Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Ирина Бевзюк ,
руководитель кружка «Художественный труд»
руководитель кружка «Художественный труд»
Посади дерево
Познавательно-практическое занятие
Предлагаемая методика поможет детям внимательнее присмотреться к окружающему миру, ощутить причастность к происходящим в нем переменам. Этот материал можно использовать для проведения классного часа, во внеклассной работе, а посадку деревьев в школьном дворе или его окрестностях превратить в важное мероприятие, проектную деятельность.
Задачи:
• развитие наблюдательности;
• развитие детского воображения, эстетического восприятия;
• обучение детей изготовлению из бумаги деревьев, умению передавать их характерное строение, цвет коры и расположение веток;
• развитие мелкой моторики рук;
• формирование навыков коллективного творчества, умения работать сообща;
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование социально-трудовых навыков, умений, а также мотивации к общественно полезному труду;
• трудовая реабилитация.
Художественное конструирование из бумаги
Перед началом занятия ребята вместе с педагогом гуляют по саду (парку, скверу и т.п.) и наблюдают различные деревья.
Педагог помогает детям охарактеризовать увиденное.
Возможные вопросы:
• Как выглядят деревья в саду?
• Какой бывает ствол у деревьев?
• Какие ветки?
• Какого цвета ствол и ветки?
• Какого цвета листья, цветы?
Когда все возвращаются в класс, педагог обращается к школьникам, демонстрируя им заготовку макета Поляны, который они будут создавать вместе.
Учитель. Посмотрите, ребята, какая у нас есть большая Поляна. На нее так и просятся деревья, кусты и цветы. Пусть сейчас каждый рассмотрит ее внимательно и найдет место на макете, где будет расти его дерево.
Дети рассматривают макет, выбирают место «посадки» своего бумажного дерева.
Учитель. Чтобы ваше дерево не росло в одиночестве, я предлагаю вам объединиться в команды по 4 человека и таким образом изготовить небольшую рощицу, а затем посадить ее на Поляне.
Ребята распределяются на команды и выбирают капитанов. Капитаны команд получают инструкционные карты для выполнения работы. Затем все приступают к изготовлению деревьев и кустов из бумаги и картона.
Ствол дерева
1. Начертить на листе плотного коричневого картона четверть круга радиусом 15–20 см. Вырезать и разделить пополам.
2. На получившейся одной восьмой части круга нарисовать 3–4 волнистые линии и выполнить по ним тиснение, а затем по линиям тиснения – криволинейные складки.
3. Из получившейся заготовки свернуть и склеить конус.
Кудрявая крона
1. На квадратах зеленой тонкой бумаги 10–10 см сделать надрезы на расстоянии 5 мм, не доходящие до края 2–3 см.
2. Завернуть полоски с помощью карандаша так, чтобы получились завитки, и свернуть заготовку в плотную трубочку.
3. Сделать небольшой надрез на стволе канцелярским ножом и вставить туда получившуюся крону.
Гофрированная крона
1. Вырезать два круга из зеленой бумаги диаметром 10 см.
2. В каждом круге сделать надрез до центра.
3. Выполнить гофрирование кругов веером.
4. Выполнить надрезы на одну четверть гофрированной заготовки и растянуть бахрому.
5. Склеить оба круга по вертикальному радиусу в области веера.
6. Отогнуть стороны кругов друг от друга.
7. Приклеить крону к стволу дерева.
Крона из гофрированной бумаги
1. Приготовить из картона 3 шаблона-заготовки для кроны дерева.
2. Согнуть их пополам и склеить между собой.
3. Вырезать круги из гофрированной бумаги размером в 2–2,5 раза больше, чем размер кроны дерева.
4. Помять в руках и наклеить на каждую из сторон кроны, совместив края и создав объем.
5. Приклеить крону к стволу дерева.
Цветущий кустарник
1. По шаблону выкроить 3–4 заготовки из зеленого картона.
2. Согнуть их пополам и склеить между собой.
3. Из гофрированной бумаги зеленого, белого, розового, красного цвета нарезать квадраты размером 5–5 см.
4. Сделать из квадратов маленькие кулёчки и наклеить на заготовку кустарника, чередуя зеленый и розовый, зеленый и белый, зеленый и красный цвета.
Учитель. Каждый человек в своей жизни должен посадить хотя бы одно дерево. Тем самым он оставит о себе память, продолжая жизнь на Земле. На следующем занятии мы будем сажать настоящие деревья, но уже сегодня каждый из вас сажает свой символический сад на макете Поляны.
Дети располагают свои поделки на макете. Затем педагог обсуждает с ними прошедшее занятие.
Посадка деревьев
Учитель. Сегодня нас ждет очень интересная работа. На прошлом занятии мы с вами учились конструировать из бумаги разные виды деревьев и кустарников, чтобы украсить макет Поляны. А сегодня мы будем учиться сажать настоящие деревья, чтобы украсить территорию нашего Центра. Но прежде чем выйти в сад, давайте с вами побеседуем о том, как же правильно нужно сажать деревья.
Педагог проводит с ребятами беседу о том, как нужно выбирать время и место посадки деревьев, учитывать особенности рельефа, температурного и водного режимов, как подбирать сорт растений, размещать их на площади и выкапывать ямы.
Учитель. А сейчас мы с вами разобьемся на команды, выйдем в сад и попробуем сами посадить деревья. Капитанам команд я вручаю инструкционные карты, в которых дается порядок правильной посадки деревьев. Изучите их и, следуя этому порядку, выберите инвентарь и выполните работу.
Инструкционная карта
1. Вбейте кол в месте посадки.
2. Вокруг него осевым колышком очертите круг для ямы.
3. Удалите кол, выкопайте яму требуемой величины, верхний, плодородный, слой земли кладите в одну сторону, а нижний – в другую.
4. Осмотрите корни у саженцев. Обрежьте поврежденные.
5. Смешайте удобрения с плодородным слоем почвы, насыпьте в яму подготовленную смесь в виде холмика.
6. В дно ямы забейте посадочный кол и установите саженец с северной стороны кола, его корни распределите по холмику. Корневая шейка саженца должна быть на 4–6 см выше поверхности почвы. Потяните саженец вверх, чтобы почва заполнила пустоты между корнями и корневая шейка не заглубилась. Уплотните почву вокруг саженца ногой (носком ноги к стволу).
7. После посадки привяжите растение к колу шпагатом восьмеркой.
8. Около растения сделайте лунку с валиком высотой 15 см, налейте в лунку 1–2 ведра воды, после впитывания воды почву засыпьте торфом (10–15 см).
Команды сажают деревья.
Учитель. Все команды справились с работой. А сейчас – небольшая викторина: посмотрим, какая команда лучше запомнила правила посадки деревьев.
Вопросы:
• Что нужно учитывать при выборе места под посадку деревьев?
• Какие работы проводят при подготовке участка?
• Как правильно посадить саженец?
Дети отвечают, можно выбрать победителя – того, кто чаще и полнее всех отвечал на вопросы.
Учитель. Давайте отойдем и полюбуемся на дело наших рук. Как вы считаете, у кого получилось лучше?
Основываясь на мнении самих детей, можно выбрать победителя – ту команду, которая лучше всех посадила дерево. Команде-победительнице предоставляется право на самостоятельную посадку еще одного дерева.
Занятие заканчивается его совместным обсуждением.