Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Двадцать вопросов правому соседу

Любимые игры одной походной группы

Во время поездок учитель работает практически круглосуточно, отдохнуть по-настоящему удастся теперь только дома, но эта работа окупится сторицей. Общаясь со своими учениками в неформальной обстановке, педагог раскрывается перед ними в новом, непривычном для них качестве интересного, общительного человека и помогает им показать себя с наилучшей стороны. Песни под гитару, смешные истории, шутки, игры сближают взрослых и детей, дают возможность понять друг друга. Расскажу о тех играх, которые были наиболее любимы моими учениками во время поездок, путешествий, походов.

Двадцать вопросов

Один человек удаляется от общей группы или плотно закрывает уши. Остальная группа загадывает слово – имя существительное, обозначающее какой-нибудь предмет или живое существо, и определяет, к какой группе он (оно) относится: имеет растительное, животное или минеральное происхождение. Водящий должен догадаться, какое слово загадали его друзья. Он может задать ровно двадцать вопросов, ответы на которые только «да» или «нет». Отвечают ему все вместе – таким образом, в игре могут принимать все присутствующие, хоть тридцать человек. Эта игра была взята из одного очень популярного английского телешоу, в котором водящий задавал свои вопросы целому залу.

Если вы впервые начинаете играть в «Двадцать вопросов», будет лучше, если первым водящим будет учитель.

Например

Загадали слово табуретка.

Сообщили о происхождении: растительное (потому что чаще всего сделана из дерева), но бывает и минеральное (если она сделана из пластика, кроме того, в табуретках почти всегда имеются металлические болты).

Вопрос: это живое растение? (Вопрос необходим, чтобы понять, загадано конкретное растение или предмет, сделанный из чего-то растительного).

Ответ: нет.

Вывод (лучше его всегда произносить вслух, особенно когда отгадывает учитель): Значит, этот предмет сделан из растений или из растения. Это может быть что-то деревянное, бумажное, может быть растительное масло, ткань, что-то, о чем я пока не вспомнил. Начнем с деревянного.

Вопрос: этот предмет сделан из дерева?

Ответ: да.

Вопрос: это какая-то мебель?

Ответ: да.

И так далее.

Ребята обязательно считают количество заданных вопросов. После двадцатого вопроса водящий должен сказать загаданное слово. Эта игра очень интересная, развивает логику всех участников, часто является познавательной, так как можно обсуждать, почему джинсы – предмет растительного происхождения, а если загадано какое-то животное, то вопросы типа «У этого животного четырехкамерное сердце?» заставляют ребят систематизировать все свои знания по биологии.

Ассоциации

В эту игру играют только в коллективе хорошо знающих друг друга людей. Водящий уходит, остальные загадывают человека из числа общих знакомых или присутствующих, например кого-то из класса или учителя, работающего в нем. Водящий задает вопросы, начинающиеся со слов «Кем был бы этот человек, если бы он был...». Окончания вопроса меняются по ходу игры: животным, растением, песней, фильмом – всем, чем угодно. Все отвечают по очереди, говоря, с каким животным, растением, песней или фильмом соответственно ассоциируется загаданный человек. Именно по этим ассоциациям и нужно догадаться, о ком идет речь. Часто рассуждения водящего озвучиваются: «Сказали, что этот человек ассоциируется со следующими животными: кенгуру, медведь, лось. Наверное, это кто-то сильный, крупный и очень подвижный».

Это сложная игра, развивающая взаимопонимание в группе, работающая на сплочение коллектива. Правда, иногда ассоциации бывают довольно жестокими, поэтому в коллективе, где между ребятами сложные, недружеские взаимоотношения, в нее нужно играть с большой осторожностью.

МПС, или Мой правый сосед

Эта и следующая игра – шуточные, «на новенького».

Для игры МПС все (кроме водящего) должны сидеть в круге. Задача водящего – отгадать, что такое МПС. Можно сразу сказать водящему, что это – человек, а можно дать возможность самому об этом догадаться. Вопросы в этой игре можно задавать любые, не только те, на которые можно отвечать «да» или «нет». Лучше, если один вопрос задается нескольким людям. Как только водящий догадается, что МПС – это о каком-то человеке, наступает самая смешная часть – у одного сидящего МПС будет девочка, у другого – мальчик, у третьего – учитель; у одного МПС с голубыми глазами, у второго – с карими.

Редко кому удается отгадать, что же такое МПС, но после этой игры общая добрая атмосфера в группе обеспечена. Ясно, что в одном коллективе в эту игру можно играть лишь однажды. Однако если этот коллектив открытый, например разновозрастная группа школьников, занимающихся в одном турклубе, где всегда есть старички и новички, в эту игру вполне можно играть один раз за поход.

Маленькая зеленая мышка

Водящему говорят, что он отойдет и группа загадает одного из присутствующих (назначит его Маленькой зеленой мышкой). Водящий должен будет прийти и громко спросить: «Кто у нас Маленькая зеленая мышка?» (фразу можно изменить, главное – чтобы было смешно и никому не обидно). Ему все громко крикнут: «Я!» Тогда по голосу, по выражению глаз, водящий должен догадаться, кого загадали.

Как только водящий уходит, все остальным объясняют, что эта игра – розыгрыш первого водящего. На кого бы он ни показал сразу, тот и будет первой Маленькой зеленой мышкой. Этот участник должен сделать вид, что немного расстроился и уйти водить. Второй раз все действительно кого-то загадывают, новый водящий возвращается и спрашивает: «Кто у нас Маленькая зеленая мышка?» Все набирают воздух, словно собираются крикнуть «Я!» – но... молчат. «Я!» кричит только первый водящий. Эта игра, как и предыдущая, «на новенького», и сначала может показаться, что она может его обидеть. Это не так. Мы играли в нее много раз, и никогда, ни один ребенок, выкрикнувший «я», не обижался. У детей прекрасное чувство юмора, это нужно использовать.

TopList