Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Кручинина ,
воспитатель

Договоримся?

Упражнения на взаимодействие

Способность людей к взаимодействию лежит в основе любых межличностных отношений. Занятие в клубе «Диалог» – это набор возможных игр и заданий, направленных на совершенствование навыков позитивного общения детей с окружающими людьми и обучение ребят правилам совместной работы.

Задачи:

• развитие представлений ребенка о возможных способах взаимодействия с окружающими;

• совершенствование умения согласовывать свои действия при совместной деятельности с партнерами по команде;

• коррекция коммуникативной сферы и межличностных отношений.

Подготовительная работа: перед началом занятия все участники прикрепляют к одежде визитки с игровыми именами. Талисманом занятия является Волшебное Зеркальце: его функция – помочь участникам не только посмотреть на себя и своих друзей со стороны, но и научиться понимать их и грамотно общаться с ними.

Комплимент

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия упражнения «Комплимент»:

• обращение по имени;

• сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Перед началом упражнения ведущий может предложить детям посмотреться в Волшебное Зеркальце и подумать, с каким выражением лица нужно говорить комплименты другому человеку, чтобы ему было приятно.

Горячий стул

В середине круга ставится стул. Ведущий приглашает на стул добровольца, который должен изобразить человека, нуждающегося в поддержке окружающих. Затем предлагает участникам занятия сказать ему комплимент, похвалить, поддержать.

Во время проведения этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребята были тактичными, соблюдали правила работы группы. Также нужно обратить внимание подростков на то, что таким способом можно оказать поддержку своим друзьям в трудную минуту, повысить их уверенность в себе.

Торопись обрадовать

Участники игры передают по кругу какой-то предмет (это может быть сердечко, мягкая игрушка), пока ведущий не скажет «Замри». Передача предмета останавливается. Тот, у кого он в этот момент окажется, должен порадовать своего соседа, сидящего рядом. Это можно сделать, сказав последнему, что больше всего в нем ценно, что нравится в его характере или как-то еще.

Детям надо дать поиграть и понаблюдать, как и чем они радуют своих товарищей, что знают о них хорошего, что умеют увидеть в них положительного. Ведущий заканчивает игру, радуя тех, о ком не было сказано детьми.

Мудрец сказал

Все участники встают в круг и по команде ведущего выполняют различные движения и действия (поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок и т.п.). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых ведущий предваряет словами «Мудрец сказал…». Сделавшие ошибку покидают круг.

Упражнение на внимание и совместность действий.

Что под ногами

Ведущий предлагает детям представить, что под ногами у них зыбучий песок и что ноги вязнут в нем по щиколотку. Игроки должны двигаться друг за другом по кругу как если бы они брели по зыбучему песку, до тех пор пока ведущий не скажет «Замри!» Далее нужно представить, что пол очень скользкий и двигаться нужно, словно по льду. В третьем задании участники представляют, что пол липкий и от него трудно оторвать ноги, затем – горячий и т.д. В конце упражнения можно предложить снова двигаться как будто по зыбучему песку.

Это задание является хорошей разминкой, учит понимать свое тело и развивает воображение, прислушиваться к темпу и ритму группы.

Путаница

Трое участников, выбранные водящими, выходят из помещения. Остальные берутся за руки и образуют цепочку в виде змеи. У змеи есть голова и хвост. Воспитатель запутывает змею из участников. Прежде чем пригласить в помещение водящих, воспитатель предупреждает всех, что змее будут даваться разные команды, но точно команды должна выполнять только голова. Если команды будут даваться хвосту – он, наоборот, должен все путать и делать по-своему.

В комнату приглашаются водящие. Им предлагается распутать змею, не прикасаясь к ней руками, то есть с помощью слов и различных команд.

По окончании игры участники обсуждают ход выполнения задания. Водящие объясняют, что помогло им справиться с задачей, а что мешало, рассказывают, легко ли им было выполнить задание, и если были ошибки, то почему.

Взаимодействие

Перед началом занятия на стол кладется несколько кусков мела и рядом с ними свернутый отрезок веревки. К доске приглашаются трое добровольцев.

Ведущий объясняет им задание: за полторы минуты они должны нарисовать на доске окружность, используя необходимые для работы предметы, которые лежат на столе. Внимание участников надо заострить на том, что они сейчас одна команда и должны работать вместе.

Как правило, с первого раза задание ребятам выполнить не удается. Даже если в группе находится кто-то умеющий рисовать и он от руки один нарисует окружность, то задание все равно считается невыполненным, так как работа должна быть коллективной. Наиболее распространенный случай, когда все трое одновременно начинают рисовать окружность. Рисунок получается некачественный.

После двух-трех неудачных попыток ведущий проводит обсуждение в виде дискуссии. Его задача – объяснить ребятам сущность совместной работы и вместе с ними составить алгоритм взаимодействия.

Ведущий. Все вы делали одно и то же. И это неверно. У каждого должны быть свои обязанности. При этом кто-то должен организовывать работу всей группы. Что для этого нужно?

На доску выносится первый пункт алгоритма взаимодействия:

назначить организатора.

Ведущий. Каждая работа начинается, что называется, «от печки», то есть с главной точки. Мы должны были нарисовать окружность. Что такое окружность?

Дети отвечают.

Ведущий. Где у окружности главная точка? Откуда мы должны были рисовать?

Из возможных детских ответов выбирается верный: из центра.

Ведущий. Посмотрите на стол. На нем лежит веревка и мел. Как можно их использовать при рисовании окружности?

Ведущий подводит ребят к правильному решению проблемы: если к одному концу веревки привязать мел, а другой конец прижать к центру, то можно нарисовать окружность.

Ведущий. Ребята, что мы сейчас с вами сделали в ходе нашего обсуждения?

На доску выносится второй пункт алгоритма взаимодействия:

составить план действий.

Ведущий. После того как план составлен, организатор должен сказать, кто будет держать веревку у центра, а кто – работать тем концом, к которому привязан мел.

На доску выносится третий пункт алгоритма взаимодействия:

распределить обязанности.

Ведущий. Теперь осталось только нарисовать. Но уж если мы выбрали организатора, он должен со стороны посмотреть, ровно ли рисуется окружность. Соответственно, как мы назовем последний пункт алгоритма взаимодействия?

Дети отвечают.

На доску выносится четвертый пункт алгоритма взаимодействия:

выполнение и контроль.

Ведущий. От того, насколько четко и слаженно работает во время выполнения задания команда, зависит успех задания. Если вы правильно продумаете взаимодействие в своей команде: выберете организатора (капитана), составите план действий, распределите обязанности и четко их выполните под его руководством, – то у вас все получится.

Корабль пустыни

Упражнение на обоснование своей точки зрения и принятие совместного решения.

Ведущий. Представьте, что мы собираемся в путешествие по пустыне. А кого называют кораблем пустыни? Конечно, верблюда. Верблюд – единственное средство передвижения по пустыне. Он друг и помощник путешественников, а друга надо жалеть. Поэтому, чтобы его не перегружать, собираясь в дорогу, нужно отобрать самое необходимое из того, что нам может понадобиться в пути. Это мы и будем сейчас с вами вместе делать.

Ведущий объясняет детям их задачу: отобрать предметы для путешествия на определенную букву (например, на «в») и суметь доказать, почему именно эти предметы наиболее необходимы. Каждый участник предлагает свой вариант, затем проходит совместное обсуждение, принятие общего решения. Игра длится не более 10 минут.

Возможные ответы детей: вода, вилка, витамины, валюта, веревка, вата, веер, ветровка и т.д.

Рефлексия

Ведущий предлагает ребятам рассказать талисману – Зеркальцу – о своих впечатлениях от занятия.

Дети по очереди смотрятся в зеркало и, передавая его по кругу, говорят о своих впечатлениях.

Примерные вопросы:

• Что ты сегодня узнал нового для себя?

• Что у тебя сегодня получилось (не получилось)?

• Понравилось ли твоему собеседнику выражение твоего лица, когда ты говорил ему комплименты?

Ведущий. Постарайтесь запомнить это доброе, приветливое выражение своего лица и не забывать о нем в дальнейшем при общении с людьми.

TopList