Специальный выпуск
Игры и развлечения
Анастасия Луховицкая ,
г. Москва
г. Москва
Подводные течения
Опасности и возможности ролевых игр
В сюжетных и ролевых играх большое значение имеет вхождение детей в игру и выход из нее. Важно, чтобы ребенок не только отрефлексировал игровой опыт и полученные впечатления, но и четко отделил действия персонажей от качеств и поступков реальных людей, принимающих на себя роли.
Не все любят играть
Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участвовать в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными умениями (которые можно приобрести), а с другой – личными качествами, которые являются частью характера. Не всем людям нравится играть. Нередко педагоги предпочитают работать с детьми какого-то конкретного возраста; любой учитель может рассказать, к какой из тем его предмета у него не лежит душа, а какие ожидаются им как праздник. Думается, что такого рода предпочтения бывают и в области методики. Возможно, кому-то из педагогов совершенно не дается такой вид работы, как лекция (либо дети от скуки засыпают, либо лекция неуклонно превращается в дискуссию). Другой предпочитает как можно реже проводить беседы, потому что их не всегда легко прогнозировать. Третий, напротив, предпочитает импровизацию. То же относится и к ролевым играм – через некоторое время вы можете убедиться, что вы совершенно не «игровой» человек. Стоит также помнить и о том, что некоторые дети не имеют склонности к ролевым играм, и если над собой вы можете проводить эксперименты, сколько вашей душе угодно, то вряд ли у вас есть такое право в отношении ваших учеников.
Задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способностями (в данном случае – коммуникативными) намного труднее, чем в ситуации обычного школьного урока. Любой урок может пройти более или менее гладко даже при наличии большой группы лиц, реально не участвующих в происходящем. Такое поведение привычно и воспринимается как норма. Даже полная выключенность из урока, как правило, спокойно принимается учителем при условии, что ребенок «не мешает» – сидит тише воды, ниже травы – и осваивает программу самостоятельно (последнее, кстати, бывает далеко не всегда).
Ситуация игры не позволяет довольствоваться таким положением вещей. Ничего не делая на обычном уроке, ребенок тем не менее создает видимость участия самим фактом физического присутствия. Все сидят, и он сидит – вроде бы заняты одним делом. Но в игре такое невозможно. Когда ребенок выпадает из игры, происходят как минимум две вещи: ломается сюжет (ведь сюжет держится на системе ролей) и портится эмоциональная атмосфера (одна кислая физиономия может свести на нет приподнятое настроение и игровой азарт у многих детей).
Очень вероятно, что в каждом классе найдутся один или несколько таких ребят, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ученик ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее – очень серьезный повод для индивидуальной работы). А может оказаться, что перед вами тот самый случай, с которого мы начали эту статью: ребенку не нравятся игры, зато по вашей просьбе он готов перелопатить горы научной литературы. Вот и поломайте голову, каким образом, не давя на человека, включить тем не менее его в игру.
Рамки игры
Отказ от участия в игре – это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят. Кроме того, придется долго, из игры в игру, искать баланс между несколькими классными лидерами (не дай бог, в одной команде окажутся), находить безопасный выход для энергии чересчур возбудимых детей, использовать продукцию неуемных фантазеров в мирных целях... нет смысла перечислять дальше: вариантов столько, сколько в классе учеников.
И еще один трудный момент, порождаемый особенностями детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем они глубже входят в роль и тем труднее им отделить игровое поведение от неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.
С другой стороны, то, насколько опыт будет безболезненным, во многом зависит от учителя. В частности, немаловажно, удастся ли ему отделить в сознании детей игру от того, что происходило до и после нее. Эту функцию выполняет в первую очередь послеигровая рефлексия, о которой педагоги обычно помнят. Но нередко забывают о другом: правильно организовать начало игры так же важно, как и правильно ее завершить.
И даже если были соблюдены все правила и, как вам кажется, вы благополучно вышли с детьми из игровой реальности, может оказаться, что один ребенок продолжает смотреть на вас косо, потому что увидел вас во время игры, как ему кажется, в неприглядном свете, а другой еще неделями ходит как пришибленный, поражаясь подлости, совершенной им самим во время игры. Более того, весь класс может отвернуться от своего одноклассника, который неправильно повел себя в сложной этической ситуации. В подобных случаях вас могут не спасти традиционная технология рефлексии и прочие подобные вещи, придуманные другими людьми. Придется работать со многими детьми индивидуально и со всем классом сразу, углубляясь в такие морально-этические вопросы, о которых вы, может быть, и не задумывались, затевая игру.
В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые им будет не под силу. Ответственность за то, как они преодолеют трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.
В школьной реальности дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед, не ты один активно действуешь в ней, и надо успеть провести свою линию, достичь личной игровой цели, поэтому нет времени обдумать свои реакции, действия и реплики. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, которые в другой обстановке не привлекали особого внимания, подавлялись, скрывались самим человеком.
Психологи давно знают: ролевая игра может быть использована как тестовая методика. И вот здесь, как нам кажется, скрывается одна из самых главных опасностей ролевой игры. Можно сказать, что в качестве теста ролевая игра является грозным оружием против детей в руках педагога. Ведь, соглашаясь играть с вами, ребенок еще может принять, что в результате он повеселится и чему-то научится, но никак не ждет, что вы будете смотреть на него как психолог, а не как соучастник игрового действа.
Риск импровизации
Педагогическая цель может видоизмениться непосредственно во время игры. Чем свободнее выбор конкретных шагов и стратегии игрового поведения у каждого участника (а степень этой свободы заложена в игру изначально), тем вероятнее появление неожиданных поворотов и разветвлений сюжета. Дети не только играют в вашу игру, они ее творят вместе с вами. Безусловно, каждый учитель, который позволяет ученикам так или иначе импровизировать в игре, должен быть готов к самому неожиданному повороту событий. Однако ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать самому, и все это – не выходя из роли.
В случае совершенно непредусмотренного варианта развития событий, на наш взгляд, надо постараться не делать двух вещей: объявлять игру несостоявшейся (или еще того хуже – сорванной самими участниками) и прерывать игру на середине, объясняя это тем, что все, что вам нужно было получить в результате игры, вы уже получили и никакой пользы она больше не принесет. Помимо тех методических целей, которые вы сами видите в используемой игре, в ней еще рождаются ценности, которые актуальны для детей – участников игры. Прерывая игру, вы тем самым демонстрируете полное пренебрежение личными мотивами и интересами учеников. Это может негативно сказаться на их отношении к ролевым играм и отвратить от участия в них.
Естественно, в этой статье перечислены не все трудности, возникающие при проведении ролевых игр, тем более что их набор очень индивидуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут принести массу огорчений как детям, так и учителю да еще и совсем не гарантируют успешного педагогического результата. Нужны ли они вообще? Надеемся, что в пользе и ценности самой методики вы не сомневаетесь, а здесь нам хотелось показать, что ролевая игра – это палка о двух концах. И, как всегда, опасность исходит не от самой палки, а от человека, который берет ее в руки.