Разное
От редакции
Редакция
Первое сентября
О подготовке к Дню знаний
Вот и закончились каникулы. Еще август в самом разгаре, и солнышко ярко светит… но учителя уже в школе: педсоветы, методобъединения, подготовка классов к началу учебного года – каникулы для учителей закончились.
И снова волнение – впереди первое сентября. Казалось бы, ничего особенного, простое начало работы после отпуска. Но почему-то снова щемит сердце, словно собираешься не на уроки, а на первое свидание. Ученики, с которыми расстался на три месяца, – какие они теперь? Счастливые или печальные? Спокойные или еще более непоседливые? Как они встретят тебя? Что скажут? О чем спросят?
Учителя, которые давно ушли на пенсию, часто рассказывают, что каждый год ночь перед первым сентября проводят беспокойно, что им снятся учительские кошмары. Ты – в класс, а тебя никто не слушает; ты пытаешься говорить, но теряешь голос; объясняешь, а никто тебя не понимает… Ужас!
Но нет времени для переживаний и страданий. Скоро, совсем скоро в школу придут дети, и нужно сделать так, чтобы их первый учебный день в новом году стал праздничным, чтобы не разрушил появившиеся надежды. А для этого нужно готовиться.
Планы на учебный год
Первое, о чем задумывается классный руководитель, – план воспитательной работы на предстоящий учебный год. Этому будет посвящен следующий, 17-й номер нашей газеты: в нем будут и идеи для составления планов, и интересные разработки, присланные на конкурс, объявленный в нашей газете. А сегодня мы предлагаем подумать об индивидуальной образовательной траектории учеников. Ведь каждый из них не похож на всех остальных, каждый нуждается в помощи и поддержке.
О том, как работать с индивидуальной траекторией развития подростков, можно прочитать в статье доктора педагогических наук Екатерины Александровой «Лицо подросткового кризиса».
Первая встреча
Как обычно, День знаний начнется с общешкольной линейки. Во многих учебных заведениях сложилась добрая традиция: начинать торжественную часть с веселой постановки, которую для всех собравшихся готовят одиннадцатиклассники. Придумать новый, оригинальный сценарий помогут «Советы Арбузного оракула» и наша традиционная вкладка «Читаем вместе с детьми». Во вкладке – подборка стихотворений, которые можно использовать как части любого сценария.
Но, если ничего из предложенного не показалось интересным, не беда. Можно довольно быстро написать самый оригинальный сценарий, если вспомнить о новомодной телепередаче для детей и молодежи или о знаменитом сериале и адаптировать сюжет для своей школы.
В качестве вариантов можно предложить:
1. Суд идет. Общая схема праздника – суд над невежеством (или незнанием, ленью, безграмотностью) с адвокатами и противостоянием сторон. Если в сценарии есть роль для директора, он может сыграть либо судью (если хочется, чтобы спектакль получился серьезным), либо – адвоката невежества (это покажется всем зрителям очень смешным).
2. Кто умнее пятиклассника? Можно заранее придумать вопросы для учителей и родителей – из программы 1–5-х классов, на которые взрослым ответить гораздо труднее, чем детям. Посоветоваться можно с учителями начальной школы, которые наверняка быстро подскажут, какие задания можно использовать. И посмеяться всем вместе над тем, как мало мы знаем, как хорошо было бы поучиться… всем: и взрослым, и детям.
3. Модный приговор. Легко сделать сценарий Дня знаний и по модели этой телепередачи. Поиск индивидуальности, переодевания в разные (смешные!) костюмы станут хорошей основой для разговора о ближайшем будущем: все в наших руках, особенно если рядом есть те, кто может посоветовать, и те, кто нас поддержит.
4. Сто вопросов взрослому. Вопросы можно задавать директору школы или любому педагогу – главное, чтобы этот человек был уважаем всем школьным сообществом и не боялся показаться неправильным или смешным.
5. А еще лучше, если телепередачу предложат сами ребята, тогда им будет интереснее и веселее придумывать общий сценарий.
Классное и родительское
После торжественной части – классные часы, первые уроки, родительские собрания. Труднее всего тем классным руководителям, кому предстоит знакомство с новым классом. А среди учеников общеобразовательной школы труднее всего, пожалуй, пятиклассникам: они только что были учениками начальной школы, почти все уроки вел один учитель, который стал для них второй мамой (или папой, если случилось чудо и у кого-то учителем начальных классов был мужчина), а теперь… С ними работают одновременно больше десяти педагогов, и у каждого свои требования. Самое трудное для ребят – в том, что их учителя почти совсем не знают, не понимают особенностей характера, жизни семьи, привычек. Пятиклассникам особенно необходимы внимание и поддержка классного руководителя, задача которого – как можно быстрее познакомиться с каждым ребенком и его родителями, подружиться с ними. Одним из вариантов такой работы с нашими читателями делится Елена Кололеева в статье «Маленькая страна».
Веселые конкурсы, рассказы о себе, искреннее желание понять своих учеников дадут возможность классному руководителю с самого начала учебного года сделать серьезный шаг навстречу к детям.
Притчи
В начале учебного года мы хотели бы подарить каждому учителю, каждому классному руководителю, воспитателю огромный букет самых прекрасных роз. Как жаль, что это невозможно! Но в наших силах сделать небольшой подарок для каждого нашего читателя – надеемся, что подарок вам понравится. Теперь на последней странице каждого номера мы будем печатать истории, рассказанные мудрецами, – притчи. Каждая из них может стать темой для размышления и детей, и взрослых, их можно рассказывать и на классных часах, и в походах, и при подготовке любых мероприятий с детьми.
Сил вам, дорогие коллеги, мудрости и терпения!
Фото О.Леонтьевой
Редакция газеты «Классное руководство и воспитание школьников» предлагает всем желающим поделиться интересными сценариями Дня знаний, первых классных часов, родительских собраний со своими коллегами. Мы опубликуем их в следующем году, в 16-м номере!