Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Елена Григорьева ,
г. Москва

Пылесос для хоббита

Ролевая игра глазами матери

Не поддаваться панике!

«Ты представляешь, один мой десятиклассник, оказывается, все лето ездил на ролевые игры с одной на другую, убедив родителей, что жил у приятеля на даче. Мне сообщил по секрету, а домашним признаться не может, считает, что его со свету сживут», – я слушала рассказ коллеги-учительницы и вспоминала свой печальный (как мне тогда казалось) родительский опыт.

К счастью, до подобной конспирации в моем случае дело не дошло. Но нервов попорчено было немало, когда я со страхом и недоумением обнаружила, что мой читающий, не «уличный» и не хулиганистый сын-подросток активно увлекся играми в хоббитов и эльфов; усердно пилит одну за другой старые лыжи, совершенствуя мастерство изготовления мечей; а насадка от пылесоса стала декоративной деталью здоровенного копья.

Надо признаться, я заметалась в панике. Еще в прошлом году ребенок нормально учился, был вполне управляемым и предсказуемым, а теперь занимается не поймешь чем, когда все приличные дети уже думают о поступлении в институт.

К счастью, мне хватило здравого рассудка, чтобы не принимать драконовских мер и не разрушать отношений, которые в подростковом возрасте и так становятся неустойчивыми. Да и какой смысл бороться с последствиями, если не понимаешь причин? Поэтому я стала выяснять, почему… И заодно подбирать оправдания такому странному увлечению, попутно успокаивая себя всеми силами: в конце концов, ничего катастрофического и непоправимого не произошло. Игра – это всего лишь увлечение, а не черная оспа.

Узнать как можно больше

Из рассказов узнала, что таких подростков (и вполне взрослых людей) великое множество. Собираются каждые выходные в костюмах, с игровым оружием и устраивают турниры. А летом некоторые из них выезжают на несколько дней на большие игры.

С чего начинались эти игры

Начиналось все, как я поняла, с доморощенных инсценировок по книгам Толкиена. Потом не без влияния компьютерных стрелялок и бродилок тематика расширилась в область фэнтези. Кроме того, исторические реконструкции вроде ежегодного осеннего Бородинского сражения тоже можно считать предтечей, своеобразным «дворянским» предком в запутанной родословной современных ролевых игр.

География обитания эльфов и хоббитов

Если зайти на какой-нибудь игровой портал, например www.rpg.ru, то разнообразие тематики поражает, как и география: все лето можно ездить по стране до самого Дальнего Востока: Хабаровск, Тверь, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург…

А оттуда в Москву соответственно тоже приезжают многочисленные «эльфы», «орки» и прочий сказочный народ, вкусивший вольных путешествий и неформального общения. В нашем доме тоже стала появляться эта разношерстная публика: запрещать глупо, кстати, можно было порасспрашивать ребят и понять хоть что-то про их увлечение. Народ там, конечно, разный, как и в большинстве подростковых тусовок. Но большей частью это были вполне симпатичные, адекватные ребята. С восторгом рассказывали про поездки, игры, показывали даже самодельную газетку – с новостями, очерками, с «хоббитским» фольклором.

А зачем им это?

На вопрос о том, чем же так привлекает игра, честно задумывались и пытались объяснить, как это увлекательно: оторваться от домашних и школьных обязанностей и побыть совершенно другим человеком. Разбойником или рыцарем, инквизитором или колдуном, придворным или юродивым. И делать только то, что ты сам считаешь правильным.

Наверное, игра дает возможность попробовать социальную роль, которая в обычной жизни категорически недоступна. В самом деле, кем мог почувствовать себя мой сын? Учеником. Покупателем, пассажиром, клиентом… Это все так уныло и тесно для подростка. В этом возрасте особенно остро хочется подвигов, риска, упоения победой, азарта. Необходим и опыт поражения, честного проигрыша. Иначе какая-то часть души окажется «не активированной».

В современной жизни ему негде испытать азарт погони, досаду от пропущенного удара, отчаяние оттого, что не успел на помощь, восторг победителя. Не этих ли эмоций жаждут те, кто вопит не своим голосом у телевизора во время футбола? А вот в игре это можно испытать по-настоящему. Ну, почти по-настоящему.

Иначе зачем бы он отправлялся в лес за много километров, таща на себе снаряжение, костюм, оружие?

Рукоделие для подростков

Кстати, всю экипировку принято мастерить самостоятельно. И это не какая-нибудь картонная бутафория. За время увлечения играми мой не очень-то рукодельный подросток освоил резьбу по дереву, научился обращаться с иголкой и даже работать по металлу. К счастью, в школьной мастерской к его увлечению отнеслись лояльно, и несколько недель было потрачено на изготовление защиты для рук. Это был титанический труд (двадцать закругленных пластин, по две на каждый палец, с дырочками по углам, за которые потом пластины пришивались к толстым горнолыжным перчаткам). И он был доведен до конца! Что поразило меня до глубины души.

Эстафета поколений

Впрочем, сын довольно быстро наигрался и забросил самодельные доспехи и меч на антресоли.

Осталась лишь страсть к летним путешествиям и желание иногда пожить «другой» жизнью. Например, поставить где-нибудь у озера вместо традиционной палатки самодельную типи, воспроизведенную в деталях по образцу настоящего индейского дома: с внешним и внутренним пологом, откидывающейся расписанной дверью, клапаном от дождя и очагом. Однажды все это великолепие было привезено на дачу к родственникам, выбраны жерди для каркаса, установлены конусом. Младший двоюродный брат с почтением внимал рассказам о том, что «место пересечения нужно обмотать веревкой, настоящие индейцы делают это, объезжая верхом конус по кругу».

К этому моменту над дачным забором стали появляться чумазые расцарапанные физиономии соседских мальчишек. На них были написаны отчаянное любопытство и жгучая зависть. Жадно наблюдая за процессом, они громким шепотом обсуждали: «Чего это они строят? Может, качели? Или шалаш…». Когда же на каркас был наброшен полог, по забору пронесся восторженный вздох: «Вигвам! Настоящий!». Хозяин сооружения, видимо вспомнив свои подростковые похождения, понимающе усмехнулся и издал вибрирующий индейский клич. Расцарапанные сначала замерли, а потом с энтузиазмом стали отзываться ломкими мальчишечьими голосами.

Потом, когда был разожжен очаг, а готовая типи осмотрена и потрогана всей подростковой общественностью, боевой клич краснокожих распространился по улицам и несколько недель еще доносился с разных концов дачного поселка. Новое поколение приобщалось к Игре.

TopList