Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2009

Класс-info

Зеркало культуры

Мария Порядина

Память или патриотизм?

О родине, монументах и людях

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Ф.И.Тютчев

Не понимаю военных памятников. Их много. Их слишком много. В каждом городе и селе, в каждой деревне и за деревней. Вдоль автодорог, на перекрестках и в чистом поле – повсюду памятники.

Кто сказал, что память военных лет надо увековечивать количественно? Думаете, я забуду про войну, если монументов окажется меньше?

В больших городах они угнетают масштабом. Монументальные изваяния нависают над тобой, маленьким рядовым гражданином, подавляют своей огромностью.

Почему кто-то думает, что память надо увековечивать гигантскими сооружениями из камня и металла? Думаете, моя память будет короткой, если на холме не будет воздвигнут высоченный штык?

В небольших населенных пунктах проезжающего то и дело встречают гипсовые фигуры, которые в апреле (по традиции – субботник) красят серебрянкой. Сколько их по стране – кто-нибудь считал? Почему их так много и все они такие одинаковые?

Обычно это воин в сапогах, плащ-палатке и каске. В руке у него автомат. Иногда – знамя. На лице, как принято выражаться, застыло выражение суровой скорби.

Умом понимаешь, что жители села пытались увековечить память погибших и не желали никому ничего дурного. Но когда эти гипсовые солдаты-близнецы встречают тебя тут и там, начинаешь думать: а правда ли памятник должен быть именно таким?

Нехорошо, когда при взгляде на монумент приходят мысли не о геройских подвигах, а о типовом исполнении.

Мне кажется, что лучше уж вообще не надо никакого памятника, чем эта стандартная болванка, выкрашенная серебрянкой.

Но нестандартные монументы порой еще ужаснее. Любили у нас скульпторы подходить к теме «творчески» и ваять как бы сцены из настоящих сражений. О господи, зачем?

Эти скульптурные группы, размахивающие то автоматом, то знаменем! Эти условно трактованные политруки, воздевающие оружие и как бы увлекающие взвод в атаку!

В бою это было настоящим подвигом. Зачем переводить героический порыв в плоскость пустой аллегории? Вот сейчас, в наши дни, кого увлекает за собой этот бронзовый герой? куда? в вечный бой? да с кем же?

Бывает и хуже. Я знаю памятник в виде солдата, выбегающего с гранатой навстречу врагу. Очень мило подъезжать к этому монументу с западной стороны. Ты едешь – и вдруг навстречу тебе выскакивает бронзовый великан со связкой гранат. Это как понимать-то? Разве я враг или фашист какой? Зачем же прыгать на меня с гранатами? Что хотел сказать мне автор монумента своей, извините за выражение, креативностью?

Иные же идут по пути наименьшего сопротивления и устанавливают на пьедесталы единицы боевой техники. Эти танки на постаментах! Зенитные орудия, нацеленные в абстрактное небо! Самолеты, непременно нависающие над перекрестком! Они выводят меня из душевного равновесия – я не понимаю логики! Какой смысл в почитании боевых машин?

Ставят в тупик комментарии: «Это танк лейтенанта Такого-то, который первым ворвался в село». Господибожемой, ну что из того, что первым ворвался? Ну, оказался он первым в колонне и на прямой дороге, и удалось ему, допустим, въехать в околицу, не разворотив колхозный амбар! И стрелял он метко-метко, исключительно по фашистам, и ни разу не попал вон в тот дом, видите – с красной крышей; там жила вдова с тремя детьми.

Нет, танкистом вообще быть страшно. Надо быть смелым и отважным, чтоб идти в танкисты. Но это «первым ворвался» звучит ужасно глупо. Какая разница, первым или вторым? Как будто второму уже не пришлось и сражаться, на готовенькое приехал! Как будто первый – герой, а остальные – так себе!

И в самом деле, что за подход – «первым ворвался»! Это война, а не олимпиада. На войне не распределяются призовые места.

А самое грустное в том, что эти монументальные комплексы – с изваяниями, аллеями, клумбами и фонтанами – уводят нас от осознания военной драмы в область пластических искусств и вообще ландшафтного дизайна. Мне почему-то кажется, что это унижает память павших.

Кстати, о «павших». Это такое красивое слово. Слишком.

Эти прекрасные, возвышенные слова, настраивающие на элегическую грусть – типа «погибшим за свободу», или «павшим в боях», или «отдавшим жизнь за Родину», – кажутся мне фальшивыми.

Они не рассказывают о том, что происходило на самом деле. Как людей косило пулеметным огнем. Как рвались снаряды, как падали бомбы, как бойцы «пропадали без вести» – потому что при прямом попадании снаряда от человека остаются только разбросанные куски: какая уж тут «весть»!

Мальчики, ушедшие на войну, не были бронзовыми и гранитными. Живыми они были, теплыми, стрижеными и смешными. И их убивали – живых мальчиков.

Они не «отдавали жизнь», а гибли страшной, грязной и несправедливой смертью. Этот ужас нельзя обозначать романтическими словосочетаниями, настраивающими на возвышенный лад.

Война не должна быть романтична. Потому что она омерзительна. Потому что она противоестественна и отвратительна. Красивые слова как бы примиряют нас с трагедией, переводят ее понимание в некую художественную плоскость. Я не хочу понимать войну эстетически!

Я не хочу, чтобы трагедия жизни и смерти становилась изящной словесностью.

Потому что война – это кошмар и беда. Воспоминание о ней не должно быть нестрашным.

Самые страшные (и потому самые правильные) памятники – это обычные камни или бетонные блоки, к которым приделаны более или менее мраморные таблички с именами.

Почему-то нет никакой возможности пройти не глядя – непременно подходишь и читаешь.

Смерть равняет всех, и фамилии на табличках пишут в алфавитном порядке.

В деревнях это страшно. Потому что подряд идут пять, десять, восемнадцать одинаковых фамилий.

Простое сопоставление инициалов и дат позволяет понять, что под военными камнями лежат братья и сыновья братьев.

Жили-были, допустим, Алексей, Борис, Василий и Дмитрий – четыре брата, все Григорьевичи. Женились, вырастили сыновей. И пришла война. И вот прописаны теперь на смертном памятнике Григорьевичи – все четверо, и тут же три Алексеевича, четыре Борисовича… и Васильевичи здесь же, и Дмитриевичи.

Невозможно думать об этом без дрожи. Потому что у Григория была жена. И у каждого Григорьевича была жена. И даже, может быть, успели женить кого-то из Алексеевичей и Васильевичей…

Эти вдовы – жены и матери – не упомянуты на мраморных досках. А между тем – представьте себе женщину, у которой война взяла мужа и сыновей!

Они были молоды, вокруг кипела революция. Играли комсомольскую свадьбу, веселые безбожники, – невеста красовалась в красной косынке. Строили «мы наш, мы новый мир», растили детей, преодолевали «временные трудности» – ради чего? Ради этих смертных табличек?

Представьте себе эту женщину, товарищи патриоты. Это вам не бронзовая статуя, не гранитная «родина-мать». Это живая мать, потерявшая все.

И этой матери, между прочим, некогда было стоять со скорбным лицом. Надо было поднимать страну, разрушенную войной. Пахать и сеять надо было, восстанавливать заводы, растить оставшихся детей. И женщины это делали.

Воевать тяжело. А легко ли жить после того, как повоевали?

Вот об этом надо думать. Не о том, что танки наши быстры и ракеты далеко летают. О женщинах, слезами которых оплачивается военная мощь.

Для меня нет «героев войны» – есть только жертвы.

Гарнизоны приграничных крепостей, принявшие первые удары фашистской армии, – думали ли они о своем высоком предназначении? Нет. Некогда им было думать – надо был отстреливаться, пока живы. Кадровые военные и ребята-добровольцы – все они выполняли приказы командования, которые, как известно, не обсуждаются. Московские ополченцы, которые полегли костьми у самого края столицы, – они выполняли свой долг, не думая, что он «священный». У них просто не было другого выхода: или обороняться и погибнуть, или спрятаться и погибнуть. Первое все же красивее.

Война не оставляет выбора. Это хуже стихийного бедствия, потому что от человека ничего, совсем ничего не зависит.

Сказанное не отменяет личного героизма каждого конкретного бойца. Но и герои войны – все равно жертвы. Ибо – кроме того, что мы называем подвигом, – у них не было иного способа остаться человеком.

Это нехорошо, когда обстоятельства навязывают человеку выбор между славной смертью и бесславной смертью.

В жизни не должно быть места подвигу! Если кто-то должен совершить подвиг – значит, что-то нарушено, сломался нормальный ход событий, происходит что-то дурное и скверное. Война – это ненормально. Жизнь должна быть мирной, безопасной и счастливой. «Dulce et decorum est propatria mori» (Сладка и прекрасна за родину смерть. Гораций), но жить ради своей родины куда слаще, – разве не так?

Вот об этом должны говорить нам памятники.

TopList