Специальный выпуск
О центрах реабилитации
Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова
воспитатель ;
Зачем человеку зеркало?
Уроки самопознания
Зеркало – универсальный образ, который помогает ученикам задуматься о своем восприятии других, о внешнем виде, а также заглянуть в собственный внутренний мир. С помощью данной методики ребята смогут развить навыки рефлексии, научатся более реально оценивать себя и других людей, а также познакомятся с известными произведениями мировой культуры.
Задачи:
• формирование у детей нравственно-ценностной ориентации;
• развитие доброго отношения к себе, к людям;
• пробуждение у школьников интереса к произведениям искусства, нравственно-эстетических переживаний, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: иллюстрации к «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина; репродукции картин Рембрандта, А.Архипова, В.Серова, В.Боровиковского; фрагменты романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»; музыка из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» «Belle»; симфоническая музыка Моцарта (любое произведение); краски, бумага, простые карандаши, кисти; магнитофон; настольные зеркальца для каждого ребенка.
Введение в тему
Ведущий (берет в руки зеркало)
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
Ребята, из какой сказки эти строки? (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.) А кто этот вопрос задавал зеркальцу? (Мачеха.) Мачехе зеркальце отвечало, что прекрасней ее нет. Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке.
Дети рассматривают иллюстрации с изображениями Мачехи и Царевны, дают характеристики.
Ведущий. Обратите внимание, как описываются героини автором: Мачеха красива лицом, осанкой, но зато «горда, ломлива, своенравна и ревнива», а Царевна добра, мила, скромна, «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Как художник изобразил их в своих рисунках? Можно ли увидеть их характер?
Дети отвечают. Ведущий подводит их к ответу: да, можно.
Ведущий. Посмотрите, у мачехи лицо злое, холодное, надменное. У царевны – доброе, она вся излучает тепло и приветливость. Когда художник изображает человека, он старается не только нарисовать его похожим, но и передать характер. Настоящая красота человека – в его добрых поступках, доброй душе.
Изображение на картине
Ребятам показывают репродукции картин Рембрандта «Портрет старушки», А.Архипова «Портрет крестьянки», В.Серова «Портрет В.С. Мамонтовой», В.Боровиковского «Портрет Е.Н. Арсеньевой».
Ведущий. Кто изображен на первой картине? (Старушка.) Какая она? (Тихая, скромная, добрая женщина.) Теплыми, золотистыми оттенками Рембрандт выделяет на темном фоне ее натруженные руки, ее лицо. А вот другой образ. Художник Архипов изобразил портрет русской крестьянки. Отличаются ли эти два портрета? Как вы считаете, какой характер у крестьянки? (Веселый, жизнерадостный.) Художник передает его красками: очень яркие, сочные цвета. Вроде бы и не красавица, но так и хочется еще раз посмотреть на это лицо. Когда человек счастлив, ему хорошо, он светится изнутри, и это заметно окружающим.
Далее дети самостоятельно анализируют портреты В.С. Мамонтовой художника В.Серова и Е.Н. Арсеньевой художника В.Боровиковского.
Ведущий. Получается, справедливы слова персидского поэта XV века:
Всегда особенно ценна
Бывает внешность той,
Чья красота озарена
Душевной красотой.
Сказочная галерея
Ведущий. Вот и в русских народных сказках мы встречаем не только добрых, положительных героев, таких, как Царевна, но и отрицательных, как, например, злая Мачеха. А каких еще вы знаете сказочных героев, добрых и злых?
Дети перечисляют известных им героев и затем получают задание: на листах бумаги они должны попробовать изобразить доброго или злого героя из знакомых сказок. Педагог обращает их внимание на выбор оттенков цвета для рисования. Дети под музыку выполняют задание. Время работы – 10 минут.
Ведущий. Молодцы! Теперь давайте представим себе волшебную картинную галерею, в которой всего два зала. В одном зале – образы добрых, положительных героев, в другом – злых, отрицательных. Давайте повесим в этих залах наши с вами рисунки.
На доске, разделенной на две части, дети развешивают свои работы, комментируя их.
Что есть красота?
Звучит мелодия «Belle» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари».
Ведущий. Знакома ли вам музыка, которая сейчас звучала?
Дети отвечают; как правило, они узнают мелодию.
Ведущий. Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» написан по роману знаменитого французского писателя В.Гюго. Кто знает, как звали главных героев этого произведения?
Дети отвечают; обычно они называют имена Эсмеральды и Квазимодо, так как герои знакомы им по кинофильму или мультфильму.
Педагог вместе с ребятами вспоминает сюжет произведения и его главных героев – цыганку Эсмеральду и трех мужчин, влюбленных в нее: священника, красавца-военного и уродливого горбуна.
Затем педагог читает в сокращении фрагмент из книги 8, главы VI романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» о спасении Эсмеральды:
…Осужденная стояла на месте, ожидая, что с ней будет… Сухим, воспаленным взором окинула она небо, солнце, серебристые облака, разорванные неправильными четырехугольниками и треугольниками синего неба, затем взглянула вниз, вокруг себя, на землю, на толпу, взглянула на дома… И вдруг... она испустила потрясающий вопль, вопль счастья. На балконе, там, на углу площади, она увидела его, своего друга, своего властелина, Феба, видение другой ее жизни! Судья солгал!.. Это точно он, она не могла сомневаться. Он стоял прекрасный, живой, в ослепительном мундире, с пером на шляпе, со шпагой на боку!
– Феб! – крикнула она. – Мой Феб!
В порыве любви и восторга она хотела протянуть к нему дрожащие от волнения руки, но они были уже связаны.
Ведущий. Как вы думаете, спасет ее капитан Феб?
Дети, как правило, дают противоречивые ответы. Необходимо прочитать эпизод дальше, не называя имени спасителя – Квазимодо, но выделяя интонацией при чтении слова, характеризующие его внешний облик так, чтобы дети догадались, что спаситель – не красавец, которого полюбила героиня, а совершенно другой человек.
Ведущий. Кто же спас Эсмеральду? Тот, у которого широкие ступни, огромная косматая голова, грубые руки. Это портрет отнюдь не красавца. Девушку спасает звонарь Собора Парижской Богоматери Квазимодо, человек внешне не только некрасивый, но уродливый. До этого мы с вами видели, какие портреты создавали кистью и красками художники. Виктор Гюго был мастером словесного портрета. Послушайте, как он описал своего героя Квазимодо, и мысленно представьте его.
Педагог зачитывает описание внешности Квазимодо – фрагмент из книги 1, главы V.
Ведущий. Что сделало этого человека прекрасным? Верно, его поступок. Поступок, совершенный ради Любви, ради которой он рисковал своей жизнью. Уродливый внешне, Квазимодо проявил такие качества своей души, которые любого человека делают красивым. Это внутренняя красота. Не случайно поэт Н.Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка» спрашивает:
…что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Заключение
Ведущий. Не всегда внешность может быть красива, но человек всегда должен стремиться к красоте. Как этого можно добиться? Давайте подумаем, влияет ли внешний вид человека на мнение окружающих? А на настроение самого человека?
Ребята высказывают свое мнение.
Ведущий. Если посмотреть на себя в зеркало, то и свой внешний вид, и свое настроение, и самочувствие – все можно увидеть в зеркальном отражении. Приятно посмотреть на человека, когда он опрятен, одевается со вкусом. Не обязательно в дорогую одежду: главное – чистота, подтянутость, аккуратность. Тогда и настроение будет соответствующее и уверенность в себе. Подумайте об этом, когда утром будете собираться в школу. Великий русский писатель А.П. Чехов сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эту красоту души, богатство внутреннего мира стараются воплотить художники в своих полотнах и писатели в своих произведениях. Но, я думаю, вам известно, что художники часто рисуют не только других людей, но и себя. Такие картины называются автопортретами. Как вы думаете, как им это удается – точно и похоже изобразить себя?
Дети высказывают предположения, педагог их подводит к тому, что художники рисуют автопортреты, смотрясь в зеркало.
Ведущий. Давайте мы тоже возьмем в руки зеркала, посмотрим на свое отражение, произнесем волшебные слова из сказки А.С. Пушкина, с которых мы начинали сегодня наше занятие, и задумаемся: зачем же нам зеркало? Что мы хотим в нем увидеть? Какое отражение себя?
Дети произносят слова из сказки: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» Затем каждый смотрит в свое зеркало. Звучит музыка Моцарта.
Ведущий. Ребята, на этом наше занятие закончено. Я не буду вас спрашивать, что вы в зеркале увидели и как вы ответили бы на предложенные вопросы, – пусть это сделает каждый сам для себя. Спасибо, до свидания!