Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Раз словечко, два словечко

Новые варианты старых игр

Дорожных игр на самом деле очень-очень много: и всем известные, но ничуть не устаревшие «Города», и отгадывание словесных перевертышей («В пустыне умирал дубок» – «В лесу родилась елочка»), и рассказывание по очереди смешных историй... Стоит только их вспомнить – и любая даже самая длинная дорога пролетит незаметно, в веселье и общении.

Песню запевай!

Не секрет, что, отправляясь с детьми в поездку, можно просто спеть хором что-нибудь всем хорошо знакомое. Но можно и поиграть. Например, разделившись на две команды, вспоминать по очереди песни на определенную тему. Скажем, о лете. Сначала одна команда вспоминает и поет, потом другая. Точнее, вспоминать может и кто-то один из команды, кому это удастся, а команда должна подхватить.

Светофор

Для этой игры необходимо заранее заготовить три картонных круга: зеленый, желтый и красный. Выбираем какую-нибудь песню. Ребята начинают петь ее громко хором тогда, когда ведущий показывает им зеленый круг. Если поднят желтый круг – петь нужно тише. Если красный – наступает полная тишина, но каждый продолжает петь песню мысленно, про себя. Ведущий чередует круги, ребята поют то тихо, то громко, то про себя. Получается очень весело!

Барыня

Как я выяснила по опыту, мало кто из современных детей знаком с игрой под названием «Барыня». Играют в нее так. Ведущий говорит присказку:

Вам барыня прислала сто копеек, сто рублей
И сказала: «Не смеяться, не улыбаться,
Черное, белое не надевать,
«Да» и «нет» не говорить».
Вы поедете на бал?

Если ребенок тут же радостно закричал «Да!», он проиграл, и игра начинается сначала. Задача ведущего – каверзными вопросами вынудить ребенка сказать запрещенное слово, согласиться надеть на бал что-нибудь из одежды запретных цветов или засмеяться. Задача ребенка – не поддаться на провокацию и внимательно следить за своими словами.

Найди предмет

В этой игре задача детей – отыскать за окном какой-то предмет, скажем, дом с красной крышей и зеленым забором, трактор, бетономешалку, комбайн, курицу, козу и т.п. Кто первым увидел искомый предмет, тот победил и имеет право загадывать следующий. Некоторое время все будут заняты сосредоточенным выглядыванием в окна. Когда игра надоест, предложите внимательно рассматривать все проезжающие за окном машины и называть их марку и модель. Не повторяться! Особенно это придется по вкусу мальчикам.

Можно придумать множество разновидностей этой игры: например, отыскивать за окном всевозможные памятники. Каждый, кто первым увидел памятник, получает 1 очко. Затем можно отыскивать детей и называть, что они делают: идут, сидят, бегут, стоят на автобусной остановке, у киоска, играют, едут на велосипеде, катаются на качелях и т.п. За каждое новое занятие – 1 очко. Можно тем ребятам, которые заработали очко, выдавать какие-нибудь заготовленные заранее жетоны (например, нарезанные картонные кружочки). Кто в конце игры наберет их больше всех, получит приз.

Я побывал в путешествии

Первый игрок говорит, например: «Я побывал в путешествии и брал с собой чемодан». Второй игрок продолжает: «Я побывал в путешествии и брал с собой чемодан и зонтик». Следующий игрок повторяет всю фразу, добавляя еще один предмет. Так играем до тех пор, пока кто-то не собьется. Дальше будем по очереди называть числа от 1 до 100 (или больше, если захочется), но вместо числа 5 и кратных ему (10, 15, 20 и т.д.) будем жужжать: 1, 2, 3, 4, ж-ж-ж, 6, 7… Если число содержит пятерку, но не кратно пяти, в этом числе тоже произносят «ж-ж-ж». Например, число 51 произносится как «ж-ж-ж один». Игра проходит в быстром темпе. Кто сбился – проиграл.

Слова по цепочке

Один из игроков называет какое-нибудь слово, лучше существительное. Например, «дождь». Следующий игрок должен быстро назвать слово, которое ассоциируется у него со словом «дождь». Например, «зонтик». Затем следующий игрок говорит, скажем, «спица» и т.д. Кто замешкался – выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

Хорошо и плохо

Ребята делятся на две команды, а ведущий описывает им какую-нибудь ситуацию. Например, просит их представить, что наступило лето. Одна команда называет, что хорошего может быть летом, а другая ищет отрицательные моменты этого времени года. Скажем, лето – это хорошо, потому что тепло, можно не надевать много одежды, можно загорать, купаться, ездить на море, кататься на велосипеде, ходить в походы, летом много ягод и фруктов, не нужно ходить в школу… Но вместе с тем лето – это плохо, потому что бывает очень жарко, можно обгореть на солнце; купаясь в реке, можно простудиться; много комаров; катаясь на велосипеде или роликах, можно упасть; все друзья разъехались и т.д. Та команда, которая не смогла придумать очередной аргумент, проиграла.

Так можно находить хорошее и плохое буквально в любом предмете и явлении: зима, осень, дождь, прогулка, конфеты, насекомые, домашние животные, приход гостей… На следующем этапе можно усложнить игру. Игроки берут какое-то одно положительное свойство предмета и рассматривают его со всех сторон: почему хорошо, почему плохо. Например, дорогая перчатка. Это хорошо или плохо? Наверное, хорошо. Дорогая – значит, красивая, прочная, удобная. А что в этом плохого? Пожалуйста: стоит много денег, если порвется – будет жалко, если потеряется – мама будет ругать, и т.п.

Эта игра имеет еще и некоторый философский смысл. Постепенно ребята поймут, что нет ничего абсолютно положительного и ничего абсолютно отрицательного. Даже в самой неприятной на первый взгляд ситуации всегда можно разглядеть что-то хорошее.

Рифмы

Для того чтобы поиграть в рифмы, лучше разделить детей на две команды. Ведущий называет какое-нибудь слово, а команды по очереди подбирают к нему рифмы. Чья команда быстрее иссякла, не смогла больше придумать ничего подходящего, та и проиграла.

Можно сделать игру чуть сложнее, но и веселее. Например, попробовать вместе сочинять дорожные стихи. И не просто стихи, а монорим (от греч.monos – один и франц. rime – рифма). Это разновидность игры в буриме.

В этой игре выбирается какое-нибудь слово как основа рифм, и все стихотворение должно быть построено на одной общей рифме. Строчки игроки придумывают по очереди. Например, если выбрали слово «поход», то легко может родиться такое стихотворение:

Мы отправились в поход
И набрали полный ход,
Взяли с маслом бутерброд
И набили жвачкой рот,
Никаких у нас забот,
Проезжаем хлебзавод…

Ну, и так далее, до бесконечности. Получается, конечно, полная абракадабра. Зато всем весело!

Эпитеты

Один из игроков называет какое-нибудь существительное: например, «книга». Второй игрок должен быстро назвать прилагательное, которое можно употребить со словом «книга»: например, «интересная». Дальше в игру вступает следующий игрок и называет новый эпитет к существительному. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Игра проходит в быстром темпе. Какая еще может быть книга? Художественная, научная, толстая, тонкая, скучная, захватывающая, Красная, волшебная и т.д. В это игру можно играть и по командам.

Я знаменит!

Эта игра представляет собой разновидность игры в «данетки»: в ней тоже разрешается задавать только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Один игрок загадывает какую-нибудь знаменитость, которой он себя вообразил. Это может быть актер, режиссер, музыкант, писатель, спортсмен, телеведущий, одним словом – любая широко известная личность. Он говорит другим: «Я знаменитый человек! Угадайте кто». Остальные игроки задают уточняющие вопросы и пытаются отгадать, о ком идет речь. Количество вопросов обычно ограничивается двадцатью. Если загадывать человека надоест, можно задумывать и отгадывать, например, художественный фильм, книгу, литературного героя или вообще любое слово.

Инициалы

Один из участников игры задает вопрос, который не требует ответа «да» или «нет». Остальные игроки должны отвечать на него двумя словами, которые начинаются с тех же букв, что и их инициалы. Например, на вопрос «Какое твое любимое блюдо?», Анна Дмитриевна ответит «абрикосовый десерт», а Евгений Олегович скажет «ежевичные оладьи». Когда все игроки ответили, вопрос задает следующий игрок. Если кому-то не удается придумать подходящее словосочетание, все остальные игроки пробуют ему помочь.

TopList