Идеи
Работа с учениками
Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов
доктор педагогических наук, г.Саратов
Лицо подросткового кризиса
Индивидуальная траектория развития
Трудности взросления у любого подростка проявляются по-своему. Выход из личностного кризиса всегда уникален и не может подходить сразу всем. Индивидуальная образовательная траектория – путь ребенка к самому себе, к пониманию своих особенностей, поиск собственных способов решения индивидуальных и личностных проблем. Именно в работе с индивидуальными траекториями развития полнее всего проявляется помогающая позиция взрослого.
Нет детей – есть люди, но с иным
масштабом понятий,
иным источником опыта, иными стремлениями.
Януш Корчак
Когда меняется тело
Разработка индивидуальной траектории развития начинается с определения исходных проблем/затруднений у подростка. Как ни банально звучит – кризис действительно является точкой, из которой начинает развиваться качественно новое состояние человека. А развитие – это и есть изменение.
Момент этот весьма сложен, тем более при том количестве и глубине проблем, с которыми сталкивается современный старшеклассник. Это проблемы и социального плана, например лидерства/отверженности, и личностного – неразделенная любовь, неприятие своей внешности… Родители да и сами старшеклассники замечают признаки депрессивных состояний или же повышенной агрессивности. Многие из насущных проблем подростка напрямую зависят от взаимосвязанных, но не синхронных процессов его биологического созревания, индивидуализации и социализации.
В качестве проблемы подростки чаще всего упоминают лень. А она вызывается специфической для подростков повышенной утомляемостью. «От чего бы им уставать?! – воскликнет иной взрослый. – Мне бы их заботы!»
Не будем вдаваться в анализ школьной нагрузки, которая составляет подчас 8 уроков в школе и 4–5 часов домашней подготовки, что и взрослый-то не выдержит. Это требует очень много энергии. Кроме того, вспомним, как часто мы вынуждены покупать отпрыску новые джинсы, так как старые, еще совсем новые, стали коротки. Причиной служит усиленный рост, также требующий много энергии. И как следствие мы имеем чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до полного изнеможения.
Зная это, психолог рекомендует родителям и учителям при разработке индивидуальных траекторий развития учитывать возможности «отсроченных поручений», «отсроченных домашних заданий» (на неделю, на месяц, на четверть). При этом подросток сам сможет выбрать время для их выполнения и определить для себя интенсивность предстоящей работы.
Пример 1. На листе бумаги записать все просьбы к подростку, либо сгруппировав их в порядке значимости для семьи/школы, либо пометив восклицательным знаком особо срочные, либо просто перечислив в свободном порядке, переадресовав их сортировку самому ученику. Далее вместе с ним прочитать этот листок и предложить его подростку в качестве шпаргалки «по домашним поручениям», скажем, на недельный срок и в течение этой недели стараться не напоминать ему о том, что надо сделать, не стоять над душой, но всегда хвалить и благодарить за выполненное. Конечно, стоит оговорить, что за это время могут возникнуть и экстренные поручения.
Подобные виды работы помогают старшекласснику развить у себя чувство ответственности, не мучаясь от подчас мелочной опеки взрослых, учась распределять свои силы, свою энергию.
Хорошо зарекомендовали себя и психологические тренинги регуляции состояний. Да и в обычной беседе всегда можно познакомить подростка со способами восстановления физических и психических сил, объяснить ему приемы осуществления усилия над собой. Но также важно и проанализировать те случаи, когда это усилие необходимо, а когда излишне и даже вредно.
Иногда просто-напросто следует рекомендовать родителям разрешать подростку полежать подольше, поваляться и насладиться реальным ничегонеделанием. Но состояние подростковой лени необходимо отличать от депрессии!
Пойдем дальше. Увеличивается беспорядок в комнате, все свалено как попало, вещи ломаются сами по себе, все летит из рук и ребенок напоминает иллюстрацию к поговорке «Как слон в посудной лавке». Почему нарушился контроль движений? Подростку еще незнакомо новое соотношение роста мышц и мышечной силы, и мы становимся свидетелями временного нарушения координации у них! В принципе к неряшливости также приводит перестройка тонкой моторики. Ухудшение почерка – внешнее проявление этого изменения в организме.
Такой же результат мы получаем и от известной подростковой импульсивности: порой подростки сначала делают, а потом думают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Взрослые часто переживают, что повторять что-либо подростку приходится чуть ли не десять раз. А причиной этого является не вредность растущего человека, а замедленная реакция на обращения.
Любимые словечки, молодежный сленг, так выводящий нас из себя, естественным образом вытекает из особенностей развития в этот период речевой сферы, приводящим к стереотипам в речи и «глагольной речи» у мальчиков («Я его хрясь! А он бежать!»).
В этих случаях также поможет поддержка взрослого человека, которая может заключаться в специальных занятиях по развитию моторики, устной и письменной речи. Кстати установлено, что если ежедневно барабанить пальцами по твердой поверхности в течение хотя бы 10 минут, то объем памяти постепенно возрастает. Но объем памяти увеличивается и сам по себе за счет логического осмысления действительности. У подростков нарастает способность к абстрактному мышлению, и эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Как следствие развивается воображение, склонность к мечтательности, что влечет за собой появление всяческих баек, подросткового фольклора, потребности вербально реализовать фантазию.
Доминанту романтики вызывает к жизни и доминанта напряженности: стремление 14–15-летних к мечтам, неизвестному и рискованному общеизвестны. Их мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Фантазии становятся и основой экспериментального опробования собственных потенциальных возможностей.
Чаще всего подростковая напряженность выражается в раздраженно-капризном поведении. Оно вызвано главным образом тем, что, открыв свое «Я», подростки еще не знают, что с ним делать.
Наконец, каждый подросток переживает периоды циничного и прагматичного отношения к окружающим. Они уверены в том, что всё знают, в жизни разбираются лучше «предков», признают только свою точку зрения.
В поисках уважения
Следует иметь в виду, что подросткам свойственно «срисовывать» основную линию поведения у авторитетного, с его точки зрения, человека. Им может стать тот, кто чем-либо поразил его воображение, разбудил фантазию: значимый человек, герой художественного произведения, фильма и т.п. Поскольку подросткам свойственно проявлять некритичность к подлинному объему собственных знаний и умений, они способны идентифицировать себя с «идеалом» до такой степени, что делают его культурные установки (к сожалению, не всегда позитивные!) своими.
Причем мечты и фантазии подростка, которые взрослые принимают за «наглую ложь», помогают им защитить «Я», являются маской, за которой они прячутся от действительности. Ведь на вопрос «легко ли быть молодым?» уже давно найден однозначный ответ… Можно ли чувствовать себя легко, проявляя обеспокоенность любыми отклонениями от идеала, навязанного СМИ?!
Обратимся к воспоминаниям о подростковом возрасте лидера молодежи прошлых лет Ди Снайдера: «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе Мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что Мать-природа – настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ! Его же видно на сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет!»
Знакомое описание, не правда ли? Кроме того, в подростковом возрасте возникает диспластичность, избыточный вес. И ранее любимые занятия физкультурой вызывают, особенно у девочек, отрицательные эмоции. На какие только ухищрения они не идут, чтобы получить от врача освобождение от этих уроков! Поэтому следует быть внимательным, чтобы отличить ложную просьбу от истинной проблемы.
И неумение обращаться с «Я», и романтическая направленность, и подростковый цинизм представляют определенную опасность, так как порождают гиперболизированное «Я сам!», «Я творец собственной биографии», субъективную готовность на всё в жизни. Конечно, при этом большую роль играет и желание попробовать новые острые ощущения, не отстать от компании сверстников, более раскованно себя чувствовать. Это провоцирует ребят на проверку собственных сил курением, алкоголем, наркотиками, сексуальными связями. Они делают различные попытки доказать друг другу и самому себе свою взрослость, совершая, например, экстремальные поступки представляющие опасность для самих себя или для общества.
Впрочем, подростки, как и все другие представители человечества, вправе отстаивать собственную линию поведения, взгляды, пытаться расширить свои права и претендовать на уважение собственной личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности (другой вопрос – в какой форме осуществляются эти попытки?).
Отсутствие же адекватной доли уважения, доверия, такта со стороны взрослых и непризнание ими их прав на определенную самостоятельность детей естественным образом приводит к тому, что подрастающее поколение становится более раскованным, уверенным в себе по отношению к взрослым, а нередко и пренебрежительно-снисходительным, делая попытки отчуждения.
Но мир взрослых, вроде бы внешне становясь более доступным, тоже всячески дистанцируется от подростков, оправдывая это постоянной занятостью, чувствуя себя неуверенно в общении с взрослеющими детьми из-за отсутствия сегодня четких моральных установок и нравственных требований. «Что такое хорошо и что такое плохо?» – стало для современных родителей вопросом посложнее знаменитого «Что делать?».
Какой же стиль поведения выбрать взрослым? Кнут или пряник? Воспитывать и относиться к растущему человеку так, как удобно нам, или так, как хочет он? А может, компромисс? Все эти вопросы стары как мир. И каждое поколение по-своему отвечает на них. Почему они возникают, вроде бы понятно. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуации: если взрослому нужно послушание 13–15-летнего человека, в большинстве случаев он выбирает позицию «Ты ЕЩЕ ребенок». Если же нужна его ответственность, то предпочитает диаметрально противоположную позицию: «Ты УЖЕ взрослый».
Поэтому и мы постараемся смотреть на ситуацию «со своей колокольни», с точки зрения свободного воспитания человека, способного жить в нашем постоянно меняющемся мире.
Для сохранения психического и физического здоровья подростка взрослым рекомендуется придерживаться позиции друга и принципа команды. Не ограничивать инициативу подростка, не глушить проявления их «Я», а содействовать становлению. Обратите внимание: СО-ДЕЙСТВОВАТЬ. То есть совершать вместе с ним реальные совместные действия.
Как? Может, стоит, не дожидаясь, когда подросток устанет ждать от нас понимания и будет избегать контакта, начать перестраивать собственное отношение к нему? Итак, адекватное отношение окружающих к процессу взросления и в первую очередь понимание ситуации взрослыми непосредственным образом влияет на его физическое и психическое благополучие. Поэтому, на наш взгляд, стоит прислушаться к совету П.Д. Юркевича – совету почти двухсотлетней давности, но до сих пор актуальному в отношении общения с подростком: «Его не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным».
Разработка индивидуальной траектории
В нашей практике разработки и реализации индивидуальных траекторий обучения, воспитания и развития эффективным показал себя процесс, когда взрослый совместно с подростком выясняет: где именно и как можно и нужно расширить самостоятельность и права растущего человека, повысить его требовательность по отношению к самому себе, увеличить зону его индивидуальной свободы и ответственности.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) осуществляется в определенной последовательности.
1. Педагог (при необходимости – совместно с психологом) на основе личных наблюдений, изучения документов ученика, в том числе его портфолио, анализирует индивидуальные особенности старшеклассника, в том числе стиль его межличностного общения, качественную динамику учения за все годы, образовательные предпочтения (учебные и внеурочные), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким образом, педагог в первом приближении разрабатывает собственную версию ИОТ для учащегося.
2. В процессе организованной им серии индивидуальных бесед или групповых обсуждений он совместно со старшеклассником обсуждает его возможности и перспективы построения ИОТ, мотивируя учащегося на формулирование им собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося.
3. Для формирования готовности обучающихся к ответственному свободному выбору содержания ИОТ и развития соответствующих навыков педагог моделирует педагогические ситуации (тренинги общения, деловые игры и т.д.) или использует спонтанно возникающие в учебно-воспитательном процессе, в микро- или макрогруппах, в которые включен учащийся.
4. Старшеклассник и педагог совмещают свои представления об ИОТ и корректируют, определяя последовательность, темп выполнения запланированной деятельности и прочие ее аспекты. Результаты фиксируются в зачетных книжках (дневниках) учеников.
5. Педагог удостоверяется в том, что старшеклассник понимает результаты выбора (беседы, наблюдения за поступками в учебной и внеурочной сфере) и принимает на себя ответственность за них, и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации «пробной» (кратковременной) ИОТ, консультируя при необходимости. При этом он наблюдает за характером межличностного общения ученика, фиксирует и изучает динамику его продвижения по траектории и при необходимости создает мотивирующие ситуации для стимулирования активности учащихся.
6. Также он координирует работу других педагогов школы и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников, представителей фирм и учреждений социума, причастных к процессу реализации ИОТ. Как правило, при этом происходит совместная с ними и учениками корректировка индивидуальных образовательных траекторий.
7. Формирование мотивации и коррекция продвижения старшеклассника по ИОТ происходит в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, дебатов, дискуссий для обучающихся и родителей. При этом анализируются как типичные проблемы обучающихся, связанные с особенностями старшего школьного возраста, так и специфичные для ситуации индивидуальных траекторий проблемы общения и учения (индивидуальные способы достижения успеха, сочетание индивидуальных образовательных интересов с требованиями государственного стандарта образования в части минимального его содержания, межличностные отношения в процессе выполнения групповых проектов, и др.).
8. Со своей стороны, реализуя запланированную деятельность, обучающиеся встречаются с проблемными ситуациями учения и межличностного общения, которые не могут разрешить самостоятельно. Обращаясь с запросом о поддержке к педагогу, они вступают в ситуацию взаимодействия с ним, активно участвуют в смоделированных им ситуациях деятельности и общения. В результате ими разрабатывается индивидуальный алгоритм самостоятельного разрешения проблемы или же они приобретают необходимый для этого опыт.
10. Педагог совместно со старшеклассниками организует презентацию результатов реализации ИОТ и рефлексию процесса в целом в разнообразных формах (от индивидуального общения, микрогрупповых обсуждений до массовых КТД и шоу-технологий).
Варианты решений
Мы не будем приводить примеры разработки и реализации нами учебных индивидуальных траекторий (знаниево-, творчески-, практико-ориентированных), оставив этот материал на откуп сугубо педагогическим журналам. Обратимся к вопросу педагогического сопровождения индивидуально ориентированных воспитательных образовательных траекторий.
Совместная работа психолога, педагога, родителей и подростка в этом случае затрагивала поведение и общение старшеклассника во внеурочных и внешкольных ситуациях в том случае, когда он не мог решить какую-либо из своих проблем самостоятельно.
Подростки вправе отстаивать собственную линию поведения, взгляды, пытаться расширить свои права и претендовать на уважение собственной личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности.
В процессе совместной рефлексии причин неудач взрослые (сочетание их разнообразно: психолог – учитель, психолог – родитель и т.д.) приходили к той или иной степени договоренности (от которой зависит выбор педагогом варианта педагогического сопровождения: опека, поддержка и др.) о разработке плана действий и изменения стратегии поведения. Далее совместно с подростком ими проектировалась последовательность его самостоятельной деятельности, включающей чтение научно-популярной и художественной литературы, просмотр спектаклей и художественных фильмов соответствующей прецедентной направленности, посещение специализированных сайтов и чатов в Интернете, диагностические процедуры.
Для формирования мотивации деятельности психолог организовывал серию индивидуальных бесед, тренингов, способствующих пониманию учеником неэффективности выбранной стратегии поведения, микрогрупповых встреч учеников, имеющих сходную проблему или уже благополучно разрешивших ее, включал ученика в состав исполнителей спектакля в аналогичной или прямо противоположной роли и т.д.
Как правило, реализация старшеклассником индивидуальных траекторий развития приводила к изменению у него стратегии выхода из конфликтной ситуации, формированию умения находить компромисс, сотрудничать. Позитивным побочным эффектом реализации индивидуальной воспитательной траектории в данном случае выступали знания о типах выхода из конфликтной ситуации, знакомство с произведениями культуры, а также формирование умения общаться в Интернете и находить там нужную информацию.
Пример 2. Старшеклассница Валя воспринимала себя негативно. Среди ее ответов на вопрос «Кто я?» фигурировало: «Я неудачница», «Я неумелая», «Я некрасивая». В процессе первой беседы психолог попросил ее каждый вечер подсчитывать хорошие события. Вторая встреча: подсчет результатов. В качестве позитивных жизненных ситуаций выступили просмотр фильма и «четверка» по алгебре.
Обсуждение помогло выявить множество незначительных положительных моментов в жизни девушки, на которые она ранее не обращала внимания. Психолог и классный воспитатель помогли ей найти тематические сайты в Интернете, порекомендовали форумы, подобрали соответствующую литературу, предложили посетить группу общения. Позитивный эффект: Валя научилась радоваться маленьким ежедневным победам, видеть хорошее даже в негативных событиях.
Пример 3. Проблема Ивана заключалась в неумении разумно расходовать карманные деньги. Психолог совместно с классным воспитателем предложили ученику составить собственный бюджет на месяц, исходя из строго фиксированной суммы денег. Для этого они попросили его представить, что он уже начал самостоятельно зарабатывать деньги и планировать свой собственный бюджет. Затем он обозначил на листе бумаги предполагаемый возраст, в котором возможно самостоятельное материальное обеспечение; предполагаемое образование, профессию, место работы и должность; приблизительную сумму денег, составляющую месячный доход; основные и второстепенные статьи расходов; содержание этих статей с указанием предполагаемой суммы денег на каждый пункт расхода в месяц.
В том случае если ученик затруднялся с ответами на эти вопросы (а это случалось практически всегда), психолог рекомендовал ему соответствующие сайты и форумы в Интернете, предлагал узнать цены на товары повседневного спроса, цены на жилищно-коммунальные услуги. С помощью представителей различных фирм и учреждений классный воспитатель организовал стажировку старшеклассника для того, чтобы он попробовал планируемую им профессиональную и социальную роли, соотнес объем физических и эмоциональных затрат с количеством заработанных в процессе стажировки денег.
В процессе последующих встреч ими обсуждались профессиональная ориентация, установка школьника на социальную роль в коллективе; качественное и количественное деление статей расходов на основные и второстепенные; учтены ли учеником в списке статьи расходов на удовлетворение культурных нужд (посещение театров, музеев, покупка книг и т.п.); какая доля бюджета отведена на обеспечение самообразования и повышения культурного уровня.
Итог: работая над заданием, старшеклассник получил возможность убедиться в прикладном значении математики, задуматься над собственными культурными запросами и потребностями, уточнить профессиональную направленность образовательных интересов. Полученные данные послужили исходным материалом как для индивидуальных бесед с учащимися, так и для групповых бесед, классных часов, ролевых игр.
Пример 4. Игорь, ученик 10-го класса, был переведен в гимназию из обычной сельской школы по семейным обстоятельствам. Ситуация смены места жительства и образовательного учреждения привела к резкому падению успеваемости и, как следствие, к снижению самооценки. Изучение его индивидуальных особенностей показало: способный, старательный, ищущий ученик, открытый общению. Однако у него существуют пробелы в образовании, что связано с отсутствием в селе педагогов по некоторым предметам. В ходе индивидуальных бесед с Игорем было решено «помочь себе самому» и спроектировано два варианта разрешения проблемы.
Мир взрослых всячески дистанцируется от подростков, оправдывая это постоянной занятостью.
Первый заключался в том, чтобы составить себе индивидуальную образовательную траекторию, объединяющую изучение актуального содержания учебных дисциплин и материал предыдущих лет обучения (линейная траектория). Второй вариант отличался именно непоследовательностью изучения предыдущего материала, обращение к которому происходило в момент встречи с учебной проблемой. Старшеклассник принял решение объединить эти два варианта.
Совместно с педагогами была разработана траектория, включающая как последовательное повторение, так и незапланированное обращение к той или иной теме. Педагоги школы были предупреждены, что Игорь имеет право изучить необходимые ему темы на уроках в других классах. Были отобраны необходимые средства учения на электронных и бумажных носителях. Итог: Игорь обрел уверенность в своих силах, успокоился, научился планировать свой день, приобрел навыки свободного выбора.
Пример 5. В 10-м классе учились несколько девочек, чье желание похудеть превосходило все разумные нормы и уже начинало негативно сказываться на их здоровье. В этом случае классный воспитатель пригласил на микросовещание их родителей, а также тех мам, дочери которых уже благополучно избавились от комплекса полноты, врача-диетолога и психолога, учителей биологии и физкультуры. Состоялся конструктивный обмен опытом. Впоследствии педагоги-предметники якобы невзначай увлекли девочек работой над групповым междисциплинарным проектом, посвященном разработке индивидуальной программы физической нагрузки и индивидуальной оптимальной диеты для снижения веса. Эти ученицы, справившись со своей проблемой, открыли в школе консультационный пункт для желающих стабилизировать свой вес или скорректировать фигуру.
Пример 6. Группа подростков заявила о нежелании ходить в школу, мотивируя это тем, что «если надо, мы и сами вместо учителей эти уроки проведем, и расписание вместо завуча составим». В процессе совместных бесед психолога и воспитателя со старшеклассниками родился групповой проект «Идеальная школа».
Им предложили пофантазировать на тему «Если бы директором был я…», и перед ними поставили цель разработать концепцию, структуру и содержание образовательного процесса в своей «идеальной школе». Вначале обсуждение приняло вид мозгового штурма, но затем участники занятия в соответствии со своим видением модели образовательного учреждения разделились на микрогруппы. Несколько человек работали над индивидуальными проектами. Процесс их работы начался с описания собственного опыта учения в конкретном учебном заведении и протекал по нескольким направлениям.
Концепция «идеальной школы», особенно в части отношения к ученикам, строилась на принципе «от противного»: «вот давайте не будем делать, как было у нас!». Ее структура в части кадрового состава и должностных обязанностей основывалась на личном опыте старшеклассников («а у нас в школе…»). Материально-техническая база оказалась в их исполнении наиболее фантастичной, учитывая экономическое положение учреждений образования: в нее старшеклассники включили и «все, что было у нас», и вообще все, о чем может мечтать ученик.
В процессе же работы над учебным планом, программами и выбором форм организации учебно-воспитательного процесса они пришли к мнению, что им явно не хватает конкретных знаний. Именно здесь произошел перелом в используемых формах работы над проектом. Если до этого момента в основном работа велась за партами, то теперь оказались востребованы библиотека, Интернет и советы педагогов-предметников. Старшеклассниками разрабатывались методики индивидуального образования, у них родилась идея совмещения индивидуальных и групповых форм работы в школе.
Осмысление и обобщение наработанного материала произошло тогда, когда ребята пришли к вопросу, актуальному в современной ситуации: сколько стоит образование одного ученика в год? Для ответа на этот вопрос им пришлось просчитать все материальные затраты образовательного учреждения, начиная с оплаты труда преподавательского и технического персонала и заканчивая расходами на содержание школьного здания. На первый план в качестве источника информации вышел закон «Об образовании» и различные расчетные операции. Были востребованы консультации с экономистами и юристами. Пересматривались многие спонтанно возникшие в процессе первоначального мозгового штурма идеи и предложения исходя из их экономической целесообразности. Рождалась «Концепция идеальной школы».
Разработанные модели уточнялись даже в процессе их публичной защиты, проходившей в ходе родительских собраний, на которых представители идеальных школ должны были привлечь в свое образовательное учреждение новичков. Индивидуальные итоги работы старшеклассников отражались в их фразах: «Я понял, что должен делать в школе», «Вот как я буду учиться дальше!», «Мне надо менять школу», – и это тоже результат.
Позитивный эффект: педагоги школы смогли увидеть свое образовательное учреждение глазами учеников, что повлекло за собой реальные изменения в организации образовательного пространства.
Кратко обозначим перспективы работы. На наш взгляд, для организации эффективной воспитательной работы с учащимися старших классов необходимо опубликовать подборку прецедентов для решения задач нравственного плана, перечень сайтов, художественных и документальных фильмов, спектаклей и т.п., содержание которых поможет старшеклассникам решить личностные проблемы. Необходимо, чтобы подобные сведения были доступны подросткам – экспонировались в холлах и на сайтах образовательных учреждений, хранились в библиотеке и учебных кабинетах.