Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Класс-info

Навигатор

Татьяна Алексеева

Советы арбузного оракула

Веселое начало учебного года

Большая часть материалов в Интернете, посвященных Дню знаний, – это игровые сценарии общешкольной линейки с очень похожим сюжетом: ребята хотят учиться, а кто-то пытается им помешать (Баба-яга, Бармалей, разбойники и т.д.). Или наоборот: дети не хотят учиться, а кто-то помогает им понять, как это здорово – учиться (фея, крокодил Гена, волшебник и т.д.). Перечислять сайты, где можно найти подобные сценарии, вряд ли имеет смысл. Мы решили познакомить вас не с сайтами, а с идеями, которые могут помочь в начале учебного года при налаживании отношений в классе, организации праздника, знакомстве с новыми учениками.

Больше всего любопытных идей и школьных конкурсов размещено на детском портале «Солнышко», который расположен по адресу:

http://www.solnet.ee/

«Солнышко» – это ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Чего там только нет: конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток. В основном он рассчитан на детей младшего возраста, но есть там и раздел школьных праздников. Несколько веселых конкурсов специально приурочено к началу учебного года. Их можно использовать на «огоньке» или праздничном чаепитии, особенно если оно организуется совместно с родителями.

Праздник в классе

Верю – не верю

Родители и дети на общем празднике поочередно рассказывают реальные и вымышленные истории из своей школьной жизни. Каждому слушателю, отличившему настоящую историю от вымышленной, начисляется очко.

Примечание. Необыкновенно веселая игра! У детей буквально глаза на лоб лезли, когда они узнавали о настоящих родительских шалостях и о школьных порядках, царивших четверть века назад. Да и родители получили возможность узнать многое из того, что навсегда могло остаться за кадром, и сделать некоторые выводы.

Шкатулки

Заранее делают несколько разноцветных шкатулок (их можно склеить из картона). Внутрь каждой шкатулки нужно положить карточку с названием школьного предмета (например, русский язык, география, литература, геометрия). Дети выбирают шкатулку, не зная, что лежит внутри. Дополнительно готовятся карточки с названиями, имеющими отношение к тому или иному предмету.

Например:

русский язык – сказуемое, лексика, ударение, наречие, орфограмма, фонема, каллиграфия, словосочетание...

геометрия – октаэдр, транспортир, биссектриса, периметр, плоскость, параллелограмм, симметрия...

Карточки кладутся чистой стороной вверх и перемешиваются. После сигнала дети должны выбрать из общей кучи только те карточки, которые подходят для их шкатулки. С младшеклассниками можно играть на правильность подбора, с более старшими – на скорость. Очки начисляются соответственно результату.

Можно играть за большим столом. Но если позволяют размеры помещения, лучше разложить карточки на полу. Игра получится не только интеллектуальная, но и подвижная. Кстати, дети не должны забывать, что просмотренную карточку, если она им не подошла, нужно снова положить лицом вниз, чтобы не давать подсказок сопернику.

Названия школьных предметов можно написать на круглых карточках, а связанные с ними определения – на овальных. По завершении конкурса каждый ребенок наклеивает свою работу на плакат в виде ромашки.

С утра пораньше

Утром в школу нужно рано вставать, а так хочется полежать лишнюю минутку... А потом, чтобы не опоздать на урок, приходится бежать до школы... Вот первое задание: обежать вокруг стула с ранцем, передать его другому, а тот передает третьему.

Не успеешь отдышаться, а тут уже звонок на урок. Бац! – и вызывают к доске. Вот второе задание: добежать до доски, нарисовать мелом черту, вернуться обратно, передать мел следующему. Последние участники эстафеты стирают все надписи.

В игре участвуют три ученика. По команде они под музыку собирают портфель: складывают в него пенал, пластилин, линейку и т.д. Кто быстрее?

Знакомство

Детям раздаются открытки, разрезанные пополам. Задача каждого – найти свою половину.

Ребятам предлагается выстроиться в линейку, повернуться направо, налево, чтобы взглянуть на соседа, выстроиться по росту, по длине юбки, по длине волос (дальше придумайте сами).

Арбузный оракул

Эту игру хорошо устраивать на внеклассном мероприятии именно в начале сентября, когда повсюду продаются арбузы и их можно использовать как угощение во время «огонька». Арбузные косточки сродни елочным колючкам: как ни убирай после праздника, все равно еще полгода от них не избавиться. Для решения этой проблемы и был придуман «Арбузный оракул». Косточки, необходимые для оракула, были аккуратнейшим образом собраны детьми в процессе поедания арбуза.

Попавшиеся в арбузе косточки пересчитываются и приводятся к однозначному числу. Например, попалось 29 косточек. 2+9=11, затем 1+1=2. После этого зачитывается толкование арбузного оракула. Как их оформить – дело вкуса и фантазии конкретного учителя или всего класса... Предсказания зачитываются вслух и дарятся детям на память. Необходимо помнить, что могут выпасть одинаковые числа!

Варианты предсказаний:

1. В этом учебном году ты непременно станешь первым учеником в классе! Тебе, конечно, хочется узнать, в чем ты одержишь первенство? Может быть, ты будешь первым по успеваемости, а может, по росту, может быть, по количеству наград, личных достижений и почетных грамот… или по количеству «неудов» за поведение или по числу опозданий на уроки… За более точным ответом обратись к моему доброму другу и коллеге – Дынному оракулу.

2. Мой друг, тебя пугает цифра 2? Нет, нет! Тебе не грозят двойки в дневнике! Ведь это не двойка, это – пара. Твои успехи в этом учебном году напрямую зависят от твоего партнера – соседа по парте. Будьте вежливы, не толкайтесь локтями, не жадничайте. Если вы не станете ссориться, списывать друг у друга, а будете помогать друг другу, то успехи в учебе и пятерка по прилежанию обеспечены.

3. Три.. Три…Три… Что будет? Правильно, дырка! В этом году тебе не стоит забывать о том, что в школу ходят не для того, чтобы протирать дырки на брюках (юбках) и вытирать пыль со школьных подоконников. На уроках будь внимателен и активен, не глазей по сторонам, а смотри на доску. На переменах не задерживайся, приходи в класс без опозданий. Только в этом случае отметки в конце года тебя порадуют.

4. Для тебя четыре четверти пролетят в этом учебном году как день, в крайнем случае, как четыре дня! В I четверти будь сосредоточен и внимателен, настройся на учебу. II четверть пройдет для тебя под знаком гуманитарных наук. Тебя ждет много интересных книг. В III четверти удели внимание точным наукам. Если не будешь считать ворон, тебя ждет успех. IV четверть самая короткая и самая важная. Помни: хорошо закончишь год – получишь приз!

5. Да, приятно когда выпадает 5! В этом году пятерки в твоем дневнике будут появляться чаще, чем в прошлом. Но только при одном условии: твое поведение должно быть безупречным! Если ты вздумаешь озорничать, ходить на голове и стоять на ушах, отметки могут последовать твоему примеру. Опомниться не успеешь, как пятерки перевернутся вверх ногами и превратятся… да, да, в двойки!

6. В этом году шесть часов в школе будут пролетать для тебя незаметно. На уроках тебя ждет множество открытий, ты узнаешь очень много нового и интересного. Тебе не придется краснеть у доски или оправдываться за невыученный урок. Учеба будет даваться легко. Удача непременно улыбнется, но лишь при одном условии: никогда не забывай записывать в дневник домашнее задание. В этом весь секрет!

7. Семерка не зря напоминает своим видом топорик! «Что написано пером, не вырубишь топором» – помни об этом! Тебе стоит обратить внимание в этом учебном году на свои письменные задания. Пиши правильно, грамотно и аккуратно! Не вырывай из тетрадей листы и вовремя сдавай тетради на проверку. Если будешь поступать так все рабочие дни, то в конце недели тебя непременно будет ждать приятный сюрприз!

8. Мой друг, назови математические знаки, которые ты помнишь. А ведь есть еще один знак. Он выглядит как цифра 8, лежащая на боку и называется «бесконечность». Познавать мир, изучать науки можно бесконечно! Если ты будешь любознательным, интересующимся учеником и не будешь скучать на уроках, тогда в конце каждой четверти тебя будет ждать нечто весьма интересненькое.

9. Школьный год короче календарного, но все же это целых девять месяцев. Тот, кому выпала девятка, может быть уверен в том, что каждый из 9 месяцев будет по-своему хорош. Всю неделю прилежно занимайся, а на выходные планируй походы, экскурсии и прогулки. В этом году ты узнаешь много интересного на уроках, получишь много хороших отметок и приобретешь много новых друзей. Но помни, залог успеха – в твоем хорошем настроении!

Дынный оракул

Ссылка на Дынного оракула в Арбузном оракуле задумана как шутка – дети старшего возраста это поймут. Но конкретная заготовка (на всякий случай) должна быть. Из-за специфики расположения дынных семечек здесь не получится гадать для компании из нескольких человек. Желательно объяснить саму процедуру и предложить детям погадать дома.

На дыне нужно нарисовать фломастером рожицу и, перед тем как разрезать, провести любой магический ритуал. Например, взять за хвостик и торжественно покрутить дыню на тарелке. Дыня разрезается, косточки аккуратно отделяются. Затем ожидающий предсказания должен сам (!) подсчитать все косточки и определить, четное или нечетное выпало число.

Следует помнить, что непременно должно быть и хорошее предсказание, и не очень. Иначе дети могут заподозрить оракула в нечестности…

Чет:

Мой друг! Удача улыбнется тебе! Все твои самые сокровенные желания сбудутся, все добрые надежды оправдаются, тебе непременно повезет во всем. Этот год будет удачным для тебя. Но помни об одном условии: каждое утро тебе надо начинать с улыбки!

Нечет:

Ах, к сожалению, тебе немного не повезло. Желаниям пока не суждено сбыться. Расстраиваться, мой друг, не нужно. Жизнь такая же полосатая, как мой друг – Арбузный оракул. Наберись терпения и жди светлую полоску. Но помни: ее приход приблизят только добрые дела.

Примечание. Если к помощи оракула обращается чувствительный и ранимый ребенок, стоит проявить осторожность. Во время разрезания дыни надо незаметно спрятать одну семечку и внимательно следить за подсчетом. Как только вы увидите, что выпадает нечетное число, сразу же обнаружьте еще одну семечку, которая якобы случайно упала или прилипла к ножу.

Первое сентября в новой школе

На портале «Солнышко» выложен интересный материал – рассказ о том, как осваиваться ребенку в новой школе. Он написан не педагогом, а мамой, но в нем встречается много полезных советов и предложений, которые могут использовать как родители, так и учителя.

Вместо пролога

У меня две дочери. Четыре года назад старшая поступила в лицей, а в этом году туда же поступила и младшая. В лицее нет начального звена. Дети собираются из разных школ города. Хочу поделиться своим опытом с теми родителями, чьим детям также предстоит пойти в другую школу и влиться в новый коллектив.

Когда старшая дочь поступала в лицей, дело обстояло так. После объявления результатов вступительного экзамена наш будущий классный руководитель собрала своих учеников и провела анкетирование (см. анкету в приложении). В конце августа она обзвонила все семьи и побеседовала с родителями. 1 сентября после торжественной линейки она приветствовала каждого ученика лично словами: «Здравствуй, Катя! Проходи в класс и садись на вторую парту среднего ряда. Это будет твое рабочее место». В руки ребенку она давала карточку с надписью «Иванова Катя. Средний ряд, 2-я парта, 1 вариант». Дети положили карточки на парту и получили возможность подсмотреть, как зовут соседа. В ближайшие дни после 1 сентября был проведен классный час, где все дети познакомились (играли в «яблочко», «музыкальное знакомство», а в конце – в «прощание по кругу»). Благодаря учителю дети очень быстро сблизились. На сегодняшний день – это самый дружный класс в школе.

У младшей дочери другой педагог. Ничего подобного не намечается, поэтому мы (родители нескольких учеников) решили взять инициативу в свои руки. Вот как мы попытались организовать знакомство и сближение детей с новым классом.

Анкетирование

• На общеклассном сборе в конце августа учитель просит ребят принести свои фотографии (можно сделать снимки на цифровую камеру и на самом сборе).

• В классе проводится анкетирование (за основу взята анкета, помещенная в приложении, где можно что-то опустить, а что-то добавить). Как вариант можно предложить детям маленькие опросники по типу: напиши фамилию, имя и несколько слов о себе.

• На крайний случай можно переписать из личного дела фамилии, имена и даты рождения детей.

Приветствия и пожелания

• Родители обратились к директору, завучу, классному руководителю и педагогам с просьбой сказать несколько слов в адрес будущих учеников. Пожелания были записаны на диктофон (позже их распечатали и вывесили в классе на стенде). Тех, кто высказывал пожелания, фотографировали.

• Родители нашли информацию о школе (количество учеников, педагогов, заслуги, достижения, интересные факты, наличие собственного сайта и т.д.) и составили обращение к ученикам от лица школы.

Торжественная линейка

• На линейке, посвященной Дню знаний, родители вели фото- и видеосъемку. Снимали не только официальную часть, но и живые моменты, лица детей и педагогов крупным планом.

• По предварительной договоренности с учителем перед уроком сделали коллективный снимок класса на улице и в классной комнате (когда все дети заняли свои места за партой).

• Затем эти фотографии были использованы для стенгазеты и праздничного фотоальбома.

Оформление стенгазеты

• Родители вместе с детьми оформили стенгазету, посвященную началу года.

• В начале было зачитано обращение от лица школы. Ученики наклеили обращение и изображение школьного здания на верхнее поле (слева).

• Поздравления от директора и классного руководителя также были зачитаны и наклеены на плакат (правее).

• Последний лист (вверху справа) – список школьных дисциплин, которые дети будут изучать в этом году, и фамилии, имена и отчества учителей-предметников.

Нижнее поле было полностью посвящено одноклассникам. Возможные варианты:

1. Если есть информация об одноклассниках и их фото.

На столе раскладываются фотографии детей, отдельно – краткая информация о них, взятая из анкеты или мини-опросника. Фото желательно привести к одному размеру, информацию распечатать заранее. Детям предлагается проверить интуицию и попробовать совместить фотографии с текстом (угадать, где кто из ребят). Скорее всего, у кого-то из учеников окажутся общие интересы. Взрослым стоит обратить внимание на это. В таком случае деткам будет проще наладить контакт, завязать знакомство. Затем фотографии с текстом наклеиваются на плакат.

2. Если известны только фамилии, имена и даты рождения будущих одноклассников.

Нужно заранее подготовить карточки (например, в форме березовых листиков), на которых написаны фамилии, имена и дни рождения всех детей. Также готовятся карточки (например, в форме кленовых листиков) с толкованием имен, стихами об именах. Ребятам предлагается прочитать и наклеить заготовки, скомпоновав фрагменты так, чтобы тезки находились рядом.

Первая неделя в новой школе

• В классной комнате была организована фотовыставка по материалам фотографий, сделанных 1 сентября.

• Ребята оформили стенд «Наш класс».

• Родители выступили с инициативой продолжить традицию и выпускать стенгазету к каждому празднику и знаменательному событию.

Окончание первого классного праздника

В 1960–1970-е годы были популярны самодельные анкеты. Юноши и девушки заводили общие тетради, где вверху листа были написаны вопросы, а далее их друзья писали свои ответы. Теперь такую книжку-анкету свободно можно купить в любом магазине.

Хорошо, если в конце праздника в новом классе каждый ребенок получит подарки:

• книжку-анкету;

• небольшой фотоальбом «Наш класс».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета нового ученика

1. Имя

2. Фамилия

3. Отчество

4. Дата рождения (число, месяц, год)

5. Домашний адрес

6. Телефон домашний

7. Телефон мобильный

Номер

Кому принадлежит

8 - _ _ _ - _ _ _ - _ _ - _ _
8 - _ _ _ - _ _ _ - _ _ - _ _
8 - _ _ _ - _ _ _ - _ _ - _ _

8. Напиши номер школы, где ты закончил(а):

1-й класс  
2-й класс  
3-й класс  
4-й класс  

9. Отметь галочкой те предметы, которые тебе больше всего нравились в начальной школе. Если какой-то из этих предметов ты не изучал(а), вычеркни его.

русский язык
математика
чтение
иностранный язык

окружающий мир
информатика
физкультура
музыка (пение)

рисование
труд
ритмика
театр

10. Отметь галочкой те предметы, которые, по твоему мнению, будут самыми интересными в старших классах. Если какой-то из этих предметов тебе совсем не знаком, подчеркни его.

русский язык
математика
литература
иностранный язык
география
история

информатика
физкультура
обществоведение
биология
анатомия
химия

астрономия
музыка
рисование
труд
геометрия
алгебра

11. Если бы тебе предложили участвовать в художественной самодеятельности, чем бы ты с удовольствием занимался (занималась)?

пение в хоре
сольное пение
театральная деятельность
танцы
ничего из перечисленного выше мне не нравится
я не люблю выступать

12. Знаком(а) ли ты с кем-нибудь из твоих будущих одноклассников? Если да, напиши их имена и фамилии.

13. Есть ли у тебя хобби или любимое занятие? Если да, напиши, какое.

14. Занимаешься ли ты спортом? Если да, напиши, какую секцию ты посещаешь.

15. Занимаешься ли ты музыкой? Если да, напиши, на каком инструменте ты играешь.

16. Занимаешься ли ты в Доме детского творчества (или в подобном учреждении)? Если да, напиши, какой кружок (студию) ты посещаешь.

17. Есть ли у тебя домашние животные? Если да, напиши какие.

18. Любишь ли ты читать книги? Если да, перечисли несколько прочитанных недавно книг, которые тебе больше всего понравились. Укажи автора, если помнишь.

1.
2.
3.
4.

19. Отметь галочкой те предметы, которые ты считаешь хорошим подарком (например, на день рождения). Вычеркни те, которые тебе совсем не нравятся.

настольная игра
художественная книга
энциклопедия
набор для творчества
интересный фильм
мягкая игрушка
несколько игрушек в одном наборе

TopList