Специальный выпуск
Игры и развлечения
Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург
Футбольные собачки
Игры с мячом
Среди подвижных игр особое место занимают развлечения с мячом. У них богатые традиции, и многие из них существуют уже несколько десятилетий. Однако это не мешает на основе известных правил создавать новые игры, вносить в знакомые сценарии элемент неожиданности и сочинять свои собственные веселые правила.
Вышибалы
Эта игра развивает ловкость, реакцию, глазомер. А еще она помогает ребятам стать смелее. Есть несколько вариантов вышибал. Люди творческие могут вносить свои коррективы и дополнения к правилам.
Водящие против всех
Количество участников – от 5 до 10 человек. Выбираются водящие – воды (обычно двое, но можно и больше), которые встают по краям очерченной площадки, лучше всего – прямоугольной или овальной.
Длина площадки может быть от 6 до 10 м, в зависимости от силы и возраста игроков. Задача водящих – выбить с площадки всех игроков. Дело это непростое, поскольку требует сильных рук, меткого броска, хорошей реакции и быстрых согласованных действий вышибал. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры.
Особо шустрые игроки могут ловить свечки (т.е. летящие мячи). Свечка дает право на дополнительную жизнь. Свечку можно либо приберечь для себя, либо подарить выбывшему игроку, чтобы он мог вернуться в игру. Если воды не очень сильные, а на поле есть талантливые ловцы мяча, то количество свечек на одного игрока можно ограничить, например тремя. Поймав лишнюю свечу, игрок теряет все предыдущие.
В последнего игрока, оставшегося на поле, вышибалы обязаны попасть с ограниченного числа бросков. А именно: число бросков не может быть больше числа полных лет игрока, увеличенного на 1 (этот дополнительный бросок, как говорят дети, дается за всех). Тот, кто сумел продержаться, получает право возвратить свою команду на поле.
Команда на команду
Количество участников – от 8 до 20 человек. Это почти спортивная игра: в ней обязательно нужен судья, и игра идет на время. Игроки определяют границы дома (поля), в котором разместятся те, кого выбивают, и делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) идет в дом, а вторая распределяется вокруг его границ.
Сначала мяч находится внутри дома. Когда все готовы, капитан тех, кто в доме, руками толкает мяч так, чтобы он покатился к капитану вышибал. Началом игры считается момент взятия капитаном вышибал мяча в руки. Кто-либо должен фиксировать время начала и конца поединка. Дальше игра идет по правилам обычных вышибал. Как только выбит последний игрок, определяется время, затраченное вышибалами. Затем команды меняются местами.
Победитель определяется после окончания второго кона. Побеждает команда, которая быстрее выбила с поля противников.
Французские вышибалы
Участники игры выбирают водящего – охотника и его помощника – собаку. Все остальные – это утки. Рисуются два круга: большой – диаметром до 10 м, а в центре него – круг поменьше, диаметром примерно 3 м.
Охотник с мячом стоит в малом круге, утки бегают вокруг, не покидая большого круга. Охотник бросает мячом в уток, собака приносит ему мяч. Утки, в которых попал охотник, становятся собаками. Если охотник долго не может запятнать уток, он должен поменяться ролями с одной из собак.
Внимание! В правилах Вышибал есть моменты, которые нужно обсудить перед игрой. Эти нюансы присутствуют во всех вариантах игры.
1. Попадание с отскоком от земли или от другого игрока. Иногда такое попадание считается, а иногда нет. Если оно считается, игра, разумеется, идет быстрее.
2. Попадание в голову. Чаще всего не засчитывается. Дело в том, что такой бросок может травмировать игрока. Исключение обычно делается только в варианте команда на команду, когда в игре много участников и в голову можно попасть случайно.
Футбольные собачки
Играют шестеро. Четыре футболиста пасуют мяч друг другу, а два других участника (собачки) стараются его перехватить.
Играть руками не разрешается никому. Принимая мяч, футболист может коснуться его не более двух раз: например, остановить мяч и отпасовать товарищу.
Мяч считается перехваченным, если собачка не просто его коснется, но сумеет прижать ногой к земле. Собачка, прижавшая мяч, меняется ролью с футболистом, коснувшимся мяча последним.
Минус пять
Игра проходит около какой-нибудь стены. Участники договариваются о том, какая часть стены будет воротами (иногда ворота обводят мелом) и определяют очередность ударов по мячу.
Первый игрок устанавливает мяч на заранее отмеченную исходную точку и бьет по нему ногой, стараясь попасть в ворота. Второй игрок подбегает к отскочившему мячу и тоже бьет по воротам. Затем то же делает третий и все остальные игроки. Послать мяч в ворота игроки должны всего одним касанием, поэтому бить им приходится по движущемуся мячу, что существенно осложняет задачу.
Тот, кто не попадает в ворота, получает минус, а следующий за ним игрок бьет с исходной точки. Участник, набравший пять минусов, выходит из игры. Тот, кто остается последним, получает жизнь, что учитывается в следующем коне.
Иногда при игре в Минус пять заваривают кашу. В этом случае за один неточный удар можно получить сразу несколько минусов. Каша заваривается, когда в ворота попадают несколько игроков подряд. В итоге игрок, совершивший промах, получает столько минусов, сколько раз подряд мяч попал в ворота. Игра с кашей идет значительно быстрее.
Поднебеска, или Школа мячей
В эту игру играют больше ста лет. Для игры нужен небольшой мяч. Участники игры должны выполнять упражнения с мячом, каждое из которых сложнее предыдущего. Причем каждое упражнение нужно без ошибок выполнить по 5 раз подряд. Тот, кто ошибся, уступает место следующему, а сам, когда снова подойдет его очередь, начинает с того места, на котором остановился. Выигрывает тот, кто раньше закончит школу. Вот какие упражнения должны выполнить участники игры.
Поднебеска – подбрасывают мяч высоко вверх, а когда он отскочит от земли, ловят его.
Свечка – сначала мяч подбрасывают не очень высоко и затем ловят его. Потом подбрасывают мяч раза в два выше и снова ловят. И, наконец, подбрасывают мячик как можно выше.
Хватка – держат мяч в правой руке, отпускают его и, пока он летит вниз, ловят.
Левая хватка – то же самое делают левой рукой, что, конечно, труднее.
Перевертыши – играющий кладет мяч на ладонь и слегка подбрасывает его вверх. После этого он подставляет под падающий мяч тыльную сторону ладони и снова подбрасывает его вверх и, наконец, снова переворачивает ладонь и ловит мяч одной или двумя руками.
Поворотки – подбрасывают мяч высоко вверх. Пока он падает вниз, надо успеть повернуться кругом и затем поймать мяч.
Из-за спины – подбрасывают мяч рукой, заведенной за спину, а потом ловят его одной или двумя руками.
Хлопуши – подкидывают мяч вверх, хлопают несколько раз в ладоши и ловят его.
Собачий волейбол
Это одна из самых экзотичных и веселых игр с мячом. Участники игры выбирают воду – водящего – и садятся полукругом, опершись сзади руками о землю и закинув ногу на ногу. Вoда берет мяч и с расстояния 2 м навесом бросает его любому игроку. Этот игрок должен отбить мяч ногой, причем как можно дальше и так, чтобы вода не мог его поймать. Вода бежит за мячом, а все остальные в это время, не меняя позы, расползаются. Схватив мяч, вода кричит: Стоп!. Все останавливаются. Не сходя с места, вода бросает мяч в какого-либо игрока (обычно в того, кто ближе), стараясь попасть в любую часть тела, кроме отбивающей ноги ниже колена (той ноги, которая не касается земли).
Если бросок был точен или если игрок отбил мяч, но так, что вода сумел его поймать, игрок считается запятнанным и становится водой. В остальных случаях после броска игроки вновь получают право переползать с места на место до тех пор, пока мяч не окажется у водящего и не прозвучит команда «Стоп!».
После смены водящего игроки опять образуют полукруг, и все начинается сначала.
Картошка
Не забудьте об этой популярнейшей игре с волейбольным мячом. Участники игры встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч по волейбольным правилам. Если мяч падает на землю, то тот игрок, который коснулся его последним, превращается в картошку, проходит внутрь круга и опускается на корточки. Постепенно картошки становится все больше.
Однако если кто-либо из сидящих поймает летящий мяч, то все они снова встают в круг, а игрок, который нанес удар, опускается на корточки внутри круга. Чаще всего мяч ловят в прыжке. Поскольку вставать во весь рост картошкам не разрешается, подпрыгивать приходится на согнутых ногах, а это совсем не просто. Кстати, подпрыгнувший игрок может и не ловить мяч, а лишь подставить ладони с тем расчетом, чтобы падающий мяч поймал кто-нибудь из товарищей.
Иногда бывает так, что картошке никак не удается поймать мяч и один за другим сидящими оказываются все игроки, кроме двоих. Тот из них, кто ошибется, становится новой картошкой, а все остальные встают в круг.
Самое интересное в этой игре – это окучивание картошки. Принимая летящий мяч, можно не перебрасывать его товарищу, а так по нему ударить, чтобы попасть в любого из сидящих.
После первого же окучивания сидящие, которые до этого могли располагаться по всей площади круга, должны скучиться, то есть переместиться в центр круга. Попадать в окученную картошку, конечно же, гораздо легче.
Окучивать картошку можно сколько угодно раз, а поскольку никому не хочется лишний раз получить мячом по спине или другой части тела, сидящие проявляют максимум старания для того, чтобы поймать мяч и вернуться в игру. Если после удара мяч попадает в землю или его ловят сидящие, то тот, кто собирался окучивать картошку, пополняет ряды сидящих.
Горячий картофель
Участники встают в круг. Ведущий берет мяч и проходит в центр круга. Бросив картошку кому-либо из игроков, он закрывает глаза. Поскольку картошка горячая, ее быстро перебрасывают друг другу. Через некоторое время ведущий объявляет: «Обед!» Тот, в чьих руках в этот момент окажется картошка, выбывает из игры. Новым ведущим становится тот, кто в конце концов останется единственным едоком.