Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Татьяна Кручинина ,
воспитатель
воспитатель
Полюби свое отражение
Повышение самооценки
В городе Зазеркалье, одном из городов Страны Доверия, на занятиях дискуссионного клуба «Диалог» дети приобретают такие жизненно важные навыки как способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, анализировать свои поступки, управлять собственными эмоциями и т.п. Волшебное Зеркальце – талисман города – помогает детям взглянуть на себя не только с внешней стороны, но и изнутри, понять, какими хорошими чертами они обладают, а над чем им стоит поработать, чтобы уметь жить в обществе и выполнять принятые в нем нормы поведения. Однако увидеть в себе отрицательные качества, оказывается, гораздо проще, чем найти положительные черты.
Себя как в зеркале я вижу.
А. С. Пушкин
Приятно, что занятия с детьми не проходят даром. Однажды, спустя несколько дней после очередного «путешествия в Зазеркалье», играя в теннис, ребята непроизвольно вспомнили волшебные слова из сказки «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…», превратив в зеркальце теннисную ракетку.
Увидев, что Толик обращается к воображаемому зеркальцу, я, подыгрывая подростку, попросила его дать свой ответ, рассказать, каким он видит свое отражение в зеркале. Он с готовностью согласился и начал себя ругать: «Ох, Толик, ну и неряха же ты!» Ракетка-зеркальце пошла по кругу, дети включились в игру. Но в ответах детей о своем зеркальном отражении часто слышалось: «Прогульщик», «Двоечник», «Драчун» и т.п.
Когда очередь дошла до меня, я сказала, смотрясь в импровизированное зеркальце: «Какая же ты, Татьяна Геннадиевна, умная, красивая и жизнерадостная!». Дети заулыбались, а воспитатель им сказала: «Ребята, надо научиться любить себя. Любите, цените самих себя, и тогда у вас все получится». Зеркальце вновь пошло по кругу, но в ответах детей было уже много положительного, каждый хотел, чтоб окружающие услышали, какой он хороший.
Вот так непроизвольно, между делом, без назидания и осуществляется процесс воспитания. Наши дети очень ранимы, у них занижена самооценка, в школе на них, как правило, висит ярлык неуспешности. Важно дать им почувствовать свою значимость, уникальность, неповторимость. «Я могу на тебя положиться?», «Кто, если не ты?», «Я без тебя не справлюсь» – такое обращение окрыляет детей, а взрослый тем самым говорит ребенку: «Я тебе доверяю, я тебя люблю». А что может быть важнее, чем доверие, понимание, любовь и уважение между людьми?