Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова

Я и мы

Как понять себя и других

Осознание собственных проблем – начало их решения. Игровые и дискуссионные формы самоанализа помогают детям лучше осмыслить свои психологические трудности, понять себя и другого, а педагогу дают пищу для размышления.

У зеркала

Ведущий. Представьте, что мы в Зазеркалье. Почему город носит такое название?

Ребята высказывают свои предположения.

Ведущий. В Зазеркалье мы стараемся заглянуть в свой внутренний мир, учимся оценивать свои поступки, внимательно относиться друг к другу, управлять своими эмоциями и многому другому. Какими хорошими чертами мы обладаем, а над чем надо еще поработать, поможет понять обыкновенное зеркало. Сейчас я предлагаю каждому из вас взять в руки зеркальце и внимательно посмотреть в него, мысленно оставшись наедине с собой и произнеся волшебные слова: «Свет мой, Зеркальце, скажи, да всю правду доложи…». А затем свои мысли и наблюдения вы напишете на листочке.

Чтобы ребятам было понятнее, о чем они должны размышлять и что написать на листах, на доске можно обозначить основные вопросы, на которые им нужно ответить:

• Что ты увидел?

• Что тебе хочется исправить в себе?

• Кого тебе было бы приятно увидеть в твоем зеркале из класса и почему?

• Кого тебе не хотелось бы видеть рядом и почему?

• Каким тебе хотелось бы выглядеть в глазах других?

По окончании работы ведущий собирает листочки. Они послужат материалом для анализа и дальнейшей работы.

Хоровод у Баобаба Проблем

Ведущий обращает внимание детей на плакат с изображением ствола баобаба.

Ведущий. Перед вами большое древнее экзотическое дерево – баобаб. Обратите внимание на его огромную высоту и толщину ствола, толстые разлапистые ветви. Несколько человек, взявшись за руки, словно в хороводе, не могут обхватить его ствол. А у нас баобаб необычный. На нем пока нет листвы, но мы с вами это сейчас исправим. Я предлагаю вам сейчас вспомнить из своей жизни ситуации, когда что-то помешало вам в достижении намеченного, во взаимоотношениях с людьми. На столе вы видите стопку зеленых листочков. Пусть каждый из вас возьмет несколько листочков и напишет на них те проблемы, которые мешают вам в жизни, в общении с окружающими. На каждом листочке можно писать только одну проблему.

Дети выполняют задание под спокойную музыку: пишут проблемы на листочках и складывают их в одну общую стопку текстом вниз. Если ребята затрудняются в выполнении упражнения, можно задать им наводящие вопросы:

• Может быть, для кого-то проблема – правильно оценить себя, свой характер?

• Может быть, для кого-то проблема – научиться понимать других людей?

• Может быть, кто-то старается по-доброму относиться к родным и близким и у него это не всегда получается?

• А кто-то, может быть, считает, что он проживет в обществе сам по себе?

• Может быть, кому-то не всегда хватает смелости или кто-то не всегда умеет сказать «нет» людям, которые предлагают что-либо дурное?

• Может быть, кто-то хочет сопереживать другим, но у него не всегда это получается?

• Может быть, кто-то чувствует непонимание со стороны своих друзей, одноклассников, учителей, родителей?

• Может быть, у кого-то проблемы с учебой?

Ведущий может присоединиться к выполнению задания, чтобы охватить большее количество проблем, встречающихся у детей, и более четко их сформулировать.

Возможные ответы детей:

• меня не понимают;

• бывает одиноко среди людей;

• не хватает друзей;

• трудно найти настоящего друга;

• трудно вхожу в контакт с людьми;

• трудно отказать другому человеку;

• мягкость характера;

• люди часто пользуются моей добротой;

• могу нечаянно обидеть человека;

• не люблю просить прощение;

• часто осуждаю других людей;

• не могу справиться с обидой;

• очень долго думаю, прежде чем что-то решить;

• ругаюсь с родителями;

• нет отца (матери);

• проблемы с фамилией (над ней смеются);

• часто ссорюсь с друзьями (с учителями, родителями);

• неприятности в школе;

• не хочу учиться;

• лень;

• не высыпаюсь, опаздываю на уроки;

• злость;

• стеснительность;

• излишняя доверчивость;

• рассеянность;

• страх;

• плохое материальное положение и др.

После того как задание будет выполнено, ведущий вместе с детьми группирует, а затем суммирует ответы и прописывает их на ветвях и стволе баобаба. Затем дети приклеивают листочки к ветвям соответственно написанным на них проблемам.

Ситуации из жизни

Ведущий предлагает детям вспомнить те жизненные ситуации, в которых они смогли проявить свои положительные черты характера и достойно решить ту или иную проблему. Дети по желанию рассказывают истории из жизни, а ведущий выправляет ситуацию, акцентируя внимание детей на положительной черте ребенка, благодаря которой он смог совершить добрый поступок.

Ведущий также может рассказать свою историю, показав тем самым пример детям.

Преодоление конфликтов

Ведущий делит детей на группы (пары). Каждой группе ведущий предлагает карточку, на которой написана ситуация. Детям нужно подумать, как обеим сторонам правильно разрешить ее. Время на обдумывание – 5 минут, затем обсуждение.

Ситуации:

• Сегодня Ира обидела Катю: посмеялась над ее прической.

• Игорь толкнул Васю да еще обозвал дураком.

• Вова взял у Пети его любимую ручку, а когда вернул, она была сломана.

• Артур играет нечестно: он подставил подножку нападающему.

Ведущий. Ребята, вы сами видите, что прощение восстанавливает добрые отношения человека с друзьями, семьей, обществом, а злоба и мстительность разобщают людей, отнимая у них радость совместной учебы, работы, игры и общения. А как, по вашему мнению, можно выразить прощение?

Ребята предлагают варианты: извиниться, сделать доброе дело тому, кто вас обидел, написать дружеское письмо тому, кто вас обидел.

Творческое задание «Я и мы»

Участники получают по одному листу шестиугольной формы, в центре каждого из которых написано слово «Я». Ведущий предлагает изобразить свой герб, на котором написано имя участника и какое-либо его положительное качество (из тех, что были названы другими, или на собственное усмотрение). Герб можно художественно оформить. Затем участники по очереди наклеивают свои заготовки на общий шаблон шестиугольной формы. Ведущий предупреждает, что наклеивать надо так, чтобы гербы плотно прилегали друг к другу (необходимо заранее учесть количество участников для того, чтобы все гербы поместились на общем шаблоне, а также, чтобы осталось свободное место, на котором чуть позже будет написано слово «Мы»). Ведущий обращает внимание, что общий герб похож на пчелиные соты, то есть, во-первых, получилась прочная конструкция, так как пчелы очень трудолюбивы, а во-вторых, они всегда готовы выручить друг друга и вместе. Затем участникам предлагается подумать, как одним словом можно назвать отдельные «Я». Нужно подвести их к идее, что все вместе отдельные «Я» составляют общее «Мы». Слово «Мы» записывается на свободном месте шаблона. Ведущий спрашивает, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я».

TopList