет проектирование такого общего дела, в которое мог бы вписаться каждый ребенок со своим индивидуальным планом. Таким общим проектом могут стать на выбор:

– издание классного альманаха, где каждый имеет свою страничку;

– организация выставки достижений, где у каждого есть свои маленький стенд;

– проведение в конце учебного года фестиваля, симпозиума или бала, где каждый из детей и родителей может назвать значимые для них дела и события и их участников, поблагодарить кого-то или рассказать о своих друзьях и т.д.

Можно придумать и другие формы презентации. Важно только, чтобы был отмечен обязательно каждый ребенок, чтобы форма проведения заключительного коллективного дела стала оригинальной, непохожей на то, что проводилось в прошлом.

Однако такое коллективное дело должно иметь и обязательное последействие – в виде ли рефлексивной игры, круглого стола, ассамблеи, в рамках которых была бы проведена детско-взрослая экспертиза – критический, но доброжелательный анализ того, что сделано сообществом за полгода и что хотелось бы сделать в будущем.

Этим можно завершить очередной полугодовой цикл творческой совместной деятельности детей и взрослых и начинать новый.

TopList