Специальный выпуск
Игры и развлечения
Татьяна Алексеева ;
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Как помочь Буратино?
Игровой конкурс для учителей
Играть любят не только дети, но и взрослые. Разве всевозможные конкурсы среди учителей не разновидности конкурентных игр? Они проводятся и на базе отдельных школ, и во всероссийском масштабе. Ассоциация частных школ Москвы не исключение: она организовала конкурс «Учитель года» для своих учителей, одна из номинаций которого «Лучший классный руководитель». Мы поздравляем всех участников конкурса и его победителей. Но все же сегодня речь пойдет не о них, ведь на самом деле каждый учитель работает не для победы в состязаниях, а для своих учеников, а значит, победителем является тот, кого любят, уважают и понимают дети, а не жюри. Дело в том, что многие задания были вариациями интересных, не совсем обычных игр, которые можно использовать не только на конкурсах, но и в повседневной работе с детьми.
Сказочный персонаж
Задание
Участники получили по конверту, в каждом из которых – карточка с именем сказочного персонажа. Учителя должны были представить, что сказочный персонаж – это новый ученик в их классе, описать его (ее) достоинства и недостатки, очертить проблемные зоны, поставить перед собой педагогические задачи и описать методы, с помощью которых они будут решаться.
Варианты ответов участников конкурса
Буратино
Характеристика: он любопытен, у него доброе сердце. Мальчик с нестандартной внешностью, явно гиперактивен, находчив; ему свойственны озорство, наивность, доверчивость, оптимизм.
Задачи: в нем необходимо воспитывать ответственность, развивать способность принимать самостоятельные решения и осуществлять их. При этом можно использовать его познавательные интересы (он многое делает из любопытства). Ни в коем случае нельзя стремиться добиться послушания: для гиперактивных детей это недостижимо.
Способы решения: наверное, его стоит привлекать к общим делам класса, создавать психолого-педагогические ситуации с учетом его особенностей. Можно поручать такому ребенку дела, в которых ему придется отвечать за других, например руководить школьным театром. Можно найти этому ученику место (роль) в уже существующем общем деле.
Золушка
Характеристика: девушка тревожна, не уверена в себе, мечтательна, добра. Ей свойственны доброжелательность и трудолюбие.
Задачи: повысить самооценку, вовлечь в дело, в котором она сможет быть лидером.
Способы решения: можно предложить такой ученице руководить каким-то небольшим проектом, например сделать ее старостой класса; при возможности стоит дать ей поучаствовать в психологических тренингах на повышение самооценки.
Знайка
Характеристика: интеллектуальный, малообщительный; обидчивый юноша, склонный к зазнайству; у него явно завышенная самооценка.
Задачи: развивать его коммуникативные способности, помочь сблизиться с классом.
Способы решения: вовлечь в коллективную творческую и спортивную деятельность, предложить ему роль организатора в классном мероприятии, дать возможность поучаствовать в коммуникативных играх.
Емеля
Характеристика: ленивый, необщительный, но с развитым чувством юмора, талантом комика.
Задачи: помочь ему преодолеть лень, заинтересовать делом с учетом его актерских способностей.
Способы решения: можно дать ему роль в школьном спектакле, вовлечь в коммуникативные игры, привлечь к организации творческих мероприятий в классе.
Герда
Характеристика: целеустремленная девушка, напористая, уверенная в себе; легко может найти общий язык с разными людьми. Она гиперответственна, стремится все сделать за других. Упряма, не склонна подчиняться чужим советам и приказам.
Задачи: нужно помочь ей выработать более адекватную самооценку, научить ее прислушиваться к чужому мнению.
Способы решения: возможно, ее нужно иногда ставить в ситуацию подчинения (например, в процессе подготовки общего мероприятия), предложить ей роль помощника, советчика в каком-то деле, а не лидера, направить ее эмоциональность в творческие дела.
Мальвина
Характеристика: кокетка, увлекается мальчиками; умная, любит учить других; может жестоко ранить высокомерием, обидеть.
Задачи: помочь ей преодолеть гордость, тщеславие; наладить отношения со сверстниками.
Способы решения: дать девочке возможность проявить педагогические способности; предложить дело, в котором она может помочь другим.
Красная Шапочка
Характеристика: общительная и ответственная, но слишком податливая, доверчивая. Привыкла к послушанию, но не умеет анализировать ситуацию и ориентироваться в меняющихся условиях.
Задачи: научить работать с информацией и принимать самостоятельные решения.
Способы решения: вовлечь в проектную деятельность, предложить участие в групповой работе, вывести в активную позицию в дискуссиях, чтобы она научилась отстаивать свою точку зрения.
Этот конкурс очень веселый, он развивает наблюдательность, дает возможность активного участия всем, в том числе и зрителям-болельщикам. Скорее всего, с теми характеристиками, педагогическими задачами и способами их решения, которые предложили участники конкурса, многие читатели не согласятся, им захочется что-то изменить, с чем-то поспорить.
Подумать над тем, кто как видит общеизвестных сказочных героев, можно и на методическом объединении классных руководителей, причем не обязательно при этом организовывать жюри и выявлять победителей – общее обсуждение не менее интересно и полезно. Эту работу можно немного видоизменить, например приготовить описание характера конкретного сказочного героя и, зачитав его коллегам, предложить догадаться, о ком идет речь.
В эту игру можно предложить поиграть и детям. Многие из них увидят в сказочных героях себя и своих сверстников; их предложения о помощи сказочным героям могут подсказать учителю, какой помощи от него ожидают ученики. Такая игра может стать началом серьезных размышлений о тонкой грани между достоинствами и недостатками каждого человека.
Классное мероприятие
Задание
Участники получили по два конверта, в одних – карточка с названием общеизвестной игры; в других - определенная педагогическая задача. Нужно так изменить условия игры, чтобы решить именно эту задачу.
Варианты ответов участников конкурса
Игра: Ручеек. Задача: коррекция самооценки.
Изменение правил: ввести «проигравшего» (например, игра под музыку или песню; музыка останавливается, и тот, кто остался без пары, проиграл).
При этом тех, кто не любит проигрывать, можно поставить в ситуацию проигрыша: например, специально остановить музыку в момент, когда они без пары, а потом показать, что в этом нет ничего страшного – в следующий раз проиграет кто-то другой и спокойно отнесется к этому. Можно, наоборот, защитить самооценку проигравшего. Например, надеть тому, кто остался один, корону и прокричать в его честь громкое «Ура!».
Игра: Море волнуется – раз… Задача: познакомить учеников нового класса.
Изменение правил: в качестве задания давать такие образы, которые раскроют личность детей, помогут им лучше узнать друг друга. Например, предлагать: «…в форме своего имени – замри»; «… в форме своего увлечения – замри»; «… в форме любимого мультперсонажа – замри»; «… в форме любимого животного – замри».
Игра: Салочки. Задача: наладить отношения между мальчиками и девочками.
Изменение правил: салить можно только противоположный пол; если мальчик осалит девочку, то он должен сделать ей комплимент, если девочка осалит мальчика, она говорит, за что его уважает.
Игра: Жмурки. Задача: принять новенького в коллектив.
Изменение правил: новенького сделать во'дой, но разрешить угадывать с подсказкой, например, частично закрыв лицо пойманного или немного рассказывая водящему о себе (я в синих брюках; я с рыжими волосами).
Игра: Спортивная эстафета. Задача: преодоление грубости в коллективе.
Изменение правил: начислять баллы за отношение друг к другу.
Придумывать новые игры могут и взрослые, и дети – все, кто любит (и не боится!) фантазировать. Если предложить ребятам придумать игры на базе любой общеизвестной игры, можно не только обогатить свою коллекцию, но и очень весело провести время.