Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Додонова ,
педагог-организатор ;
Татьяна Степанова

День Земли

Конкурсно-игровая программа

На этом празднике дети смогут проявить свою эрудицию в вопросах охраны окружающей среды, а также практические умения и навыки, полученные в процессе участия в различных занятиях и мастерской полезных дел.

Начало праздника

Звучит музыка песни Н.Королевой «Маленькая страна». Дети заходят в зал, занимают места, отведенные для команд.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем праздник – День Земли. Все мы живем на планете Земля и являемся частью матери-природы. Для нас окружающая природа имеет огромное значение. Всем нам нужны воздух, вода, пища. Природа восхищает и радует своей красотой. Сейчас люди начинают понимать, что природе грозит опасность. На месте вырубленных лесов сажаются новые. Запрещается собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна. К сожалению, не все еще умеют беречь и охранять окружающую нас природу. День Земли отмечается для того, чтобы еще раз напомнить нам о необходимости бережного отношения к тому, что нас окружает. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие на природу. Вы встретите на своем пути препятствия, которые вам поможет преодолеть дружба, смекалка, быстрота и аккуратность в выполнении заданий. Как и в любом походе, вы должны подчиняться капитану команды, помогать друг другу, а не винить других участников за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!

Все участники праздника исполняют песню Б.Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья!». На фоне музыки ведущий представляет гостей праздника и участников – команды «Реактив» и «Феникс», а также членов жюри.

Представление команд

Команды выступают со своим номером – визитной карточкой. Затем жюри оценивает их выступления.

Команда «Реактив»

Звучит музыка песни Р.Ченборисовой на слова И.Сидорова «Люди идут по свету». Входят ребята с рюкзаками, изображающие туристов, останавливаются на привал, снимают рюкзаки, раскладывают костер. Затем садятся вокруг костра, поют песню И.Бочкарева «Вальс в ритме дождя». Мальчик и девочка танцуют вальс.

Затем на фоне музыки Э.Грига «Утро» ребята читают стихи В.Шульжика «Утренний лес».

Чтец 1

Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток.
Он как будто бы выплетен весь
Из тончайших серебряных ниток.

Чтец 2

Паутинки звенят на весу
И колеблются в розовом дыме,
Будто, гусли оставив в лесу,
Гусляры не вернулись за ними.

Чтец 3

И, навеки забытые тут,
Пробужденные ветром рассвета,
Гусли тихо и грустно поют
Песню запаха, звука и цвета.

Другие ребята из команды встают, выстраиваются в шеренгу, читают текст песни Б.Фиготина на слова Л.Дербенева «Доброе утро».

Чтец 4

Это очень придумано здорово,
Что за ночью безмолвною вслед,
Мир веселыми радуя зорями,
Ежедневно приходит рассвет.

Чтец 5

Здравствуй, день, светом ласковым залитый,
Здравствуй, солнечный луч и тепло!
Все вокруг начинается заново,
Потому что на землю пришло

Чтец 6

Доброе утро, доброе утро!
Солнечным далям не видно конца.
Птицы проснулись, и распахнулись
Песням навстречу сердца!

Команда «Феникс»

Звучит мелодия песни Ю.Чичкова на слова П.Синявского «Лесной марш».

Команда выходит на сцену. В руках у участников ведра, лопаты. Они изображают, что сажают саженцы елочек. Затем останавливаются, откладывают инструменты в сторону, встают в шеренгу.

Чтец 1. Вот сколько саженцев мы сегодня посадили!

Чтец 2. Когда только они вырастут!

Участники читают стихи С.Погорельского «Здравствуй, лес» и С.Маршака «Праздник леса».

Чтец 3

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

Чтец 4

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

Чтец 5

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –
Странствовать по морю
В бурю и штиль.

Чтец 6

Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать.
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Чтец 7

Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Чтец 8

Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.

Команда хором исполняет песню Ю.Чичкова на слова П.Синявского «Лесной марш».

Защита проекта клумбы

В защите принимают участие по два человека от каждой команды: один рекламирует проект, другой демонстрирует иллюстративный материал. После выступления обеих команд ведущий предлагает каждой команде задать по три вопроса друг другу.

Жюри оценивает и выступления команд, и заданные вопросы.

Конкурс капитанов

Ведущий. Пока жюри подводит итоги второго конкурса, я приглашаю на сцену капитанов команд.

Звучит музыка. Капитаны выходят на сцену. Ведущий предлагает капитанам ответить на вопросы по теме «Календарь русской природы. Весна». Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Вопросы:

• Назови дату весеннего равноденствия. (21 марта – день равен ночи, а далее прибывает.)

• Какие на Руси существовали обычаи празднования 21 марта? (Пекли булочки в виде жаворонков, выпускали на волю певчих птиц, развешивали на деревьях скворечники.)

• Какие птицы считаются вестниками весны? (Грачи.)

• В каком месяце начинается массовый прилет птиц в родные гнездовья? (Апрель.)

• В каком месяце зацветает черемуха? (Май.)

• Какие цветы появляются в лесу в мае? (Ландыши, незабудки, фиалки.)

• Что делают весной медведи, ежи? (Просыпаются от зимней спячки.)

• Какое название дали в народе месяцу апрелю и почему? (Водолей, так как апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.)

Сценка «Огородники»

Звучит мелодия русской народной песни «Камаринская». На ширме кукольного театра появляется Петрушка.

Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные тетушки-подружки! Я – ваш знакомый, мусью гер Петрушка! Пришел вас позабавить, потешить да с праздником поздравить! Вот я!

Звучит мелодия песни «Котенок и щенок». Появляются пес Барбос и кот Мурзик.

Барбос. Здравствуй, мусью Петр Иванович!

Мурзик. Как поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А вам какое дело? Уж не доктора ли вы?

Барбос. Нет, мы не доктора. Я – Барбос.

Мурзик. А я – Мурзик.

Петрушка. Друзья, а вы знаете, что сейчас наступила весна, а весной люди сажают семена овощей? В них много витаминов. Будешь есть овощи – никогда не заболеешь. Вот пройдет День Земли, и люди начнут картошку сажать.

Барбос. Удивительное дело! Я видел, как сажают картошку. Выроют ямку, положат туда одну маленькую картофелинку и зароют ее. А осенью вместо одной маленькой много больших выкапывают.

Петрушка. Что ты говоришь, Барбос! Неужели правда?

Мурзик. Как интересно! Положат одну маленькую, а выкопают много больших? Давайте тоже что-нибудь посадим. Что, если посадить один маленький горшочек сметаны? Неужели вырастет много больших? Ах, Барбос, я и представить себе не могу, как это было бы хорошо!

Барбос. Да-а-а. И если посадить одну вкусную кость, а потом выкопать много…

Петрушка. Ладно. Вы тут копайте, сажайте, а я пойду пока ребят да девчат повеселю.

Звучит мелодия «Камаринской». Петрушка уходит.

Мурзик. Нечего разговаривать, принимаемся за дело. Я бегу за сметаной, а ты – за костью.

Уходят в разные стороны. Звучит мелодия песни «Котенок и щенок». Барбос возвращается с костью.

Барбос. Какая вкусная косточка! Съел бы ее сию минутку, да нельзя. Посажу ее, и у меня будет много таких. Вот тогда поем!

Мурзик возвращается с горшочком сметаны.

Мурзик. Вот и я! Барбос, копай скорее ямку!

Барбос копает, кот ходит вокруг него и заглядывает в ямку.

Барбос. Готово! Где моя косточка?

Мурзик. Сначала посадим мою сметану.

Барбос. Нет! Вот моя косточка. Смотри, Мурзик, я кладу ее в ямку и закапываю. А сейчас я беру палку, вешаю на нее дощечку и на ней пишу: «Сахарная кость».

Мурзик. Барбосик, милый, вырой теперь ямку для меня. У тебя это так хорошо получается!

Барбос. Хорошо. Теперь посадим твою сметану. (Быстро копает.) А ты пойди и поищи палку и дощечку. (Кот уходит, а Барбос копает и поет.)

Мы сажаем огород,
Удивится весь народ.
Вот так, огород,
Удивится весь народ!

Появляется Мурзик.

Мурзик. Вот и палка, и дощечка. (Пес берет горшочек со сметаной.) Нет, Барбос, я сам хочу посадить. Дай горшочек. (Берет горшочек, опускает его в ямку. Пес закапывает, кот помогает.)

Барбос. Вот и посадили!

Мурзик. А скоро это вырастет?

Барбос. Скоро только сказка сказывается.

Звучит «Камаринская». Герои уходят. Появляется Петрушка.

Петрушка. Очень трудолюбивые ребята. (Рассматривает таблички с надписями, читает: «Сахарная кость», «Сметана».) Ну, ладно, подождем. Может, что и вырастет.

Пословицы о труде

Петрушка (к ребятам). Эй, ребята, что приуныли? Я такой молодец-удалец, знаю много пословиц о труде. Вот, например, «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Или: «Не привыкай к безделью, учись рукоделью». А ну-ка, ребята, кто из вас больше всех пословиц о труде вспомнит?

Ведущий объявляет следующий конкурс.

Ведущий. Сейчас каждая команда по очереди будет называть пословицы. Победит та команда, которая ответит последней.

Команды соревнуются, жюри подводит итоги.

Продолжение сценки «Огородники»

Барбос. Вот тут посажена косточка, но пока еще ничего не выросло…

Мурзик. Да и на месте сметаны тоже ничего нет.

Петрушка. Наверное, надо полить. Я видел, люди поливают. (Поливает.)

Барбос. Ну, теперь скоро вырастет!

Ведущий. Да ничего у вас не вырастет! Вот спросите у ребят, если мне не верите.

Мурзик. Ребята, у кого из вас есть огород? (Дети поднимают руки.) А кости, сметану вы когда-нибудь сажали? Нет? А конфеты? Тоже нет? А видели, чтобы их кто-нибудь сажал?

Ведущий. Сажать можно все, да не все вырастет. Вот ребята, например, недавно научились сажать деревья. Поэтому сейчас мы все вместе выйдем во двор и продолжим праздник там.

Мурзик. Пойдем, Барбос, посмотрим, как ребята будут деревья сажать!

Барбос. Конечно, пойдем!

Петрушка. И я с вами!

Звучит «Камаринская». Петрушка, Барбос и Мурзик уходят.

Посади дерево

По команде ведущего участники игры начинают сажать деревья (по одному на команду). Побеждает та команда, которая верно выполняет все правила при посадке дерева. Жюри подводит итоги.

Сделай дело – гуляй смело

Ведущий. Перед вами две пустые пластмассовые бутылки (по одной на команду). Попробуйте за 10 минут сделать из них полезные предметы для проходящих по тропинке туристов.

Итоги конкурса подводит жюри.

Игра «Найди клад»

Ведущий. На этом конкурсная программа закончена. Пока жюри будет подводить общий итог и определять победителей, наши команды отправятся на остров Робинзонов искать клад. Капитаны! Подойдите ко мне и получите маршрутные листы.

Капитаны получают маршрутные листы для прохождения этапов игры «Найди клад».

Ведущий. Итак, в ваших маршрутных листах обозначен порядок прохождения дистанции, которая состоит из 12 этапов. Посмотрите на него внимательно. Победит та команда, которая быстрее найдет записки c буквами, сложит из них ключевое слово и определит место нахождения клада.

Порядок прохождения дистанции:

• Команда «Реактив» сначала проходит полосу препятствий с получением записок с подсказками, затем ищет записки с подсказками на близлежащей территории по зашифрованным словам.

• Команда «Феникс» сначала ищет записки с подсказками на близлежащей территории по зашифрованным словам, затем проиходит этапы полосы препятствий с получением записок с подсказками.

На записках-подсказках обозначены буквы. После прохождения этапов участники команд должны сложить из них слово, обозначающее место нахождения клада (сладкий приз).

Полоса препятствий

Этапы:

1. Переправа по параллельным веревкам.

2. Преодоление канавы с использованием веревки.

3. Оказание доврачебной помощи и транспортировка пострадавшего на носилках.

4. Движение по «кочкам».

5. Разжигание костра.

6. Подтягивание на турнике.

Этот конкурс оценивают специальные судьи, которые после прохождения командой каждого этапа выдают ей записку с подсказкой. На близлежащей территории судьи размещают записки в тех местах, которые указаны в маршрутных листах в «легенде».

Поиск подсказок по зашифрованным словам

Участники получают написанные на бумаге фразы, в которых зашифрованы слова, обозначающие места со спрятанными подсказками.

Фразы:

1. Готовь качели-карусели, чтоб в небо улетели (карусели).

2. Поваленное дерево лежит на дороге, не поломай об него ноги (поваленное дерево).

3. Д’Артаньян и три мушкетера (три березы рядом, одна чуть дальше).

4. Жилище Соловья-разбойника (шалаш на дереве).

5. Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка, со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок (скамейка на детской площадке).

6. Колечко, колечко, выйди на крылечко! (крыльцо у входа).

После нахождения клада команды возвращаются в актовый зал. Жюри объявляет итоги конкурсной программы.

Участники игры награждаются призами.

В завершение праздника все его участники поют песню К.Кельми на слова М.Пушкиной «Замыкая круг».

Рефлексия

За чаепитием происходит обсуждение праздника: дети и взрослые делятся своими впечатлениями.

TopList