Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Татьяна Додонова ,
педагог-организатор ;
Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова
педагог-организатор ;
воспитатель ;
Гормон радости
Этапы проведения праздника
Праздник нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовно-нравственного самовыражения, оказывающая огромное воздействие на социальное становление их личности. Праздник в СРЦН «Доверие» – кульминация всей коллективно-творческой деятельности воспитанников, интересная и порой интригующая перспектива, к которой они стремятся, итог всех реабилитационных занятий специалистов с детьми. Поэтому в подготовке и проведении праздника участвуют все специалисты центра.
Организация праздника в социально-реабилитационном центре «Доверие» состоит из трех этапов:
• подготовительный (цикл занятий всех специалистов по тематике праздника с включением знаний, умений и навыков детей, полученных ими на предыдущих занятиях);
• основной (проведение праздника);
• итоговый (рефлексия).
На первом этапе организации праздника каждый специалист планирует свою работу так, чтобы подготовить детей к выполнению конкурсных заданий во время праздника, а также показать, чему научились воспитанники за это время. Тематика занятий подбирается с учетом содержания каждого праздника, в соответствии с этим ставятся задачи. Например, при подготовке к празднику «День Земли», который проводится в форме игры-соревнования, воспитатель ставит задачи познакомить детей с историей праздника, научить их работать в команде, вырабатывать план совместных действий, распределять обязанности и т.д. Педагог-организатор при подготовке школьников к защите проектов клумб для украшения территории Центра учит подростков и навыкам группового взаимодействия, и умению отстаивать свою точку зрения, что они и показывают на празднике. Руководитель кружка «Художественный труд» старается не только научить детей изготавливать поделки, сажать деревья, но и делать это сообща, распределяя функции между членами команды. В компьютерном кружке ребята овладевают навыками компьютерной грамотности, приобщаются к информационной культуре, развивают познавательные способности, расширяют кругозор. В клубе туристов «РИФ» дети овладевают техникой пешеходного туризма, обучаются ориентированию на местности, оказанию первой медицинской помощи. Все эти навыки ребята продемонстрировали во время проведения праздника на полосе препятствий и в игре «Найди клад», где использовался способ ориентирования «по легенде».
Яркую эмоциональную окраску любому празднику придает выступление актеров кукольного театра. При подготовке кукольных спектаклей учитель-логопед акцентирует внимание на активизации выразительных средств общения: речи, пластики, мимики, жеста. Музыкальное оформление праздников, особенно «живое» исполнение детьми песен в сопровождении фортепиано, способствует коррекции их эмоциональной сферы, накоплению эстетических переживаний.
Важная роль в подготовке и проведении праздника принадлежит педагогу-организатору, который продумывает и вместе с ребятами cоставляет сценарий, распределяет роли, проводит репетиции, согласуя свою деятельность по подготовке праздника с работой всех специалистов. После проведения праздника проходит обсуждение, на котором и подростки, и взрослые делятся своими впечатлениями, выясняют, что получилось хорошо, а над чем еще нужно поработать в дальнейшем.
Содержание каждого праздника несет в себе не только развлекательную функцию (что тоже важно), но и выполняет воспитательную и реабилитационную задачи, помогает приобрести опыт и найти свое место в жизни.
В результате такой коллективно-творческой деятельности при организации и проведении праздника дети получают удовлетворение от участия в нем, в их организме вырабатывается так называемый «гормон радости», у ребят улучшается настроение, уходят тревожность, страхи, нервозность, происходит оздоровление в целом.