Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Сценарии

Классный час

Константин Хомутский ,
г. Москва

Прогулка по Парижу

Как начать разговор о каникулах

С наступлением нового учебного года в школах, как правило, проводятся классные часы на тему: «Как я провел каникулы». Автор этого материала предлагает использовать необычную форму занятия-прогулки для серии классных часов, на которых ребята получат возможность не только поделиться своими впечатлениями о лете, но и узнать много нового о различных городах и странах. Хорошим образцом для школьников послужит история поездки самого учителя, ведь учеников, скорее всего, заинтересуют и восхитят рассказы значимого для них педагога, будь то его путешествие в небольшой провинциальный городок или в Париж.

Оборудование: мультимедийный проектор, фрагменты видеозаписи путешествия учителя; возможно оформление класса фотографиями с изображением педагога, а также фотографиями и открытками с видами Парижа, необычными сувенирами из Франции.

Введение в тему

Учитель. Ребята, уже начался новый учебный год, но у всех у нас наверняка еще живы впечатления о недавних летних каникулах. Очень интересно было бы узнать, кому где удалось побывать летом!

Школьники по желанию называют и кратко рассказывают о тех местах, куда они ездили во время каникул.

Учитель. Знаете, я тоже хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Недавно я побывал в замечательной стране – во Франции. Сегодня я принес с собой фрагменты видеозаписи своего путешествия и теперь предлагаю нам всем вместе прогуляться по Парижу. Но сначала узнаем, что вы знаете о Франции.

Ученики делятся своими мыслями. Можно им задать вопросы об этой стране.

Возможные вопросы:

1. Где находится Франция?

2. К какой части света она относится?

3. С какими странами граничит?

4. Какими морями/океанами омывается?

5. Какие города этой страны вам знакомы?

6. Имена каких известных людей связаны с Францией?

Учитель. Я вижу, вы уже немного знакомы с местом нашей сегодняшней прогулки. Что ж, тогда мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну мушкетеров и столицу мировой моды!

Комментарий: если ученики изучают французский язык, то можно вспомнить вместе с ними о трепетном отношении французов к своему языку и затем в течение классного часа использовать по возможности французские слова и выражения.

1792 ступеньки от земли

Учитель. А начнем мы нашу прогулку, пожалуй, с символа этого красивого города. О чем идет речь?

Школьники высказывают свои версии, называют Эйфелеву башню.

Учитель. Когда подходишь к Эйфелевой башне, ее не видно, она как будто спряталась (это очень необычно: такая огромная башня – ее высота достигает 318 метров, – а спряталась). Вы, наверное, много раз видели знаменитый вид Эйфелевой башней на картинках, открытках и в кино. Так вот, чтобы ее увидеть, нужно выйти на станции метро «Трокадеро» – тогда перед вами предстанет тот самый чудесный пейзаж. Как вы видите на экране, существует два билета, чтобы подняться на эту красавицу: до второго этажа – пешком и дальше – на лифте. Итак, сейчас мы с вами поднимаемся пешком на второй этаж и там немного отдохнем. Посмотрите, отсюда открывает изумительный вид на Париж и на знаменитую реку Сену.

Пока на экране панорама Парижа, открывающаяся со второго этажа Эйфелевой башни, школьникам можно задать вопросы, касающиеся этой достопримечательности.

Возможные вопросы:

1. Какова высота Эйфелевой башни? (318 метров.)

2. Сколько у нее уровней? (Три.)

3. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы забраться на самую вершину башни? (1792 ступеньки.)

Учитель. Чтобы увидеть Париж во всей красе, заберемся повыше. До третьего этажа можно добраться только на лифте. Садимся, поднимаемся, выходим. Ого! Такое ощущение, что земля уходит из-под ног. И это неспроста: оказывается, вершина Эйфелевой башни отклоняется на несколько градусов от своей оси, поэтому создается этот эффект невесомости. Есть такое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Означает оно приближение к чему-то большому и значительному, исполнение мечты, ощущение абсолютного счастья. От себя добавлю, что вот это самое ощущение возникает именно на третьем уровне Эйфелевой башни, откуда весь Париж виден как на ладони.

Пока на экране отображается панорама города, можно вместе со школьниками вспомнить истории и легенды, связанные с Эйфелевой башней.

Учитель. Интересным остается тот факт, что далеко не все жители столицы Франции разделяли идею строительства Густавом Эйфелем этого сооружения. Многие считали, что башня портит прекрасную панораму Парижа. Например, среди ярых противников башни был известный французский писатель Виктор Гюго. Но при этом он каждый день приходил обедать в ресторан на втором этаже Эйфелевой башни. На вопрос о том, почему он это делает, Гюго остроумно ответил: «Это единственное место Парижа, откуда ее не видно!»

В сердце звезды

Учитель. Что ж, пора спускаться, нас еще ждет остальной Париж! Сейчас мы с вами будем двигаться в направлении Триумфальной арки. От Эйфелевой башни до нее можно добраться пешком. А вот и Триумфальная арка! Находится она на площади Шарля де Голля, которая раньше называлась площадью Звезды (мы еще вернемся к тому, почему эту площадь так назвали). Триумфальная арка была построена по приказу императора Наполеона I как символ величия его империи и его триумфа. Строилась она долгие тридцать лет, с 1806 по 1836 год. За образец была взята Триумфальная арка императора Константина, которая находится в Риме. Кстати, а в каких других городах мира есть свои триумфальные арки?

Школьники высказывают свои предположения. Ответ: в Берлине, в Москве.

Учитель. У Триумфальной арки тоже есть своя смотровая площадка – поднимемся туда. Лифтов здесь нет, так как высота всего 50 метров. Теперь осмотримся. Смотрим вправо, влево, вперед, назад. Ничего не замечаем? Арка находится в центре соединения нескольких улиц, тем самым как бы образуя точку пересечения лучей звезды. Вот почему прежнее название места расположения арки – площадь Звезды. На стенах Триумфальной арки выгравированы имена шестисот шестидесяти офицеров, погибших в боях за армию Наполеона I.

Королевская резиденция

Учитель. Ну что, продолжим прогулку? На очереди один из самых известных музеев в мире! Какой музей я имею в виду?

Школьники говорят свои версии, называют Лувр.

Учитель. Чтобы добраться до Лувра, мы немного пройдемся по Елисейским Полям, а затем спустимся в метро – и через несколько минут уже выйдем со станции «Лувр Риволи» и окажемся напротив знаменитой пирамиды Лувра. Лувр не всегда был музеем, раньше в нем находилась королевская резиденция. Ну а сегодня мы можем восхищаться поистине королевскими шедеврами живописи, скульптуры и другими предметами работы художников разных стран мира. Какие экспонаты, выставленные в Лувре, известны вам?

Ученики называют известные им картины и скульптуры, которые находятся в Лувре.

Учитель. Лувр очень большой – чтобы обойти его весь, нужно немало времени. Посмотреть всё мы с вами, к сожалению, не успеем (надеюсь, вы сделаете это, когда окажетесь там сами), но мимо двух величайших шедевров мировой культуры точно не пройдем! Речь идет, конечно, о Венере Милосской и Джоконде. Рассмотрим их поближе. Упс! Возле картины Леонардо да Винчи «Джоконда» нас ждет сюрприз. Вопреки мнению, сложившемуся об этой великой картине, «Джоконда» оказывается совсем небольшим полотном. Кроме того, рассмотреть ее очень близко не получится: сама картина находится под специальным стеклом, чтобы многочисленные туристы не повредили этот шедевр искусства, а за метр до нее стоит барьер, запрещающий дальнейшей продвижение. И все-таки встреча с подлинником Леонардо да Винчи – впечатление незабываемое. Увидеть «Джоконду» воочию – дорогого стоит!

Комментарий: в разговоре о картине Леонардо да Винчи «Джоконда» и ее красоте, талантливом исполнении и значимости в истории искусства можно вспомнить с ребятами рассказ Р.Брэдбери «Улыбка», посвященный этой картине и теме великого и прекрасного в жизни человека.

Учитель. В другом зале нас поджидает прекрасная Венера Милосская! Что вы знаете об этом произведении искусства?

Школьники рассказывают, что знают о Венере – богине любви. Можно вспомнить вместе с ними мифы, связанные с этой богиней.

Учитель. Венера Милосская – очень древняя скульптура, она создана в 100 году до н.э., а обнаружена была в 1820 году при раскопках античного театра древнего города Милоса. Статуя просто завораживает своей утонченностью и красотой. Туристы обычно ходят вокруг нее долго, несколько минут, пополняя свою коллекцию фотоснимков различными ракурсами Венеры. Конечно, на этом экскурсия по Лувру не заканчивается, и впереди еще много всего интересного, но пусть это пока останется загадкой, которую вам со временем, надеюсь, удастся разгадать, когда вы попадете в этот знаменитый французский музей.

Заключение

Учитель. Вот и подходит к концу наша прогулка по Парижу. Но вы же понимаете, что и в Париже, и в целой Франции, да и во всем мире еще очень и очень много красивых и интересных мест! И в каких-то из этих мест наверняка побывали и вы. Поэтому я предлагаю сегодняшний классный час сделать началом серии подобных прогулок по замечательным и необычным местам России и мира, в которых кто-то из нас побывал и хочет поделиться впечатлениями со всеми остальными!

В заключение классного часа можно предложить ребятам подумать, какими впечатлениями от путешествий могли бы поделиться они со своими одноклассниками, и, например, через неделю составить совместно с учениками план занятий-прогулок по тем местам, о которых решат рассказать сами школьники.

Фото автора

TopList