Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Татьяна Додонова ,
педагог-организатор
педагог-организатор
Цветочные фантазии
Проектная работа
Деловая игра по планированию городской клумбы направлена на укрепление потребности в общении с природой, развитие дизайнерских навыков, повышение самооценки ребенка в процессе коллективно-творческой деятельности. Она также поможет школьникам научиться разрабатывать проект, обсуждать и выдвигать собственные идеи, принимать решения в совместной деятельности.
Задачи:
• развитие у детей образного мышления, чувства красоты и гармонии;
• развитие познавательных интересов, расширение кругозора;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие навыков управления эмоциями;
• формирование уважения к другим людям и к себе как личности;
• формирование уверенности в своих силах.
Создание проекта клумбы
Воспитатель. Сегодня у нас с вами состоится деловая игра: заработают два проектных бюро, в которых мы будем придумывать и защищать проекты будущих клумб для нашего сада.
Руководитель спрашивает детей, что такое проект.
Ребята называют варианты: предварительный текст какого-либо документа, план, замысел…
Учитель. Но сначала мы отправимся в путешествие с героем романа Джонатана Свифта – Гулливером.
Педагог зачитывает фрагмент из книги Д. Свифта «Путешествие Гулливера» (часть 3, глава 5) о великой Академии в Лагадо, столице летучего острова Лапута. (Этот фрагмент можно прочитать по ролям.)
Затем текст обсуждается вместе с детьми.
Возможные вопросы для обсуждения:
• Как вы думаете, воплотят ли эти ученые свои проекты в жизнь?
• Есть ли польза от деятельности этих ученых, один из которых разрабатывал проект извлечения солнечных лучей из огурцов, другой – проект разведения голых овец, третий – проект помещения солнечных часов на флюгер ратуши, четвертый – проект замены слов вещами, необходимыми для выражения мыслей и т.д.?
Для обсуждения каждого проекта, предложенного этими учеными, детей можно разбить на команды и дать им время на анализ одного из проектов. В ходе работы ребята должны привести аргументы, почему эти проекты никогда не будут воплощены в жизнь.
Учитель. Джонатан Свифт критиковал пустых фантазеров, занимающихся разработкой абсурдных проектов, которые не приносят пользы людям. Я надеюсь, что наши проектные бюро учтут это при разработке своих проектов.
Начинается работа проектных бюро, которая проводится по командам при участии педагога. В ходе работы закрепляется алгоритм взаимодействия в группе.
План работы:
1. Работа с литературой – просмотр последних журналов по цветоводству, садоводству, ландшафтному дизайну, специальной учебной литературы.
2. Знакомство с имеющимися семенами цветочных культур.
3. Создание индивидуальных проектов клумбы (эскизы детей).
4. Обсуждение каждого проекта, выделение в нем оригинальных идей.
5. Объединение оригинальных идей в один проект.
6. Оформление эскиза клумбы на ватманском листе. В создании эскиза принимают участие все члены команды. Каждый рисует ту деталь проекта, которая была выделена остальными детьми в его индивидуальном проекте при совместном обсуждении.
Защита проекта клумбы
Учитель. Для того чтобы проект вступил в силу, нужно суметь его защитить.
Педагог спрашивает ребят, кто и в каких случаях употребляет слово «защита».
Дети называют варианты ответа: защита родины, крепости и т.д. (военные), защита футбольных, хоккейных ворот (спортсмены), защита диссертации, дипломной работы (инженеры, ученые, студенты).
Учитель. Итак, как вы правильно сказали, ученые, инженеры защищают не крепости и не футбольные ворота, а свои разработки, идеи, замыслы, проекты. В таком случае защита подразумевает выставление проекта на всеобщее обозрение (заслушивание) и его рекламу. Рекламировать проект – это значит показать пользу, которую принесет воплощение этого проекта в жизнь. Вспомните, с какими горе-проектами пришлось познакомиться Гулливеру на летучем острове Лапута. Сейчас каждой из команд предстоит подготовка и проведение защиты их проектов.
Начинается второй этап работы проектных бюро.
План работы:
1. Составление пояснительной записки для рекламирования своего проекта.
2. Выбор защитника проекта.
3. Распределение ролей среди остальных членов команды (докладчик, члены комиссии, оппоненты и т.д.).
4. Подготовка защиты проекта каждой командой.
Методика защиты проекта:
1. Докладчик выходит на сцену, объявляет тему проекта, обосновывает его важность, раскрывает суть проекта и этапы претворения его в жизнь, объявляет стоимость проекта.
2. Во время защиты используется наглядный материал, плакаты, эскизы и т.п.
3. На доклад отводится 5–10 минут.
4. После выступления докладчика проводится дискуссия, во время которой члены комиссии и оппоненты задают докладчику вопросы.
5. В заключение членами комиссии выносится резолюция (например, рекомендовать данный проект к реализации).
Команды по очереди защищают свои проекты. После этого проводится общее обсуждение занятия.