Специальный выпуск
Игры и развлечения
Елена Фролова ,
учитель информатики, старшая вожатая, МОУ «Гимназия № 1», г. Владивосток
учитель информатики, старшая вожатая, МОУ «Гимназия № 1», г. Владивосток
Веселые и находчивые
Игра, которая объединяет неравнодушных
Для чего люди играют в КВН? Для того, чтобы ощутить замечательное чувство – чувство команды, когда плещут эмоции и все объединяются в едином порыве и понимают друг друга с полуслова. Подурачиться вволю и получить от этого массу удовольствия! Продолжают играть от ненасытности, от стремления двигаться «все выше и выше», брать новые вершины. А эти стремления бесконечны...
…КВН – это художественная
самодеятельность в хорошем смысле, где ты и
сценарист, и режиссер, и художник, и директор, и
актер или, по крайней мере, стараешься им быть. А
уж когда команда хорошая, то вирус творчества,
как бы сейчас могли сказать, «бацилла
креативности», проедает тебя насквозь.
Юлий Гусман
Все мы разные, и вполне естественно, что некоторые находят в КВН возможность прославиться, другие – показать, как они круты, а некоторые просто играют в КВН. И те и другие должны быть, ведь это тоже мир, хоть и другой, я бы даже сказала, какая-то утопия, только в положительном смысле. Это мир, отделившийся от нашего, большого и равнодушного к чему-либо мира.
Никогда не замечала ни в одном шоу такой искренней радости (буквально детской), какая читается на лицах взрослых людей, когда они смотрят КВН или играют в него! КВН делает нашу жизнь разнообразнее. Он помогает нам посмотреть на себя со стороны, посмеяться над собой. Люди! Смотрите на жизнь веселей!
Что сделалось смешным, не может быть опасным. Вольтер |
В нашей стране крайне мало школ человеческого самоусовершенствования, крайне мало социальных институтов, которые готовили бы людей к будущей жизни в мире постсоциалистического рынка, конкуренции, неопределенности будущего. Школьное кавээновское движение как инструмент молодежной политики может быть использовано и для сферы развлечений и досуга, и для реализации образовательных задач.
Глазами педагога
Рассматривая движение КВН с точки зрения педагога, выделим основные цели, достижению которых оно может способствовать.
Возможность творческой самореализации подростка. КВН – это прекрасный способ организации подростков во внеучебное время и самое главное – творческая занятость. Естественными являются желания подростков выразиться, стать заметными, получить признание, найти себя. Но часто случается так, что без некоторого «направляющего русла» энергетический поток жажды самореализации легко выражается через асоциальные формы: «наскальную живопись», хулиганство и т.д. Творческая организованная деятельность учащихся оказывает большое влияние на процесс воспитания их культуры, мировоззрения. КВН дает возможность развить артистичность, умственные способности, чувство юмора, смелость (ведь не каждый человек изначально способен выйти на сцену).
Возможность социализации. КВН уже сегодня выполняет роль «социального лифта». Действительно, любой школьник, любой студент может начать играть, а в свою очередь, любая команда КВН может играть где угодно – хоть на ОРТ. КВН – живая среда, которая не приемлет никаких ограничений, кроме личных творческих способностей. В КВН встречаются представители всех социальных слоев, всех групп общества – это дает шанс каждому сформировать личный деловой круг общения. Сегодня мы знаем большое количество примеров, когда школьники, проявившие себя в школьном КВН, легко поступают в интересующие их вузы, укрепляя составы университетских команд. Можно указать и на факт более легкой социализации молодых людей, сумевших однажды перебороть естественный страх и выйти на большую сцену. Развитое демократическое общество характеризуется тем, что у его граждан должна существовать возможность достаточно свободного перехода из одного социального слоя в другой. Обеспечить всех граждан равными возможностями – проблема государственная, но она касается и каждого из наших воспитанников лично, когда они пытаются поступить в вузы, попасть в те группы, клубы, которые могут поддержать профессиональный рост и позволят занять достойное место в обществе.
Формирование массовой организационно-управленческой компетентности. В списке умений, которыми должен обладать современный человек, не на последнем месте находятся умение достигать поставленного результата к точно определенному сроку, умение нести ответственность, умение подчиняться и умение работать в группе. Движение КВН способно хотя и не стать массовой школой самоорганизации, но с детства помочь в воспитании в человеке ряда навыков коллективной работы. Каждая подготовка к выступлению любой команды КВН – это огромный организационный тренинг на групповую и личную самоорганизацию. Работа в команде дисциплинирует, вырабатывает «чувство локтя», взаимопомощи. Относительно легкое и быстрое вовлечение в подобный тренинг большого количества молодых людей – весьма важный и полезный инструмент для массовой работы по формированию организационных навыков у подростков.
Организация профессионализации и профориентации. Рядовой старшеклассник часто испытывает затруднения в оценке себя и выборе подходящей сферы деятельности к моменту поступления в вуз. В дальнейшем это может закончиться бесполезными тратами родительских и государственных денег на обучение студентов, которые, разочаровавшись в выбранных специальностях, бросают учебу либо работают плохо, так как освоенная специальность противоречит структуре личности. Довольно распространена ситуация, когда родители выбирают специальность ребенку на основании своего жизненного опыта. Участие подростка в движении КВН – это один из способов познакомиться с множеством профессиональных сфер, связанных со сценой, телевидением, рекламой, продюсированием и т.д. Это возможность попробовать себя, понять, что нравится, что – нет.
В свете вышесказанного я вижу следующие задачи, которые способно решить движение КВН в школе:
• научить работать в группе;
• привить навыки самоорганизации;
• развить навыки анализа и синтеза;
• научить бороться, выигрывать и проигрывать;
• привить навыки ораторского мастерства;
• научить отвечать на острые вопросы и самим задавать их, дискутировать;
• показать возможность положительного восприятия жизни со всеми ее противоречиями.
Глазами молодежи
Движение КВН способно стать достойной альтернативой искусственно созданным молодежным организациям, которые в наше нелегкое время пытаются занять пустующую нишу, которых «родили в пробирке» и которыми руководят карьеристы в худшем смысле этого слова, интересующиеся только деньгами и властью. КВН – это, говоря языком молодежи, «нормальное» молодежное движение, объединение клубов; это одновременно и интеллектуальный спорт, и борьба за первенство. КВН влияет не на мышцы, но на ум. Ведь силы человеку дает не только религия или идеология, но, без сомнения, юмор, остроумие и самоирония. Психологи в последнее время активно говорят о том, что «кавээновское мышление» – это «совершенно по-особому организованные мозги». Гибкость ума во многом зависит от воображения, от способности человека придумывать новые образы, условия, предвидеть их последствия.
Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает внутренний мир человека. Н.И. Новиков |
Организация команды
Главной особенностью школьного движения КВН является то, что оно ни в коем случае не должно быть пущено на самотек; реализовать все вышеперечисленные цели возможно только при определенной организации школьного движения. Если студенческие команды могут состояться без внешнего руководства, направления и контроля, то школьные команды КВН не могут обходиться без поддержки – руководителя команды, родительской, администрации школы, старших кавээнщиков.
Многое зависит от личности педагога-организатора движения КВН в школе. Если педагог относится к КВН как к «неизбежному злу», занимается с ребятами только для того, чтобы принять участие в районных или городских мероприятиях, вряд ли он способен заинтересовать ребят и, самое главное, поддерживать этот интерес в течение нескольких лет. Если же педагог сам заинтересован в положительных результатах своей деятельности (положительные результаты это не только призовые места в тех же городских играх!), то дети это видят, и отдача от такой совместной работы гораздо ощутимее.
Кто мешает, смеясь, говорить правду? Гораций |
Корнем педагогики сотрудничества является совместный труд педагога, учащихся, их родителей, старших друзей. Взаимное доверие и уважение может возникнуть как результат такого труда, труда до пота. Педагог должен принимать воспитанника таким, каков он есть, верить, что каждый ребенок талантлив, а значит, интересен. Задача же педагога – увидеть в ребенке «явные» и «скрытые» таланты и помочь их развить.
Я руковожу школьным движением КВН в течение пяти лет, поэтому могу дать некоторые практические рекомендации в данной области.
Особенность школьного КВН – родительский фактор. Ребятам рано или поздно предстоит серьезный разговор с родителями о необходимости их участия в играх. Ребята пропадают целыми днями на репетициях, оставляя на потом домашние и школьные дела, и увидеть раз или два в году свое чадо на сцене для родителей – слабое утешение. Руководителю команды нужно будет находить подход одновременно к учителям-предметникам, классным руководителям, родителям, брать детей под свою ответственность, провожать их поздним вечером после репетиции и т.д.
Каждые два-три года состав школьных команд практически полностью обновляется. Приходят другие ребята, и все начинается сначала. К концу 11-го класса у ребят проходит боязнь сцены, они учатся более-менее сносно петь и танцевать и даже иногда сочинять смешные шутки, но заканчивается их учеба в школе, и они уходят. Но время, проведенное в КВН, для них не проходит даром – они уже никогда не забудут школу лидерства, школу жизни, пройденную в КВН, они уже заражены вирусом позитивного восприятия действительности. Это самое главное. Значит, те цели, которые движение ставило перед собой, достигнуты.
Собрать желающих играть в КВН в пределах одного класса или параллели не составляет труда. Всегда находятся желающие участвовать в этом новом и необычном деле. Сделать из них команду – вот задача, которая стоит перед педагогом-организатором. Педагог должен понять, что порой ребят придется убеждать, уговаривать преодолевать стеснительность и комплексы.
Основные понятия, которые участники КВН-движения должны усвоить с самого начала:
• КВН – это серьезный труд, может быть, не менее серьезный, чем учеба. Ребятам нужно это понять сразу. И что веселиться, по крайней мере часто, не придется.
• КВН – дело добровольное: никто никого насильно в команду не тянет, поэтому с весельчаками, пришедшими просто «поприкалываться», лучше сразу распрощаться.
• Ребята должны знать, что такое КВН: почему делается именно так, а не иначе. Когда видишь цель, идти гораздо легче.
• В КВН категорически запрещается пропаганда наркотиков, спиртных напитков, богохульство.
• Педагог-руководитель команды – это одновременно актер, режиссер и автор. Конечно, в команде будут ребята, отвечающие за эти направления, но именно руководитель будет контролирующим последним звеном.
• КВН – это игра, а значит, должен быть победитель и побежденный. Месяцы упорного труда могут быть потрачены для того, чтобы потом в один час проиграть. Но это время не потрачено даром! Убедите в этом детей. Они должны быть уверены – проигрыш вовсе не пятно на их репутации, это стимул для дальнейшего развития.
Начальный этап
Кавээном можно назвать любую самодеятельность, предполагающую встречу нескольких команд на сцене. Существует много пособий о том, как делать КВН. В них авторы приводят целые сценарии для игр на разные темы. Эти игры построены по принципу КВН 60-х: у ведущего есть прописанный текст, и он озадачивает команды экспромтными заданиями.
Задания могут быть теоретическими (ответить на вопрос, выполнить тест, сочинить стихотворение, закончить стихотворение, вставить пропущенные слова, составить мини-текст на заданную тему), практическими (отобрать те овощи, которые годятся для борща, узнать овощ с завязанными глазами и руками, завязать морской узел, лопнуть шарик определенным способом) и творческими (придумать сценический костюм, продемонстрировать его на сцене, сочинить и представить комментарий к нему, станцевать, спеть, показать пантомиму, изобразить оркестр). Такие игры и общение в коллективе исключительно полезны для всестороннего развития ребенка.
Обычно игры такого рода проводятся в начальном и среднем звене, с заранее четко определенной тематикой, часто напрямую связанной с учебными предметами. На примере гимназии № 1 мы можем предложить следующие темы игр, которые были успешно проведены за последние годы:
• «Космический съезд» (2–3-е классы),
• «Мой родной язык» (4–5-е классы),
• «Как просто быть вежливым» (1–2-е классы),
• «По следам трех мушкетеров» (7-й класс),
• «Осенний КВН» (5–7-е классы),
• «КВН для мам» (2–4-е классы),
• «Рыцарский турнир» (5–7-е классы),
• «Доброе слово и кошке приятно» (3–4-е классы),
• «Новый год шагает по планете» (7-й класс).
Гимназический фестиваль
В фестивале принимают участие учащиеся 8–11-х классов, но в качестве исключения могут участвовать и команды более младшего возраста. Так, в прошлом году в нашей гимназии в КВН участие принимала команда 5 «А» класса. Для учащихся младшей группы целесообразнее организовать собственный фестиваль. Подготовка к фестивалю – длительный процесс. Необходимо определить тему фестиваля, конкурсную программу, установить четкие временные рамки.
За прошедшие годы в гимназии на фестивалях участникам были предложены следующие темы:
2004 г. – «Последний герой»;
2005 г. – «По секрету всему свету»;
2006 г. – «Там чудеса…»;
2007 г. – «В школе прозвенел звонок»;
2008 г. – «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена»;
2009 г. – «Моя семья».
Программа фестиваля с 2004 по 2008 год включала в себя конкурсы:
1. «Визитная карточка» (3 мин.).
2. «Разминка» (2 вопроса от каждой команды, вопросы подготавливаются командами заранее, со своими вариантами ответов, которые заранее просматривает кто-то из взрослых.
4. «Конкурс капитанов» (вопросы от жюри).
3. «Домашнее задание» (5 мин.).
В 2009 г. мы решили изменить состав конкурсов:
1. «Визитная карточка» (4 мин.).
2. «Разминка» (1 смешной вопрос от каждой команды без собственного ответа + вопросы жюри).
3. «Озвучка» (немонтированный эпизод из отечественного мультфильма) (2 мин.).
Школа в школе
В процессе подготовки необходимо провести несколько занятий «Школы КВН» для новичков и «продвинутых» команд. Руководитель движения КВН учебного заведения отвечает за регистрацию команд, редакторский просмотр выступлений классных команд и вопросов на конкурсе «Разминка» (в этом нелегком деле неоценимую помощь оказывают участники сборной команды КВН школы, в том числе и выпускники, если, конечно, фестиваль проводится не в первый раз). Информацию о проведении фестиваля нужно донести до каждого гимназиста, чтобы попробовать свои силы мог любой желающий. Возможна и такая ситуация, когда от одного класса будут выступать две команды (так произошло у нас с 8 «А» классом).
Хороший смех – верный признак душевного здоровья. М.Горький |
Именно во время подготовки и проведения фестиваля ярче всего проявляется налаженность работы движения в школе. Конечно, создать команду, подобрать ребят, даже организовать их может любой классный руководитель. Но вот процесс подготовки сценария, постановки номеров, песен осилит далеко не каждый. Но и руководителю движения «не потянуть» такую обширную работу. Вот на этом этапе помощь участников сборной и старших кавээнщиков просто неоценима.
Не менее важным в организации фестиваля является формирование жюри. В него могут войти учителя, выпускники, родители, члены сборной команды школы. По результатам фестиваля и рекомендациям жюри руководитель движения КВН формирует сборную команду КВН гимназии.
Правила КВН-тренировок
Для полноценного участия сборной в городских играх необходимо организовать сценарную и техническую поддержку команды. В данные группы могут входить наиболее активные ребята, проявившие себя в процессе подготовки к фестивалю. Затем следует сложный этап работы – написание сценария для участия в играх. Конечно, хорошо, если проведенный предварительно фестиваль дал некоторые «наметки» будущих полноценных номеров.
Во время подготовки выступления необходимо четко оценивать физические возможности команды. Наш собственный опыт говорит о том, что танцы и песни в кавээновском выступлении «смотрибельны» только тогда, когда они выполнены на достаточно высоком уровне. Если ваша команда состоит из учащихся, которые умеют петь – тогда песни станут украшением вашего выступления и несомненным его «плюсом». Если петь вы не умеете – откажитесь от песен в выступлении (это не касается случаев, специально предусмотренных сценарием). То же самое касается и танцев. Передвижение участников команды на сцене во время танцевальных номеров должно быть эстетично и хорошо отрепетировано.
Написание сценария плавно перерастает в репетиции, потому что в КВН эти два процесса очень крепко связаны. Репетиции в школьном КВН – совершенно уникальная вещь. Если в театре режиссер объясняет актеру характер героя и актер пытается вжиться в эту роль, студенты способны подобрать отыгрыш на репризу сами, то школьникам придется показывать, как играть ту или иную роль в движениях и жестах, а потом закреплять найденную игру многочисленными репетициями. Большим помощником на этом этапе оказывается видеокамера, так как она позволяет ребятам видеть свое выступление со стороны, анализировать, искать ошибки. Во время репетиций нужно четко отрепетировать работу с микрофонами, с декорациями и движения на площадке, по размерам соответствующей сцене, а на завершающей стадии подготовки обязательно устроить «прогон» выступления на зрителях. Сама игра «в большом формате» станет серьезным экзаменом на подготовленность команды. Не секрет, что КВН – это также и сложный технический жанр. Ошибаться на сцене нельзя – переиграть или смонтировать не получится. Можно сделать только с первого раза, вживую. И насколько слаженно сработают одновременно команда, реквизит, звук, свет – от этого, в конечном счете, зависит успех выступления.
Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор. Г.О. Бичер |
Немаловажен и внешний вид участников команды, который способен много сказать и зрителям, и жюри о вашей команде. После многочисленных проб и ошибок нами был выбран классический вариант формы одежды: верх – от того костюма, в котором гимназисты ходят на занятия (белая рубашка, темный пиджак); низ – черные джинсы, так как в них удобнее, чем в брюках, передвигаться по сцене; галстук бордового цвета. Благодаря такой форме одежды команда узнаваема и элегантна.
КВН-театр
Руководитель и участники сборной должны помнить, что участие в городских играх КВН не единственная цель существования сборной. Помимо нее, важным для нас является деятельность КВН-театра.
Что такое КВН-театр в нашем понимании? В чем его отличия от обычной театральной студии? Отметим особенности данного жанра:
• актуальная проблематика (здесь мы руководствуемся старым принципом: «Утром в газете, вечером в куплете»): затрагиваться должны темы, которые действительно волнуют ребят в настоящее время, события, которые произошли на глазах у них, в классе, школе, городе, стране, мире;
• широкий спектр рассматриваемых проблем – от проблемы художественной росписи по партам и борьбы с вредными привычками до саммита стран АТР;
• узнаваемые персонажи (типажи): Иванушка-дурачок (с различными вариациями), Золотая рыбка, Неудачник, Звезда, Герой и т.д.;
• четкое и понятное описание ситуации, в которую попадают герои;
• четкие временные рамки представления;
• представление КВН-театра практически всегда происходит при минимальном наборе сценических костюмов и декораций;
• ценность каждой произнесенной фразы, каждого сделанного движения.
Для представления в КВН-театре пишутся специальные сценарии, которые основываются на вышеперечисленных принципах. Кроме того, для данного вида представлений команде можно использовать не только собственные наработки (как на играх), но и материал, подобранный с помощью различных источников. В представлениях КВН-театра могут участвовать и школьники, и учителя, и заинтересованные в этом виде деятельности родители.
Назовем лишь некоторые спектакли, которые за 4 года существования КВН-театра были представлены на суд зрителей:
• фольклорно-фантастическо-феерическое шоу «Сказ о том, как чудо-юдо учили и в человека превратили…» (по мотивам сказки Л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»);
• выступление агитбригады «Коламбиа Питчез не представляет…» (компьютеры в кино);
• сказка «Корпусок» (пособие для детей старшего возраста по сборке компьютера из неликвидов);
• сказка «Светофор» (ПДД для учащихся младшей школы);
• «Учителя всех стран, соединяйтесь!» (педагогическая оратория, посвященная Дню учителя);
• «Колобок на новый лад» (сказка по пожарной безопасности);
• новогодние представления для учащихся 1–4-х классов;
• «Осеннее путешествие по сказочному лесу» (для 1–3-х классов, спектакль-путешествие по гимназии).
Организация болельщиков
При выступлении команды на городских играх поддержка болельщиков очень важна для команды. Но руководитель должен не допустить главной ошибки – не привозить на игру неподготовленную «команду болельщиков». Необходимо провести с ними большую предварительную работу. Каждый болельщик должен четко представлять, что:
• 50% успеха выступающей команде приносит именно реакция зрительного зала;
• от настроения болельщиков зависит настроение команды на сцене;
• каждый уважающий себя болельщик не допустит неуважения к выступающему на сцене – есть золотое «человеческое» правило: «Относитесь к другому человеку так, как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие»;
• жевание жевательной резинки – процесс физиологически важный, но глубоко интимный, и жующая и надувающая пузыри публика болельщиков вызывает неприятное чувство у тех, кто на сцене;
• свист, выкрики с мест во время выступления вашей команды или команды-соперницы – дурной тон! (слово «браво» – в КВН возможно, но после реплик);
• во время выступлений команд выходить из зала можно только через задние двери и только в перерывах и в случае «острой необходимости»;
• во время работы телевидения в зале передвижение перед рампой, а также вставание с мест, комментирование выступлений команд перед камерами недопустимо;
Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха. Ч.Чаплин |
• болельщики очень помогают выступающим своими приветствиями, приветственными лозунгами, овациями, аплодисментами, другими действиями, направленными на поддержку своей команды;
• во время выступления, даже если эмоции переполняют болельщиков, не надо вставать с места, выражая бурю восторга, – это может помешать выступающим донести смысл своего выступления и до зала, и до жюри.
Музей движения КВН
Если движение существует в образовательном учреждении достаточно долгое время, такой музей должен быть обязательно. Причем время от времени необходимо открывать его фонды для всеобщего обозрения. Знакомство с собранными материалами будет полезно и для игроков разных уровней, и для болельщиков.
В нашем гимназическом музее КВН представлены:
• афиши выступлений сборных гимназии разных лет;
• билеты на различные выступления сборной;
• сценарии выступлений;
• рабочие материалы (мы храним и их, эти перечерканные листки и растрепанные тетрадки!);
• грамоты;
• вымпелы;
благодарности;
• кубки и «тарелки»;
• и, наконец, фото- и видеоархив.
Гимназические фестивали КВН в нашей гимназии проводятся в течение 5 лет в двух возрастных группах: старшей (8–11-е классы) и младшей (5–7-е классы). В них принимают участие все ученики в качестве артистов, авторов и, конечно, болельщиков.
КВН – это здорово!