Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Переход пропасти по хвосту дракона

Подвижные игры на природе

Подвижные игры не только полезны для здоровья, они нужны для развития силы и выносливости, ловкости и смекалки, выдержки и находчивости, воли к победе и творческого мышления. Их можно проводить с ребятами разных возрастов, сочетая известные в прошлом традиционные детские игры с новыми забавными модификациями. Волейбол с воздушным шариком или скоростное обувание не только развлекут детей, но и удивят.

Переход пропасти

Для игры понадобится веревка длиной 3–5 м. Впрочем, мост над пропастью можно и просто нарисовать, если игра проводится не на природе, а в помещении школы. Веревка раскладывается на земле (или рисуется линия), все игроки делятся на две команды. Каждая команда встает в шеренгу со своего конца веревки и берется за руки. После этого команды начинают движение по веревке навстречу друг другу приставным шагом. Когда они встретятся, им нужно разойтись на узком мосту и не сойти с веревки, иначе команда проиграет. Задача эта непростая. Для того чтобы победить, игрокам разрешается сталкивать с веревки команду соперников, хотя это и не по-джентльменски.

Капитан, корабль и рифы

Эта игра наверняка понравится и малышам, и ребятам постарше. Из числа участников выбираются «капитан» и «корабль». Остальные игроки рассредоточиваются по лесной полянке, изображая рифы. Можно одного из них сделать «причалом» и поставить на противоположной стороне поляны. Ребенку, изображающему корабль, завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана – провести корабль между рифами к причалу. Для этого капитан отдает команды: направо и налево. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывное движение. Если корабль заденет один из рифов, игра проиграна. Дальше появляется новая пара «капитан» и «корабль». Если игроков много, можно выбрать по два «корабля» и «капитана», и пусть каждый капитан проводит свой корабль. Кому из игроков это удастся? Получится настоящее соревнование!

Хвост дракона

Игра может показаться рассчитанной на маленьких детей, но играть в нее весело и подросшим ребятам. Вам понадобится большое свободное пространство. Все участники встают в колонну друг за другом и берутся руками за пояс впередистоящего. Задача первого игрока в цепочке – поймать того, кто стоит последним. Цепочка не должна разрываться. Другая разновидность игры: игроки строятся не в колонну, а в шеренгу и держатся за руки.

Секретное письмо

Все игроки встают в круг и берутся за руки. Водящий – посередине. Один из игроков сообщает: «Я посылаю письмо…» – и добавляет имя любого игрока, стоящего в кругу. Письмо передается пожатием руки соседа справа или слева. Тот игрок, чью руку пожали, передает пожатие дальше по кругу и так до тех пор, пока адресат не получит письмо.

Как только адресат ощутил пожатие, он говорит: «Получил!» – и в свою очередь называет следующего игрока и передает письмо ему. Задача водящего – перехватить послание, т.е. указать на человека, который передает письмо в данный момент. Сделать это не так просто, потому что водящий не знает, в каком направлении передается письмо. Если письмо перехвачено, водящий встает в круг, занимая место игрока, пойманного на передаче послания.

Чур у дерева

Перед началом игры выбирается водящий. Он встает в центре полянки, остальные – у деревьев. Затем игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего – встать рядом с деревом, около которого нет игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим. Для того чтобы исключить путаницу, те деревья, которые участвуют в игре, нужно как-то пометить: например, привязать к ним ленточки.

Корзинки

Эта игра – разновидность пятнашек. Выбираем двоих водящих – пятнашку и убегающего. Остальные игроки располагаются на полянке парами и берутся за руки, образуя кружки-корзинки. Пятнашка гонится за вторым игроком, который, бегая между парами, называет имя любого игрока. Тот, чье имя было названо, убегает, а на его место встает игрок водящей пары.

Больная кошка

Это еще один веселый вариант пятнашек, бразильский по происхождению. Один из игроков старается запятнать остальных, он изображает здоровую кошку. Игроки, которых запятнали, должны положить руку точно на то место, до которого дотронулся водящий. Они тоже становятся кошками, но больными и должны помогать водящему в ловле, причем пятнать они могут только свободной рукой. Последний оставшийся игрок побеждает и становится здоровой кошкой в следующей игре. А в русской разновидности этой игры, называющейся Щука, запятнанные игроки цепляются паровозиком к водящему и так все вместе продолжают игру.

Пятнашки в кепке

Выбирается водящий. У остальных ребят есть кепка, которую они передают друг другу и по очереди надевают на голову. Задача водящего – запятнать игрока, на голове которого кепка. В момент передачи кепки игрок должен остановиться и надеть ее. Бегать с кепкой в руке запрещено. Если водящему удалось запятнать игрока в кепке, он меняется с ним ролями. Также занимает место водящего игрок, который уронил кепку или забыл надеть ее на голову. Если игроков много, можно выбрать нескольких водящих и использовать несколько кепок.

Веселые цифры

Эта игра развивает быстроту реакции и дает возможность подвигаться и повеселиться. В нее хорошо играть большой компанией. Все ребята рассчитываются по номерам и запоминают свой номер. Затем игроки встают в круг в произвольном порядке. Водящий стоит в центре круга. Он называет два любых номера. Те игроки, чьи номера были названы, должны поменяться местами. Цель водящего – успеть занять место одного из игроков. Если ему это удалось, игрок без места становится водящим.

Штандер

Все игроки стоят посередине ровной площадки или полянки. Водящий подбрасывает вверх мяч, называя имя одного из участников игры. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, а все остальные разбегаются в разные стороны. Как только игрок поймал мяч, он кричит: «Штандер!» Все замирают на месте. Теперь новый водящий должен попасть мячом в кого-либо из игроков. Тот, в кого попали, становится водящим. Если бросавший промахнулся, водящим остается он.

Кошки-мышки с мячиком

Игроки встают в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ногами, становится водящим. Тогда водящего помещают за пределы круга, игроки разворачиваются к нему лицом, а в круг – спиной. Теперь задача водящего – закатить мяч внутрь круга. Кто пропустил мяч – занимает его место, игроки снова поворачиваются, и игра продолжается.

Воздушный футбол

Играть можно не только с мячом, а и с… надувным шариком. Все игроки располагаются по кругу и перебрасывают друг другу воздушный шарик. Отбивать его нужно, не отрывая ступней от земли. Кто сдвинулся с места или последним дотронулся до шарика перед тем, как его уже никто не смог отбить, получает штрафное очко. Игрок, набравший три штрафных очка, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним на игровом поле. Игра эта очень веселая, но шариков нужно запасти побольше. Если их никому не удалось отбить, они обижаются, падают на землю, накалываются на сосновые иголки и, понятное дело, лопаются…

Волейбол с воздушным шариком

Нам понадобится веревка, натянутая на высоте 1,5 м. Это будет воображаемая сетка. По обе стороны от сетки располагаются команды игроков. В качестве мяча выступает воздушный шарик, в который налито немного воды (так он будет тяжелее). Задача игроков – перебрасывать шарик через веревку так, чтобы он не упал на своем поле. За это присуждаются штрафные очки. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

Метатель шишек

Эту занятную игру можно смастерить из подручных средств. Каких? Шишек, которые в изобилии лежат под ногами. Ну, и еще пластиковых бутылок. Нужно взять несколько пластиковых бутылок и отрезать у них верхнюю часть так, чтобы получилась посудина на манер воронки. К прочной нитке, леске, веревке привязывается шишка, а второй конец нитки крепится к горлышку бутылки.

Задача игрока: удерживая остатки бутылки за горлышко, забросить шишку, висящую на веревочке, в воронку. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Такая забава очень полезна. Она развивает моторику, глазомер, ловкость, координацию движений. А оставшиеся донышки бутылок тоже пойдут в дело: несколько игроков берут по такой ловушке и с ее помощью перебрасывают друг другу шишку.

Скоростное обувание

В эту игру лучше всего играть, когда из турпохода или поездки в лес пора собираться обратно домой, а ребятам так этого не хочется!

Надо начертить палкой на песке круг радиусом около 3 м, сложить в центре круга обувь всех игроков и перемешать. По команде «Обувание начали!» ребята бегут, отыскивают свою обувь, надевают ее и возвращаются за границу круга. Кто копался дольше всех, выполняет какое-нибудь задание всей команды. После веселой игры и уходить из леса будет не так грустно!

TopList