Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Живые истории

Глазами учителей

Тамара Мукконен ,
г. Петрозаводск

Пусть горит у нас подольше свеча…

Секрет учительского успеха

Летала сова по лесу и спрашивала у всех:
– Вы не видели моих детей? Где мои дети?
– А какие твои дети?
– Да самые красивые здесь в лесу.
Л.Н. Толстой

 

День рождения класса

Мы иногда полагаем, что можем скрыть свой внутренний мир от детей. Наивные люди. Дети очень чутко чувствуют фальшь, неискренность, казенное отношение, они отгородятся от такого педагога невидимой, но непробиваемой стеной. И захочешь, да не достучишься до детской души.

«Ей было трудно поначалу, с одиннадцатого – ТОГО класса – пятый класс…» – написала обо мне Ксюша три года назад (она тогда в пятом и училась).

А у меня ведь был такой опасный период. Сентябрь. Ко мне в класс пришли пятиклашки. А их классный руководитель, то бишь я, день и ночь думает о том, как там Женька с Серегой в армии, как девчонки в городе приживаются, хватает ли Максимке денег на житье-бытье. Можно сказать, в упор не видела шумных, что-то громко выясняющих друг с другом, бегающих вокруг девчонок и мальчишек. Разумно, наверное, после выпуска классному дать год на реабилитацию, т.е. не давать классное руководство. Где это учитывают, там, на мой взгляд, поступают мудро.

Все, что входит в обязанности классного руководителя, я делала. Еще в августе придумалось, что будет у меня класс «Надежда». Будут походы, тематические классные часы и т.д. Но…. «не горела свеча». Внутренний источник Света никак не включался, да и, наверное, я не пыталась его включить.

У Владимира Леви об этом хорошо написано:

Внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) – в груди, в голове, в глазах – в мозгу, в сердце, в душе – горит и сияет некий источник Тепла и Света. Вы сами этот источник. Вы греете и освещаете все вокруг… К вам будут тянуться дети… Все события, связанные с общением, будут складываться наилучшим образом, ибо вы – именно вы! – создадите для них атмосферу Тепла и Света.

В том же году к нам в школу приехал психолог Александр Дмитриевич. Как кстати он появился в школе. Как-то вечером думала:

– Как же мне сделать так, чтобы появилось название у класса, мною задуманное? Просто прийти и сказать – как это неинтересно и скучно.

Утром подходит ко мне А.Д.:

– Т.П., у меня есть интересный сценарий классного часа «Впереди у нас – пятый класс». Я буду проводить, а вы, пожалуйста, сделайте видеосъемку.

Этот классный час – попадание в десятку. Дети выполняли разнообразные задания. Я ходила по классу с видеокамерой и… наконец-то УВИДЕЛА детей! Какие интересные, неординарные, творческие ребята пришли ко мне! А какие фантазеры! А ловкие-то! Улыбчивые, да и с чувством юмора у них все в порядке! Уступают друг другу (хорошо). Психолог еще и еще подкидывал испытания:

– А слабо'? мимикой изобразить животное?

– Болото кишит крокодилами. Как перебраться и товарища переправить?

– Попробуй без рук яблоко передать соседу.

– Отгадай загадки…

После каждого испытания пятиклассники получали часть ватмана. Затем все части сложили: на одной стороне были написаны качества, которые им пригодятся для успешной учебы, а на другой стороне – ребус. Отгадав ребус довольно быстро, ребята узнали, что их класс называется «Надежда».

А Свеча-то уже горит. И чувствуется, как на Свет и Тепло этой Свечи откликаются Свечи детских сердец. И понеслась наша совместная классная жизнь, наполненная походами, классными часами из серии «Хочу все знать», посиделками «Пока горит свеча», успехами в учебе и спорте, переживаниями по поводу неуспевающих.

У нас в классе заведено так: каждый может предложить какое-то интересное дело, и оно будет обязательно занесено в папку планируемых дел (при необходимости я отредактирую). Ребята, получившие должность в СИД (совет интересных дел), собрались вместе и придумали праздновать День рождения класса. Никто не возражал.

Отмечали мы этот праздник во второй половине сентября в походе. Торт, свечи – все как положено. Свечи на торте задуваем, а внутри они горят ярче, излучая Свет и Тепло.

«…Просто все мы у свечи собрались, собрались,

И решили поболтать… ни о чем.

Ощутить тепло и силу плеча до плеча,

Пусть горит у нас подольше свеча – ча-ча-ча!»

Вот как стоило бы перефразировать притчу Л.Н. Толстого:

Ходит классный руководитель по школе и у всех спрашивает:

– Вы не видели мой класс? Где мои дети?

– А какие ваши дети?

– Да самые умные, воспитанные да веселые в этой школе.

Первый классный час

«Здравствуйте! Я рада вас видеть!»

Эти слова читают мои восьмиклассники (уже восьмиклассники!) на доске 1 сентября, заходя в свой класс. Первый классный час. Честно говоря, я вполуха слушала на августовском педсовете рекомендации администрации по поводу темы для первого классного часа. У меня он уже летом продуман пошагово, спланированы многие моменты. Ага, слышу: «Год семьи, отразить эту тему». Прекрасненько, у меня как раз класс восьмой, да еще я – получается «ВО 7Я!» Будем решать наши семейные классные дела.

Вымпелы

Поговорили о своих поездках летних, о походе, в котором мы попали под дождь, посмотрели фотографии:

…в мокрых палатках спят друзья,

только дежурным спать нельзя…

Все участники по традиции получили вымпелы.

Оценки за первую четверть

Ребята открывают дневники, записывают предметы, которые будут изучать, карандашом ставят себе отметки за первую четверть. Так хочется получить пять, четыре, а для кого-то три – предел мечтаний. Зачем это делаем? Создается настрой на учебную деятельность (так мне кажется). Есть к чему стремиться.

Моя мечта в восьмом классе

У каждого ученика на парте чистый лист бумаги. Пишут об интересных событиях будущего года как об уже свершившихся или свершающихся. Сдают написанное мне. Читать мне позволяется (дома и про себя). Я им читаю вслух то, что написала сама.

Вот и планирование в классе на год готово практически. Да и понятно становится, что моих детей интересует в данный момент.

Вечером читаю, что «намечтали» мои ребята. Корректировочку сделаем с учетом участия в школьных мероприятиях. Про учебу не забыли, молодцы. В поход хотят идти ВСЕМ классом. Это замечательно.

Мое дело в первой четверти

В классе 22 человека, и каждый вытягивает лист с каким-то поручением:

• оформить классный уголок;

• проверить наличие учебников;

• проверить заполнение дневников;

• заказать завтраки;

• организовать спортивное дело;

• продумать идею поздравления именинников;

• сделать маршрутный лист для сентябрьского похода;

• организовать в продленной группе КТД «Запуск воздушных змеев».

В чем смысл? КАЖДЫЙ в классе понимает, что он нужен, ему доверяют работу и уверены, что он выполнит все качественно. Такой подход к выбору поручений снимает проблему: «Да я не буду, а почему я…». Наоборот, обидно остаться не у дел.

Фотография на память

Все пришли такие нарядные, повзрослевшие, много цветов. Конечно, этот момент надо зафиксировать – снять на фото. Звенит звонок, поэтому я даже не успела посмотреть, как мы расположились.

Посмотрела готовую фотографию: парни все вокруг меня уселись, девчонки стоят. Нехорошо получилось. Ну что же, есть над чем поработать в этом учебном году.

TopList