Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова
воспитатель ;
«Возьмемся за руки, друзья…»
Этические беседы
В процессе формирования эмоциональной отзывчивости трудных подростков, их способности к сопереживанию, бережного отношения друг к другу, становится важным и необходимым разговор с ребятами о добре, дружбе и ценности общения. Дискуссия с элементами анализа художественных текстов и занимательными упражнениями на взаимодействие поможет педагогу сделать такой разговор максимально интересным и глубоким.
ДОБРОТА – ЧТО СОЛНЦЕ
РАЗГОВОР ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ
Понятие добра
Ведущий. Давайте вспомним слова, в которые заложено понятие добра.
Дети называют: доброта, добрый, доброжелательность, добродушие, добродетель, добросердечность, добропорядочность и другие.
Ведущий. Л.Н.Толстой говорил: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». Как вы понимаете эти слова?
Ребята отвечают.
Ведущий. Получается, важно понять другого человека. Это и служит началом добрых побуждений, действий. Только поняв другого человека, можно думать, как ему помочь.
Обычные ситуации
Ведущий. Давайте попробуем представить себя в ряде обычных ситуаций.
Проанализируйте свое возможное поведение в них. Из чего вы исходите, принимая то или иное решение?
Ситуации:
• в воскресенье я проснулся раньше и решил… (помыть полы, сходить в магазин, посидеть с младшим братом);
• в классе был мальчишка, которого почему-то не любили, и я… (ему улыбнулся, сел с ним рядом за парту, предложил вместе поиграть после уроков).
Ребята рассказывают, что бы они сделали в предложенных ситуациях, и анализируют свои поступки.
Ведущий. Итак, в основе ваших поступков, как правило, лежит сочувствие, желание помочь. А что должно лежать в основе добра? Верно, действие, активность в проявлении доброго. Может ли бездействие лежать в основе добрых поступков?
Дети высказывают свое мнение.
Дружный класс
Ведущий пересказывает фрагмент из повести Ю.Томина «Восемь дней в неделю».
Ведущий. В повести Ю.Томина «Восемь дней в неделю» описана ситуация, когда ученики стали убеждать свою учительницу Анну Ивановну в том, что их класс теперь стал дружным. В доказательство они заявили, что теперь не ссорятся между собой, не грубят друг другу, не шумят на уроках, не списывают домашние задания... Послушайте отрывок из рассказа.
Анна Ивановна заметила:
– Но ведь вы перечислили пока только то, что вы не делаете. А какими делами подтверждается ваша дружба?
Ребята с недоумением переглянулись – какие еще дела?
– Непонятно? – спросила Анна Ивановна. – Давайте рассуждать так: человек за всю свою жизнь никого не убил, не ограбил, ничего не украл – вообще не делал никому зла. Можно сказать, что он хороший человек?
– А разве плохой?
– Но при этом никому не помог, ни с кем не поделился, никого ни разу не выручил – не сделал никакого добра.
– Таких не бывает, – возразил Олег, – что-нибудь он все равно сделал.
– Я с тобой согласна. И тогда его будут судить по тому, что он сделал. Так кто же окажется хорошим?
– Тот, кто не делал ничего плохого, а делал только хорошее.
– Таких тоже не бывает, – улыбнулась Анна Ивановна. – В каждом из нас есть и плохое, и хорошее. Важно, что перетягивает. Ведь человек определяется по поступкам, по тому, что он сделал.»
Ведущий предлагает ребятам высказать свое мнение по поводу того, кого мы называем хорошим человеком, а кого – плохим.
Ведущий. Видите, жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Добро надо отвоевывать. Суметь защитить свое человеческое достоинство, противостоять злу, несправедливости, наказать зло – безусловно, добрый поступок, к тому же требующий большого мужества.
Упражнение «Солнце»
Ведущий выкладывает на стол плакат: «Доброта – что солнце», на котором изображено улыбающееся солнышко (один круг, без лучей).
Ведущий. Доброта – что солнце. Солнышко нас согревает, а с добрым человеком тепло и уютно. Я предлагаю вам выбрать лист цветной бумаги, обвести свои ладошки, в середине написать свое имя, а в пальчиках – те добрые поступки, которые вы совершили.
Дети выполняют задание (можно под спокойную красивую музыку), затем ведущий предлагает вырезать ладошки и приклеить на плакат к солнышку вместо лучей (каждая ладошка – своеобразный лучик солнца).
Игра «Лети, лети, лепесток»
Ведущий берет небольшую бумажную ромашку и объясняет условия игры.
Ведущий. Тот, кто отрывает лепесток от ромашки, произносит слова известной сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Он бросает лепесток около того, кому хочет пожелать что-то доброе. (Можно попросить исполнить и какое-то желание, которое обрадует других.)
Идет игра. Затем подводятся итоги.
Ведущий. Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в зале сразу стало светлее. Недаром говорится в пословице: «Доброе слово – что весенний день». Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать другого? Что это дает тому, кто радует, и тому, кого радовали?
Дети отвечают на вопросы ведущего.
Ведущий. Дарить радость – значит творить добро. В умении нести радость другому, несомненно, заложен исток человеческой доброты.
Игра «Свиток»
Ведущий. Давайте подумаем, где же находятся истоки доброты? Попробуем высказаться, используя прием свитка.
Ведущий по каждому вопросу передает свиток, дети записывают в него свои мысли и, заворачивая написанное, передают дальше. Когда свиток возвращается к ведущему, он читает его и вместе с ребятами суммирует ответы. Здесь очень важно проанализировать записи и самому ведущему высказать свою позицию.
Вопросы:
• Где же истоки доброты? (В человеческих делах, в человеке.)
• Часто ли мы проявляем доброту по отношению к своим близким, родным, друзьям?
• Что нам мешает проявлять доброту?
Как вы понимаете такое высказывание П.А. Вяземского: «О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним»? Бывает ли так и с вами? Почему?
Все лето в один день
Ребятам для анализа предлагается рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день».
Ведущий читает ребятам рассказ и затем обсуждает его вместе с ними.
Возможные вопросы:
• От чего становится страшно, когда представляешь события этого рассказа? (От жестокости, бессердечия детей, ведь Марго теперь еще семь лет не увидит солнца.)
• Как расценить поступок детей по отношению Марго? (Дети завидовали Марго, так как она помнит солнце. Чувство зависти, злобы двигало детьми, хотя они и необдуманно причинили зло девочке.)
Ведущий. Видите, как опасно человеческое зло. Как просто недобрый поступок может обернуться непоправимым злом. Помните об этом, ребята, и спешите радовать окружающих вас людей, делать добро, оберегать их от зла.
Посади ромашку
Ведущий. Помните, мы с вами играли в игру «Лети, лети, лепесток»? Сейчас я предлагаю посадить такую волшебную ромашку, а на лепестках этой ромашки написать, какими бы вы хотели видеть ребят из рассказа Р.Брэдбери, какими добрыми качествами вам хотелось бы их наделить.
Дети выполняют задание (обычно они пишут примерно следующее: быть щедрыми, добрыми, внимательными, душевными, тактичными, мудрыми, заботливыми, милосердными, терпимыми, чуткими и т.п.), а затем приклеивают лепестки к серединке ромашки.
ОБЩЕНИЕ – ЭТО ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД
РАЗГОВОР ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИИ
Легко ли человеку одному?
Ведущий. Как вы думаете, может ли человек вообще прожить один, без людей?
Ребята высказывают свое мнение. Вместе с детьми можно вспомнить героев литературных произведений – Маугли из одноименной сказки Р.Киплинга и Робинзона Крузо из романа Д.Дефо. Необходимо акцентировать внимание ребят на том, что Маугли вырастила семья волков и, когда он снова встретил людей, ему трудно было жить среди них. Ему легче и привычнее среди животных. Это его мир с детства, мир, понятный ему. Что касается Робинзона Крузо, то, когда он попал на остров, у него был уже определенный жизненный опыт за плечами, он многое умел делать своими руками, а самое главное – говорить, общаться с людьми. Поэтому, оказавшись в экстремальных условиях, Робинзон мог справляться с ними, но острее всего чувствовал именно недостаток общения с людьми.
Ведущий. Человек может обойтись без многого, но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца (он испытал это сам), но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Одному человеку без людей прожить очень сложно. Но бывает и так: живет человек, ходит в школу или на работу, у него есть семья, но поговорить-то ему не с кем. В огромном мире людей он чувствует себя одиноким.
Ведущий, в соответствии с темой занятия, задает ребятам ряд вопросов для общего обсуждения проблемы.
Вопросы:
• Как вы думаете, почему люди оказываются одинокими? (Дети отвечают, что очень часто люди не понимают друг друга, не умеют общаться и т.п.).
• Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы чувствовали себя одиноко в семье, в школе, в компании? (Если у педагогов хороший контакт с детьми, то они рассказывают много примеров из своей жизни.)
• Что дает людям общение, насколько оно важно для них? (Подвести детей к тому, что общение позволяет обмениваться информацией, что-то узнавать, организовывать совместную работу, без общения людям не удалось бы многого добиться в науке, технике, культуре. В процессе общения люди делятся горем и радостью, оно дает ощущение, что ты не одинок.)
• А умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми?
• Всегда ли это просто – общаться и нужно ли этому учиться?
• Как вы понимаете высказывание В. А. Сухомлинского: «Общение – это ежедневный труд»?
Умение общаться
Ведущий. Согласитесь, что кто-то может легко общаться с другими людьми, а кто-то испытывает трудности. И порой непонимание между людьми ведет к ссорам, страданиям. Как можно преодолеть разлад в ситуации общения, избежать ошибок? Давайте попробуем представить себя в ряде обычных ситуаций.
Ведущий предлагает детям разыграть несколько ситуаций.
Ситуации:
• Вам подарили подарок, который вам не очень нравится и которого вы не ожидали.
• Ваш лучший друг или подруга поступают по отношению к вам несправедливо. Вам нужно расставить точки над «i», но при этом вы не хотите терять своих друзей.
• Родителям не нравится круг вашего общения, в котором вы проводите все свободное время. Вы пытаетесь объяснить, что люди, с которыми вы общаетесь, имеют право быть вашими друзьями.
• В вашем классе есть девочка, которую почему-то не любят и стараются избегать. Вас посадили с ней за одну парту.
Четыре пары добровольцев по желанию разыгрывают ситуации. Ведущий внимательно наблюдает за действиями детей, чтобы при необходимости исправить ситуацию во время обсуждения.
В ходе обсуждения ребята высказывают свои замечания по поводу разыгранных вариантов ситуаций. Ведущий старается акцентировать их внимание на том, что важно не только избежать ошибок в общении, но и показать, как нужно правильно поступить: не выдать ни мимикой ни жестом, что им не нравится подарок; спокойно объяснить, на что они обижены, найти точки соприкосновения, понять точку зрения друг друга; найти достойные аргументы в пользу своих друзей; постараться увидеть скрытые достоинства в этой девочке, представить себя на ее месте и почувствовать, как ей трудно и одиноко, помочь ей в общении с коллективом класса. Как правило, дети хотят еще раз проиграть ситуации, учитывая замечания. Пары могут поменяться ситуациями или ролями.
ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ
РАЗГОВОР О ДРУЖБЕ
Что такое дружба?
Ведущий. Все мы в этой жизни попутчики. Идем по жизни с кем-то рядом. Среди них есть и самые близкие люди, и просто знакомые, и друзья. Пусть каждый из вас задумается и ответит на вопросы:
• А есть ли у меня друг?
• Кого мы называем другом?
• Что такое дружба?
• Как возникает дружба?
• Что дает человеку дружба?
Ведущий проводит дискуссию по предложенным вопросам, ребята по желанию высказываются, приводят примеры из своей жизни. В процессе обсуждения ведущий подводит детей к тому, что дружеские отношения возникают по-разному. Иногда людей сплачивает экстремальная ситуация, чаще они постепенно узнают друг друга, ценят за какие-то качества. Часто люди много лет работают друг с другом, живут по соседству, но остаются знакомыми, их отношения не перерастают в дружбу. Если исключить чрезвычайные обстоятельства, то на первых этапах люди тянутся к тем, с кем у них общие взгляды на жизнь и интересы. И это помогает взаимопониманию.
Ведущий. Дружба дает человеку ощущение, что он не одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку своего друга.
Философская сказка
Ведущий. Мы с вами сейчас станем участниками удивительных событий. И как знать, может быть, узнаем многое, что поможет вам в жизни: узнаем, например, что такое дружба, кого мы называем настоящим другом, а кого – просто попутчиком.
Ведущий зачитывает фрагменты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», акцентируя внимание детей на следующих эпизодах:
• встреча летчика с Маленьким принцем (с показом иллюстраций);
• Маленький принц и Роза;
• путешествие Маленького принца, его встречи с Королем, Честолюбцем, Пьяницей;
• Маленький принц на планете Земля, его встреча в пустыне с одиноким цветком, с розами и, наконец, с Мудрым Лисом.
Можно кратко пересказать текст, зачитав полностью главы ХХ–ХХI.
Ведущий проводит обсуждение сказки.
Возможные вопросы:
• Кого из встретившихся Маленькому принцу героев сказки можно действительно назвать его другом? (Летчика, Мудрого Лиса.)
• Зачем они были нужны друг другу? (Они помогают друг другу. Летчик и Лис – символы мудрых взрослых: учителей, родителей, старших друзей, которые учат Маленького принца умению общаться с окружающим миром и людьми. Он учится у них природной мудрости, «чтобы лучше запомнить». В свою очередь, взрослые учатся у Маленького принца общаться с детьми.)
• Кого еще встречает Маленький принц на своем пути? (Короля, Честолюбца, Пьяницу). Почему он не задерживается на их планетах? ( Он уходит от людей, с которыми у него нет ничего общего, с которыми ему неинтересно, от тех, кто пытается им командовать («повелевать»), заставлять выполнить любую прихоть (оказывать давление на личность.)
• В каких ситуациях в реальной жизни можно таким способом уйти от проблем? (Если такие вот «друзья» предлагают закурить, попробовать алкоголь, наркотики, заставляют совершать плохие поступки.) Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы выходили из них?
• Такие люди, как эти герои – Король, Честолюбец, Пьяница – имеют право так жить? (Да, но нам с ними не по пути.)
• Как эти герои реагируют на уход с их планеты Маленького принца? (Пьянице было все равно, Королю и Честолюбцу не хотелось его отпускать, так как одному нравилось командовать, а другому хотелось почитания.) Были ли в вашей жизни такие ситуации? Как вы выходили из положения?
• А как реагирует на его уход Роза? Какие чувства она испытала? (Боль, огорчение, разочарование). Как вы думаете, какие чувства испытывают ваши родители, друзья, когда вы убегаете из дома, уходите в плохую компанию? (Примечание: вопрос задается в том случае, если дети сами заговорили об этом.) Какие чувства испытываете вы, когда от вас уходит близкий человек, друг?
• Всегда ли нужно отправляться на поиски друзей так далеко? Может быть, рядом есть тот, кто действительно достоин вашего внимания и дружбы?
• Что нужно сделать, чтобы стать другом Маленького принца?
• Как вы понимаете слова: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»? О каком главном чувстве говорит Маленькому принцу Мудрый Лис? (О чувстве ответственности за свои слова и поступки перед близким человеком, другом, с которым вас связывают прочные узы, который является для вас единственным из ста тысяч других людей, как для Маленького принца Лис из ста тысяч других лисиц и Роза из ста тысяч других роз).
Ведущий.Маленький принц такой же путешественник, как и мы с вами. Он путешествует по Вселенной человеческих характеров и поступков в поисках друзей и смысла жизни с одной планеты на другую. Ему хочется, чтобы люди любили друг друга, чтобы их связывала дружба и взаимная ответственность.