Идеи
Работа с учениками
Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург ;
Нина Зорская ,
замдиректора по воспитательной работе ;
Тамара Рощина ,
педагог дополнительного образования, школа №590, г. Санкт-Петербург
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург ;
замдиректора по воспитательной работе ;
педагог дополнительного образования, школа №590, г. Санкт-Петербург
Школьный домовенок
Необычный гость, или Линейка с продолжением
Идея появления на празднике забавного существа, которое воплощает дух школы, необычна. Но, как показал опыт, дети очень нуждаются в добром и приветливом друге, в том, чтобы первая встреча со школой или возвращение в нее после долгих каникул начинались с улыбки.
Первого
сентября в России отмечают прекрасный праздник
День знаний. В школах проходят традиционные
праздничные линейки. На них звучат
приветственные речи, читаются стихи, поются
песни, разыгрываются сценки. Каких только
персонажей не увидишь в этот день на школьном
крыльце! Тут могут появиться герои сказок и
кинофильмов, звезды эстрады, исторические
деятели, музы и даже сами школьные науки. Сыграв
свои роли, они покидают школу до следующего Дня
знаний или до другого масштабного события. Может
быть, они вернутся, а может, нет.
Мы хотим рассказать вам о персонаже, который, появившись на школьном крыльце 1 сентября, возвращается к ребятам вновь и вновь. Его зовут Пчелыч. Он очень добрый, общительный и довольно симпатичный. У него приветливая мордашка и великолепная улыбка. Одевается Пчелыч в яркий полосатый костюмчик. Кто такой Пчелыч? Ну, если хотите, это такой большой домовой пчел.
Почему
к нам приходит именно Пчелыч? Это давняя история.
Когда-то много лет назад (лет 16 примерно) в школе
был объявлен конкурс на лучший вариант школьной
эмблемы. Среди других интересных вариантов
выделялся лаконичный рисунок одной школьницы.
Она изобразила… пчелиные соты. Эмблема
понравилась и с точки зрения художественных
достоинств, и с точки зрения идейного, так
сказать, содержания. В самом деле, пчелы –
дружные, работящие, организованные и толковые
создания, и в этом на них вполне можно равняться.
Не зря говорят: «Он трудится, как пчелка». В общем,
в итоге был утвержден именно пчелиный вариант. С
тех пор пчелиная терминология прочно вошла в
жизнь школы. Например, помещение, в котором
занимаются ученики начальной школы, называется
деревня Пчелкино, название лицейской газеты –
«Из жизни пчел», а директора школы частенько
именуют Главным пасечником…
Однако нам пора вернуться на школьное крыльцо. Итак, на нем появляется Пчелыч. Кстати сказать, он может существовать в двух ипостасях. Во-первых, роль Пчелыча может исполнить загримированный школьник. Ну и конечно, Пчелыч может быть обычной мягкой игрушкой. Приветствуя собравшихся, он по секрету сообщает, что живет в школе с момента ее постройки, радуется ее успехам и переживает из-за неудач. И, конечно, знает обо всем, что происходит в стенах школы. Особо приветствует Пчелыч самых младших участников праздничной линейки – первоклассников. Он поздравляет их с началом учебы и высказывает свою уверенность в том, что непременно подружится с такими замечательными ребятами. Пчелыч желает первоклашкам хорошего настроения и успехов и обещает приходить к ним в гости. Еще раз поздравив всех с праздником, Пчелыч удаляется. Линейка вскоре завершается, но общение Пчелыча с учениками только началось.
Проходит
неделя, другая, и вот в один прекрасный день
Пчелыч появляется у первоклашек на уроке. Если
роль Пчелыча исполняет актер, то он приходит в
класс сам, если же Пчелыч игрушка, то его либо
приносит кто-то из педагогов, либо незаметно
достает учитель. Пчелыч начинает общаться с
первоклашками. Оказывается, он действительно
прекрасно знает все, что происходит в классе,
знает, чему научились дети за эти дни, знает, что у
них получается и что вызывает затруднения. Мало
того, оказывается, Пчелычу известно даже, кто с
кем дружит и кто с кем поссорился.
Добрый Пчелыч дает детям полезные советы о том, как вести себя на уроке и дома, во что играть на перемене и во дворе, мирит ребят. Интересно, что мнение Пчелыча оказывается весьма значимым для маленьких учеников, они стараются следовать его советам. Прощаясь, Пчелыч напоминает ребятам о том, что теперь они тоже жители школы, просит беречь ее так же, как мы все бережем свой дом. Пчелыч обещает навещать ребят, а если навестить по какой-нибудь причине не получится, обещает прислать письмо.
И в самом деле, время от времени дети получают письма от Пчелыча. В письмах могут содержаться поздравления, предложение провести творческий конкурс (например, конкурс рисунков), напоминание о том, как себя вести (например, находясь на улице). Ну а если поведение некоторых учеников оставляет желать лучшего, Пчелыч может написать, что очень огорчен теми или иными поступками или происшествиями и вынужден отложить свой визит. Но надеется, что в ближайшее время все наладится, и он снова окажется в классе у своих друзей – первоклассников.
Пчелыч
любит приходить на праздники, поздравлять детей
и учителей и веселиться вместе с ними. Иногда
Пчелыч приходит не один, а со своими друзьями –
известными персонажами, которых любят дети,
Буратино, Феей, Незнайкой, Котом в сапогах и
другими. В особых случаях Пчелыч может навестить
кого-нибудь персонально. Поддержать в трудную
минуту, поговорить по душам, подарить
что-нибудь… Пчелыч объясняет ребятам, что в
жизни не все бывает гладко, чаще бывает так, как
на его костюмчике, – светлая полоска, потом
темная, зато потом – снова светлая! Редко, но
бывает и так, что Пчелыч отправляется к школьнику
домой, погостить на выходные или на каникулы
(конечно, в виде игрушки).
Так персонаж, который приветствовал школьный коллектив на линейке 1 сентября, становится другом и помощником для детей и для педагогов, становится полноправным жителем школьного города. И нам кажется, что в каждой школе найдется место для своего доброго Пчелыча.
Фото из архива школы