Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова

Страна «Как будто»

Роль игры в реабилитационной работе

Игра помогает ребенку отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной.
Я. Корчак

Открытие себя

Игра эффективна при решении самых разнообразных детских проблем, особенно при работе с социально неблагополучными ребятами. Проживая свои проблемы в различных игровых ситуациях, дети учатся постепенно справляться с ними. Если ребенок имеет возможность выразить в игре свои переживания, он тем самым освобождается от страхов, и пережитое им не превращается в психическую травму.

Процесс игры для ребенка – это его усилие по обретению контроля над окружающей средой, попытка организовать свой опыт. Игра наделена исследовательским смыслом: она копирует, отражает, моделирует существующее вне игры. Организуя игру, педагог организует щадящее вхождение ребенка во взрослую жизнь с ее жестокими нормами. В игре ребенок беззаботен, психологически раскован и поэтому более способен на выражение своего собственного «Я». В результате игровой деятельности происходит коррекция эмоционального состояния детей, снижение тревожности, агрессивности.

Способность включаться в игру характеризуется особым видением мира. Ребенок «сочиняет» в игре себя, свои отношения с людьми, открывает и познает мир. Игра делает ребенка субъектом, соавтором творческого процесса. Именно в игре дети с удовольствием и быстро осваивают коммуникативные умения.

Воспитательно-развивающие игры

Все занятия специалистов в социально-реабилитационном центре «Доверие» включают игровые формы. Педагоги используют сюжетно-ролевые, деловые, проектно-познавательные игры, социодрамы и т.п. Но особое внимание уделяется таким коллективно-творческим играм, которые помогают ребенку в решении его жизненных проблем, способствуют становлению личности.

Так, например, в игре «Путешествие в Зазеркалье» дети приобретают такие жизненно важные навыки, как способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, анализировать свои и чужие поступки, управлять собственными эмоциями и адекватно реагировать на эмоции других людей, выстраивать отношения с людьми, самостоятельно принимать решение. Игровые имена и Волшебное Зеркальце – талисман города Зазеркалье – помогают детям перевоплотиться и взглянуть на себя не только с внешней стороны, но и изнутри, понять, какими хорошими чертами они обладают, а над чем им надо поработать, чтобы уметь жить в обществе и следовать принятым в нем нормам поведения.

«Путешествие в Зазеркалье» – воспитательно-развивающая игра длительного действия, включающая в себя разнообразные формы проведения занятий, программное содержание, методические приемы. Это – настоящая экспедиция, состоящая из нескольких маршрутов, по которым дети отправляются вместе со взрослыми то в «Школу здоровья», то в «Нескучный сад», то во «Дворец вежливых наук короля Этикета», то в «Царство Тьмы и Света», то в «Родительский Дом», то в «Храм Души».

Позже к ним прибавилась новая программа – цикл игровых занятий по формированию позитивных установок на ведение здорового образа жизни у несовершеннолетних группы риска «Караван» (программа «Уроки человечности»). Включаясь в игру, дети оказываются в определенном игровом пространстве – сказочном городе, в котором действуют свои законы (правила игры и общения), игровая валюта, знаки отличия, игровые талисманы, тайные знаки, зашифрованные послания, «Карта пути» с объектами и препятствиями, преодоление которых во время каждого занятия помогает детям реализовать себя в реальной жизни.

Тематика занятий разнообразна, она включает в себя не только игры и упражнения, но и знакомство с выдающимися произведениями искусства, литературными героями, отождествляя себя с которыми дети получают возможность поразмыслить о своей собственной жизни, своих проблемах, находясь в психологически комфортной для них обстановке, где никто не читает им нравоучений. Часто сюжетная линия литературного произведения помогает ребенку как бы взглянуть со стороны на свои проблемы, дает ему подсказку, что нужно изменить в себе или в своей жизни. Игра в литературные сюжеты помогает ребенку увидеть разные «модели» жизни, а подходящая история может незаметно натолкнуть на нужную мысль, найти необходимое решение, а также расширить его представление об окружающем мире и о своем месте в нем.

Познавательно-интеллектуальные игры

В социально-реабилитационные центры, как правило, попадают дети, у которых процесс овладения знаниями, умениями и навыками в силу различных причин и обстоятельств затруднен. Предлагая подросткам испытать себя в различных видах интеллектуальной деятельности, активизируя их интерес к познанию, к поиску полезной информации, педагог тем самым помогает им повысить мотивацию к учебной деятельности.

Интеллектуальные игры не только помогают детям в познании окружающего мира и расширении кругозора, но и создают атмосферу здорового соревнования, заставляют детей не просто механически припоминать известное, но и применять свои знания: думать, подбирать подходящее и отбрасывать негодное, сопоставлять и оценивать. В ходе игры дети, отличающиеся «леностью ума», незаметно для себя активизируются, увлекаются и начинают размышлять. Победителями чаще всего оказываются те, кто не просто больше знает, а у кого лучше развиты воображение, логическое мышление, наблюдательность, умение пользоваться знаниями.

Познавательно-интеллектуальные игры основаны на целенаправленном развитии у ребенка интереса к знаниям, передаче важных интересных сведений, информации о мире. Это игры с готовыми правилами, подчиняясь которым дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке. Все вопросы в них составлены таким образом, что у подростков появляется желание до конца прочитать книгу, из которой взяты фрагменты текста для вопроса, а часто – и включиться в поиск дополнительного материала по данной теме.

TopList