Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Додонова ,
педагог-организатор

Цветочные фантазии

Проектная работа

Деловая игра по планированию городской клумбы направлена на укрепление потребности в общении с природой, развитие дизайнерских навыков, повышение самооценки ребенка в процессе коллективно-творческой деятельности. Она также поможет школьникам научиться разрабатывать проект, обсуждать и выдвигать собственные идеи, принимать решения в совместной деятельности.

Задачи:

• развитие у детей образного мышления, чувства красоты и гармонии;

• развитие познавательных интересов, расширение кругозора;

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие навыков управления эмоциями;

• формирование уважения к другим людям и к себе как личности;

• формирование уверенности в своих силах.

Создание проекта клумбы

Воспитатель. Сегодня у нас с вами состоится деловая игра: заработают два проектных бюро, в которых мы будем придумывать и защищать проекты будущих клумб для нашего сада.

Руководитель спрашивает детей, что такое проект.

Ребята называют варианты: предварительный текст какого-либо документа, план, замысел…

Учитель. Но сначала мы отправимся в путешествие с героем романа Джонатана Свифта – Гулливером.

Педагог зачитывает фрагмент из книги Д. Свифта «Путешествие Гулливера» (часть 3, глава 5) о великой Академии в Лагадо, столице летучего острова Лапута. (Этот фрагмент можно прочитать по ролям.)

Затем текст обсуждается вместе с детьми.

Возможные вопросы для обсуждения:

• Как вы думаете, воплотят ли эти ученые свои проекты в жизнь?

• Есть ли польза от деятельности этих ученых, один из которых разрабатывал проект извлечения солнечных лучей из огурцов, другой – проект разведения голых овец, третий – проект помещения солнечных часов на флюгер ратуши, четвертый – проект замены слов вещами, необходимыми для выражения мыслей и т.д.?

Для обсуждения каждого проекта, предложенного этими учеными, детей можно разбить на команды и дать им время на анализ одного из проектов. В ходе работы ребята должны привести аргументы, почему эти проекты никогда не будут воплощены в жизнь.

Учитель. Джонатан Свифт критиковал пустых фантазеров, занимающихся разработкой абсурдных проектов, которые не приносят пользы людям. Я надеюсь, что наши проектные бюро учтут это при разработке своих проектов.

Начинается работа проектных бюро, которая проводится по командам при участии педагога. В ходе работы закрепляется алгоритм взаимодействия в группе.

План работы:

1. Работа с литературой – просмотр последних журналов по цветоводству, садоводству, ландшафтному дизайну, специальной учебной литературы.

2. Знакомство с имеющимися семенами цветочных культур.

3. Создание индивидуальных проектов клумбы (эскизы детей).

4. Обсуждение каждого проекта, выделение в нем оригинальных идей.

5. Объединение оригинальных идей в один проект.

6. Оформление эскиза клумбы на ватманском листе. В создании эскиза принимают участие все члены команды. Каждый рисует ту деталь проекта, которая была выделена остальными детьми в его индивидуальном проекте при совместном обсуждении.

Защита проекта клумбы

Учитель. Для того чтобы проект вступил в силу, нужно суметь его защитить.

Педагог спрашивает ребят, кто и в каких случаях употребляет слово «защита».

Дети называют варианты ответа: защита родины, крепости и т.д. (военные), защита футбольных, хоккейных ворот (спортсмены), защита диссертации, дипломной работы (инженеры, ученые, студенты).

Учитель. Итак, как вы правильно сказали, ученые, инженеры защищают не крепости и не футбольные ворота, а свои разработки, идеи, замыслы, проекты. В таком случае защита подразумевает выставление проекта на всеобщее обозрение (заслушивание) и его рекламу. Рекламировать проект – это значит показать пользу, которую принесет воплощение этого проекта в жизнь. Вспомните, с какими горе-проектами пришлось познакомиться Гулливеру на летучем острове Лапута. Сейчас каждой из команд предстоит подготовка и проведение защиты их проектов.

Начинается второй этап работы проектных бюро.

План работы:

1. Составление пояснительной записки для рекламирования своего проекта.

2. Выбор защитника проекта.

3. Распределение ролей среди остальных членов команды (докладчик, члены комиссии, оппоненты и т.д.).

4. Подготовка защиты проекта каждой командой.

Методика защиты проекта:

1. Докладчик выходит на сцену, объявляет тему проекта, обосновывает его важность, раскрывает суть проекта и этапы претворения его в жизнь, объявляет стоимость проекта.

2. Во время защиты используется наглядный материал, плакаты, эскизы и т.п.

3. На доклад отводится 5–10 минут.

4. После выступления докладчика проводится дискуссия, во время которой члены комиссии и оппоненты задают докладчику вопросы.

5. В заключение членами комиссии выносится резолюция (например, рекомендовать данный проект к реализации).

Команды по очереди защищают свои проекты. После этого проводится общее обсуждение занятия.

TopList