Специальный выпуск
Игры и развлечения
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Незаконная жилплощадь
Случай во время деловой игры «Город»
Из множества игр, в которых мне приходилось участвовать за годы работы в школе, мне особенно запомнилась эта. Именно тогда я поняла, насколько важны игры, где правила придумываются не взрослыми, а всеми участниками.
Тублебург
Расскажу все по порядку. Дело было в московской «Школе самоопределения», (многие знают ее как школу Александра Тубельского). На несколько дней в году учебный процесс во всей школе заменялся ролевой игрой, в которой на равных принимали участие и взрослые, и дети. Наша школа превращалась в город Тублебург, в котором были и свой мэр, и свои законы, и блюстители порядка. Все как в обычной жизни, только деньги не настоящие – тублеры, и все фирмы открывались не взрослыми, а учениками. Педагоги в этом городе не занимали руководящие посты, хотя некоторые и входили в состав городской управы. Как и многие другие учителя, я была рядовым сотрудником одной из фирм, открытых моим классом. Когда игра только начиналась, нашей фирме достался не самый лучший кабинет в школе: то ли мы просто прозевали время для подачи заявки, то ли кабинеты вообще никто не распределял – сейчас уже и не вспомню. Но было очень обидно наблюдать за работой других фирм, расположившихся в больших просторных классах, и понимать, что тебе просто не повезло.
Риелторская фирма
Через год, когда школа стала готовиться к следующей игре, мы вместе с моими учениками решили занять свободную нишу, которая уже давно является неотъемлемой и важной частью рыночной экономики, и организовали риелторскую фирму. Чтобы сделать все по правилам, мы отправились в настоящую фирму (там работала одна из мам), начали изучать ее работу – увлекательное и сложное занятие, должна вам сказать.
Как и было положено, свою фирму мы зарегистрировали в городской управе, получили необходимые документы, согласовали порядок купли-продажи помещений, утвердили бумаги, необходимые для приобретения права пользования недвижимостью, и примерно за месяц до начала игры открыли аукцион недвижимости, которую официально выставила на продажу городская управа.
Кабинеты можно было выкупать как за наличный расчет (если у кого-то остались неизрасходованные тублеры с прошлой игры), так и в кредит, подписывая договор о купле-продаже. За правильное оформление документов и гарантию юридически узаконенного приобретения площади мы брали 3% от суммы сделки. По всей школе были развешаны объявления, в которых мы предупреждали об опасности покупки недвижимости «из рук в руки», так как при этом у покупателей могут возникнуть проблемы с оформлением документов на приобретение.
Как и в обычной нашей действительности, нашлись те, кто не хотел отдавать часть денег риелторам-посредникам, появились и настоящие черные маклеры. Один мальчик, который во время первой игры заработал хорошие деньги, решил пустить их в оборот и заработать на перепродаже кабинетов. В первый же день аукциона, когда была возможность покупать классы по самой низкой, стартовой цене, он выкупил два кабинета: один – для своей будущей фирмы, а другой – впрок. А прямо перед началом игры он перепродал «излишки», получив при этом хорошую прибыль. Все бы ничего, но он решил не обращаться к риелторам для оформления нового договора и выдал покупателю, девочке из параллельного класса, документ на эту площадь устаревшего образца, на котором не было необходимых подписей и печатей.
Девочка тоже обрадовалась, потому что смогла купить кабинет чуть дешевле, чем через официальную фирму, и сэкономить деньги. Она открыла там небольшое кафе, обустроила пространство и начала работать.
В самый первый день игры городская управа решила провести проверку документов на все используемые во время игры площади, и тут выяснилось, что хозяйка кафе не имела права открывать его в этом месте. Городская управа, пользуясь законом Города о предпринимательской деятельности, закрыла уже готовое к эксплуатации кафе. Девочка подала заявление в городской суд, так как считала, что ее права на участие в игре ущемлены. Дело в том, что для покупки продуктов для кафе ей пришлось вложить и реальные деньги, которые теперь нельзя было вернуть.
Начался судебный процесс. Первое слушание она проиграла, подала апелляцию. На второе слушание пришел ее отец, который был уверен в правоте дочери. Управа снова отстояла свое решение – девочка так и не смогла во время этой игры открыть кафе.
Игра уже закончилась, а папа девочки все не мог успокоиться. Теперь он собирался начать судиться не с управой Тублебурга, а с учителями школы, которые допустили такую ситуацию. Нас спасла помощь ребят – организаторов игры. Они смогли доказать, что решение принималось не педагогами, а коллегиально – различными структурами города Тублебурга. А на папу повлияли такие слова (кто их сказал, дети или взрослые, не помню, но это и не важно): «Вы должны спасибо сказать этой игре. Теперь ваша дочь на всю жизнь запомнит, как опасны такого рода сделки, даже если они и кажутся очень выгодными. Вы же знаете, сколько людей в нашей стране именно из-за попыток перепродажи жилья «из рук в руки» остаются и без денег, и без жилплощади. Ваша дочь навсегда от этого защищена».
Зоомагазин
Несколько моих мальчишек увлекались зоологией и решили во время этой деловой игры открыть зоомагазин. Они тоже пытались сэкономить и закупить животных на перепродажу на птичьем рынке, но я (как их учитель биологии) уговорила их этого не делать. Бизнес они поставили довольно оригинально: принесли на продажу только несколько белых мышек и рекламные проспекты – о тех животных, которых могут продать… на следующий день. Ученики младшей школы были в восторге.
Первые мышки были раскуплены за несколько минут, продавцы получили массу заказов и после школы отправились в зоомагазин закупать необходимый товар. Заодно они съездили и в книжный магазин, закупили литературу, необходимую для ухода за животными, и тоже выставили ее на продажу.
Все шло как по маслу: прибыль росла и в рублях, и в тублерах. Но на третий день одну первоклассницу укусила мышка. Проявляя свою любовь, девочка сжала бедное животное в ладошках и попыталась поцеловать – мышка не выдержала таких ласк и укусила ребенка за губу. Укусила сильно, до крови. Срочно позвали школьную медсестру, ее первый вопрос был о том, откуда взяли мышку: не является ли та переносчиком каких-либо заболеваний. Как же пригодились мальчишкам справки о здоровье питомцев, которые вместе с животными они взяли в зоомагазине!