Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2009

Класс-info

Книжные баталии

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Властелин сердец

Мир поклонников Дж.Р. Толкиена

Современная субкультура толкиенистов возникла благодаря Джону Рональду Руэлу Толкиену, английскому писателю, лингвисту, филологу, профессору Оксфордского университета. Самые известные его книги – трилогия «Властелин колец» и «Хоббит, или Туда и обратно». Несмотря на почтенный возраст этих произведений («Хоббит» был написан в 1937 году, а эпопея «Властелин колец» – в 1954–1955 годах), они и сейчас очень популярны среди читателей и почитателей жанра фэнтези, особенно после выхода в свет кинотрилогии «Властелин колец».

Средиземье и его жители

Фантазия Дж.Р. Толкиена дала жизнь целой волшебной стране. Называется она Средиземье. И многие поклонники «Властелина колец» и «Хоббита» верят в то, что эта страна существовала на самом деле, и даже ищут всякие тому доказательства. И пусть подобная вера иррациональна, но понять юных мечтателей можно. Порой так хочется убежать от реальной действительности в мир фантазий, где живут отвага, верность, честь и доблесть, где всегда найдется возможность совершить подвиг во имя Добра.

У Средиземья есть карта и описание его географического положения, своя история, свои нравы, свой язык. Материк омывается водами океанов, а каждый залив, каждая равнина, река или горная гряда носит свое название. Населяют Средиземье самые разные народы: бессмертные волшебники эльфы, бородатые гномы, миролюбивые землепашцы хоббиты, жестокие орки, гигантские злобные тролли и даже люди-деревья энты. У каждого народа – свои разновидности, своя история, свои нравы, традиции и законы. Что и говорить, действительно – целый мир!

Так что же это за люди такие – толкиенисты? Чем они увлекаются? А увлечений у них немало. Во-первых, они изучают творчество своего любимого писателя Толкиена, но не ограничиваются одним лишь изучением. Они стремятся воссоздать атмосферу его книг с помощью ролевой игры, где у каждого игрока своя роль и свои цели. Они называют себя именами персонажей Толкиена или придумывают имена, используя язык Средиземья. Каждый игрок принадлежит к какой-нибудь расе, проживающей в Средиземье. Осуществить мечту легко: можно стать хоть лесным эльфом, хоть злобным орком. Нужно лишь постараться понять, кто ты есть на самом деле. А для того чтобы лучше вжиться в роль, необходим определенный антураж: костюмы, грим, макеты оружия. Все это поклонники книг Толкиена изготавливают сами. Без костюма тебя просто не допустят на игру. Орки надевают огромные уши, тролли – красные мантии и рога, эльфы заплетают по 33 косички, а ведьма непременно должна быть в ужасном парике и платье. Когда на «большие игры» съезжаются сотни игроков, у каждого из них не только своя роль, но и своя игровая задача, которую нужно выполнить, преодолев все опасности и испытания.

Во-вторых, толкиенисты пытаются писать собственные литературные произведения на тему «Средиземье и его жители». Они могут быть как прозаические, так и стихотворные.

В-третьих, юные романтики сочиняют песни и прочее в виде анекдотов, шуток и т.п. Фольклор быстро распространяется среди поклонников и становится частью субкультуры.

В-четвертых, многие толкиенисты изучают языки эльфов и гоблинов, придуманные Толкиеном (да-да, у жителей Средиземья даже есть свои языки!) А надо заметить, что Дж.Р. Толкиен еще в детстве выдумал с приятелями несколько тайных языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к конструированию новых языков осталась с ним на всю жизнь. Зная несколько десятков (!) языков, Толкиен создал искусственные языки для некоторых народов своего Средиземья. И эти языки отвечают всем законам лингвистики! Придумывая их, он в первую очередь руководствовался «красотой звучания». Немудрено, что юным фантазерам хочется научиться говорить на языке эльфов. Ведь он льется, как песня.

Фантазия или реальность?

Так что, как видите, подобное увлечение имеет определенные плюсы: развитие фантазии и воображения, литературных, творческих и лингвистических способностей. Физическая активность, элементы ведения боя на мечах – тоже штука полезная. Добавьте к этому общечеловеческие ценности, которые у толкиенистов стоят не на последнем месте, – и получится симпатичный портрет юного мечтателя и романтика, рыцаря нашего времени.

Пожалуй, у этой молодежной субкультуры есть только один серьезный недостаток: ребята могут слишком глубоко погрузиться в мир своих фантазий, уйти в него с головой. Такое иногда бывает. У каждого из нас в детстве была своя вымышленная страна, своя Швамбрания, Средиземье или что-то еще. В мире наших фантазий она была совершенно реальной. И мы были там вовсе не маленькими и беспомощными мальчиками и девочками. В этой стране мы могли стать тем, кем захотим: прекрасной принцессой, бесстрашным героем, умным сыщиком, отважным разведчиком и даже (о, как в этом страшно признаться даже себе!) ужасным злодеем… Потому что зло весьма притягательно, и хорошему человеку иногда тоже хочется примерить на себя его маску, чтобы почувствовать: а каково это – быть плохим?

Современные взрослые жители Средиземья, все эти хоббиты, гномы, гоблины и прочая братия – они, по сути своей, те же дети, которые фантазируют, мечтают и играют. Ведь в игре тоже можно выбрать для себя любую роль, оставаясь при этом самим собой. Что в этом плохого? Как ни крути, а убежать от реального мира насовсем не удастся. Рано или поздно придется повзрослеть и распрощаться с иллюзиями. А это почти всегда болезненно. Правда, толкиенисты отнюдь не считают недостатком свою веру и искренность. Напротив, именно это отличает их от остальных ролевиков. Для других игра – это только игра. Для толкиенистов – это жизнь.

Почему они играют?

На самом деле всевозможных ролевых движений очень много, одними толкиенистами они не ограничиваются. И увлекаются играми и перевоплощениями не только подростки (хотя начинается такое увлечение чаще именно в подростковом возрасте). Среди ролевиков есть люди самых разных возрастов и профессий, некоторые даже играют семьями. Основой ролевых игр обычно выступают литературные произведения (как в случае с «Властелином колец») или реальные исторические события (Вторая мировая война, например).

Возможно, кому-то сложно понять, почему люди занимаются этим. А вот представьте: хорошая, умная компьютерная игра, в которой приходится решать массу непростых задач в самых разных областях: экономика, социология, политика, военная тактика… И от твоих верных или неверных шагов зависит вся дальнейшая судьба твоей виртуальной страны, города, войска (нужное подчеркнуть). Можно увлечься всерьез и надолго. А ведь ролевая игра – это та же стратегия, только куда более реальная, чем компьютерная. Если как следует вжиться в роль, можно получить непередаваемые впечатления, ощущения и опыт, укрепиться в чувстве собственной значимости.

А еще для того чтобы понять молодых людей, увлекающихся ролевыми играми, послушаем, что они сами думают по этому поводу.

Сергей, 19 лет, студент: «Что для нас игра? Это свобода, надежда, вера в чудо. Настоящая игра – та, на которой не просто хорошо отыграна ситуация, это игра, на которой рождается, воссоздается мир… Не красивый антураж и крепости «как настоящие», а искренняя вера в то, что это – здесь и сейчас – правда… Всё правда: любовь, боль, страх, радость и ненависть…»

Дмитрий, 17 лет: «Мы создаем свободный мир. Для меня лично игры – способ убежать от гадостей этого мира».

Надежда, 18 лет: «Для меня это еще и выход фантазии, таланта, которые в повседневной жизни не нужны. Мне нравится самой шить костюмы. У меня это неплохо получается, и я довольна результатом».

Что ж, у каждого человека, примкнувшего к рядам ролевиков, свои цели и мотивы. Кому-то просто очень нравится какая-то книга, или он страстно увлекается историей, причем до такой степени, что хочет окунуться в мир любимых персонажей. Кого-то захватывает азарт и желание достичь поставленной перед собой цели. Ведь даже если цель достигается понарошку – это все равно приятно! Для кого-то важно на некоторое время стать другим человеком, с совершенно иной биографией и характером.

А еще это отличный способ снять стресс, отдохнуть от проблем, переключиться. По словам одного из ребят, относящих себя к классическим ролевикам, «масштабное сражение, когда нужно защищаться от противников и справа, и слева, и сзади, и спереди, очень расслабляет. Бывало, едешь на игру, а в голове крутятся проблемы, никак не отвлечься. Одна битва – и ты, падая с ног, смотришь в ночное небо и уже не помнишь ни о чем плохом, а в крови только остатки адреналина и радости победы».

И думается, что на белом свете есть великое множество людей, которые тоже в душе мечтают на время погрузиться с головой в волшебный мир игры, где можно не только отвлечься от повседневных проблем, но и узнать о себе кое-что новое. Просто не все могут себе в этом признаться…

 

История жизни и творчества Дж.Р. Толкиена

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892–1973), английский писатель, доктор литературы, художник, профессор, филолог-лингвист. Один из создателей Оксфордского словаря английского языка. Автор сказки «Хоббит» (1937), романа «Властелин колец» (1954), мифологической эпопеи «Сильмариллион» (изданной посмертно в 1977).

Джон родился 3 января 1892 года, в Блумфонтейне (Южная Африка), куда его отец, Аpтуp, бывший банковским служащим, пеpеехал в связи с пpодвижением по службе. В 1894 году родился младший брат Толкиена – Майкл Хилари. Местная жара плохо действовала на здоровье детей, и в ноябре 1894 г. их мать Мэйбл увозит сыновей в Англию. К четырем годам благодаря стараниям матери маленький Джон уже умел читать и писал первые буквы. В феврале 1896 г. от лихорадки скоропостижно умер отец Толкиена. После его смеpти семья поселилась в деревеньке Сэрхоул, неподалеку от Бирмингема. Именно в окрестностях Сэрхоула Толкиен заинтересовался миром деревьев, стремясь распознать их тайны. Не менее страстно увлекся юный Толкиен эльфами и драконами.

В 1904 г., едва Джону исполнилось двенадцать лет, умерла от диабета его мать. Опекуном детей становится их дальний родственник, священник, отец Френсис. Братья переселяются в Бирмингем. Джон все сильнее увлекается рисованием, обнаруживая незаурядные способности. К пятнадцати годам поражает учителей школы одержимостью филологией. Он вчитывается в древнеанглийскую поэму «Беовульф», возвращается к средневековым преданиям о рыцарях Круглого стола. Вскоре он самостоятельно приступает к изучению древнеисландского языка, затем добирается и до немецких книг по филологии. Радость познания древних языков так его увлекает, что он даже придумывает собственный язык «невбош», то есть «новую чушь», который творит в соавторстве со своей кузиной Мэри.

В шестнадцать лет Джон встретил Эдит Брэтт, свою единственную любовь. Через пять лет они поженились и прожили вместе около шестидесяти лет, родив трех сыновей и дочь.

Hачало Пеpвой миpовой войны застало Толкиена на последнем куpсе Эксетер-Колледжа, в Оксфорде. В 1915 г., закончив с отличием унивеpситет, он отправился добровольцем в полк ланкаширских стрелков. Во Франции Толкиен дослужился до батальонного офицера-связиста и заболел «окопной лихорадкой», после чего вернулся в Англию. Тогда же, в 1917 году, Рональд начал писать свою первую книгу – «Книгу утраченных иллюзий», первую часть эпоса «Сильмариллион». Создавая «Сильмариллион», Толкиен мечтал возродить английскую мифологию. В том же году Джон поступил в штат составителей «Нового словаря английского языка».

Свои первые сказки Толкиен начал рассказывать своему первенцу Джону. Малыш плохо засыпал, и отец рассказывал ему сказку о Морковке – рыжеволосом мальчишке. Затем на свет появилась сказка о Ровере, песике, разозлившем волшебника, а после нее – история о крохотном человечке Тим-Тите. Однажды Толкиен на чистом листе бумаги написал: «В норе, на склоне холмов, жил да был хоббит». Тогда он решил выяснить, кто же такие хоббиты, и это стало началом. Постепенно в сказку стали просачиваться элементы мифологии «Сильмариллиона». И все же «Хоббит» – детская книга. Рецензию на нее автор доверил написать своему десятилетнему сыну Рейнеру.

«Хоббит» был опубликован в сентябре 1937 года. Довольно быстро стали появляться благоприятные отзывы. Книгу сравнивали с «Алисой в Стране чудес». Американское издание получило премию как лучшая детская книга года. Издатели потребовали продолжения. Этим продолжением и стала трилогия «Властелин колец». Работа над тpилогией пpодолжалась долго: книга была закончена только в 1954 г., когда Толкиен уже собиpался на пенсию.

Последние годы жизни Джона Толкиена осыпали почестями. Он получал множество приглашений посетить американские университеты, ему были присвоены почетные докторские степени. В 1973 году в Букингемском дворце сама королева вручила ему орден Британской империи второй степени. Но дороже всего ему была почетная степень родного Оксфордского университета, где он проработал долгие годы. Коллеги особо подчеркнули, что степень ему присваивается не за «Властелина колец», а за вклад в филологию.

Однажды ночью Джону стало плохо, и его увезли в клинику, где обнаружили острую язву желудка. Развился плеврит, и 2 сентября 1973 года «самый главный хоббит планеты» скончался на 82-м году жизни.

Интересные факты из биографии Дж.Р. Толкиена:

Мать и отец Толкиена не могли прийти к единому мнению о втором имени сына, поэтому решили дать оба. При этом Джоном его никто никогда не звал. Мать и жена звали его Рональдом, друзья – Толлерсом, а студенты – профессором Толкиеном.

Он был младше своей жены на 3 года. Опекун Толкиена поставил ему условие, что он не должен видеть свою невесту Эдит, пока не закончит Оксфорд. Оба с честью выдержали это испытание.

Толкиен участвовал в Первой мировой войне. Но из-за болезней большую часть времени провел не в окопах, а в лазаретах. Иначе, кто знает, может, мир и не увидел бы его великолепных произведений.

У Толкиена было четверо детей: три сына и дочь. Каждый год перед Рождеством Толкиен писал им письма от лица Санта-Клауса. После его смерти они были опубликованы отдельным изданием.

В юности Толкиен писал стихи, но всегда выдавал их за переводы с древнеанглийского, скандинавского или других древних языков, которые он знал в совершенстве.

Помимо художественных произведений, Толкиен написал и опубликовал огромное количество научных работ по лингвистике и истории языков.

Всю жизнь Толкиен сетовал на то, что в Англии нет серьезных легенд или мифологических произведений (вроде «Калевалы», «Старшей или Младшей Эдды»), – так появился «Сильмариллион».

Фото с интернет-сайтов

TopList