Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Ирина Белоусова ,
педагог-психолог ;
Галина Буянова ,
социальный психолог ;
Татьяна Степанова ,
зав. ОДП

Андрюшкины университеты

Как это бывает

Число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в последние годы непрерывно растет. Ребенок из неблагополучной семьи может оказаться в положении беспризорника, оставшегося без медицинского ухода, внимания, крыши над головой, возможности учиться в школе… Порой только чистая случайность приводит подростка в центр. Но даже в сложных и запущенных случаях ему могут помочь специалисты.

Тетенька, дай денежку!

Ребенок стоял у входа в магазин. Легкая не по сезону курточка едва скрывала его худощавое тело, руки он постоянно прятал от холода в карманы. Завидев прохожего, он тут же вынимал руку из кармана и просил: «Тетенька (или дяденька), дай денежку!» Стараясь побыстрее скрыться от мороза в уютном тепле магазина, люди быстро проходили мимо. Там, у магазина, и заметила его директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» Малахова Зоя Борисовна.

– Зачем тебе деньги?

– На автобус, до Ногинска доехать.

– Ты из Ногинска?

– Да.

– Я могу тебя отвезти в Ногинск.

– На машине?

– Да.

– А поехали!

По дороге из разговора с Андреем (так звали мальчика) выяснилось, что он из многодетной семьи, приехавшей несколько лет назад из Молдавии. Отца нет, мать без постоянного места работы, без регистрации, злоупотребляет спиртными напитками. Кроме Андрея в семье еще трое детей. И живут они не в Ногинске, а в Электростали. А в Ногинск он ехал в игровые автоматы играть. Водитель повернул машину назад. Вот так случайно и началось наше знакомство с этим мальчиком.

Уроки жизни

Позже мы узнали, что в свои 11 лет Андрей не учится в школе, не умеет ни читать, ни писать. Учился давно, еще в первом классе, но потом бросил. Так и бегает целыми днями по улице, попрошайничает. Педагоги центра решили помочь ему подготовиться к школе, потому что директор одной из школ пообещала принять мальчика с 1 сентября в первый класс. Задача не из легких. Не секрет, что работать с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, нелегко. Они недоверчивы, обидчивы, остро чувствуют фальшь и лицемерие со стороны взрослых. С такими детьми необходимо установить теплые, доверительные отношения, пробудить в них уверенность в себе, помочь в преодолении трудностей.

Чтобы заинтересовать Андрея в занятиях, педагог-психолог использовала яркие, красочные методики и игры с красивыми картинками. Ему это нравилось, так как он не играл в детстве в игры. А как радовался он каждой даже самой простой игрушке! На первых занятиях он вел себя скромно, робко и неуверенно отвечал на вопросы. Но через некоторое время полностью раскрепостился. Рассказывал о том, как проводил свое свободное время: целыми днями гулял, вместе с друзьями пил жидкий газ из зажигалок, нюхал клей, правда, сейчас «завязал», так как потерял друга, который задохнулся насмерть в пакете с клеем. При оценке рисуночного теста (нужно было нарисовать несуществующее животное), который в первую очередь отражает бессознательные импульсы и переживания человека, педагогом-психологом было выявлено следующее: Андрюшино животное живет недалеко от парка, постоянно ищет еду (преимущественно мясо), убивает людей. Дружит с такими же, как и он, только маленькими. У него часто бывает плохое настроение, потому что хочет есть. Целыми днями бродит в поисках пищи. Так ребенок видит самого себя, свою жизнь.

Каждый день в 15.00 (хоть часы по нему проверяй) Андрюша приходил к нам в центр на занятия. «Я к вам учиться пришел!» – весело объявлял он и садился за стол рядом с одним из педагогов. Но как преодолеть такую огромную педагогическую запущенность, когда уровень его интеллектуального и эмоционального развития – как у 6–7-летнего ребенка? Особенно трудно мальчику давалась математика. Что такое сложить, вычесть, а уж тем более умножить, он никак не мог понять. И вот как-то на одном из занятий Андрей с педагогом трудились над примером:

– Семь вычесть два… Семь отнять два…Не понимаю! – твердит Андрюша.

– Ну, представь, – говорит педагог, – у тебя есть семь рублей, и вдруг два рубля украли. Сколько осталось?

– Как украли?! – закричал Андрюша, вскочил, а потом рассмеялся и говорит: – Теперь я понял: раз украли, значит «отнять», а если подали – «прибавить».

Вот так нелегкие уроки жизни помогли ему в изучении азов математики.

Как Андрюшка читать учился

На занятиях с учителем-логопедом они изучали буквы.

– Напиши все буквы, которые ты знаешь, – попросила логопед.

Андрюша корявым почерком написал несколько букв, каждый раз лукаво улыбаясь и спрашивая:

– А такая буква есть?

– Есть. Это буква «Р».

– А такая буква есть?

– Есть. Это буква «А». Какой ты молодец, как много букв знаешь!

Андрюшка хитро поглядывал на стену, на которой висел плакат с заголовком «Расписание занятий», и, высунув язык, старательно срисовывал очередную букву.

Завсегдатай ночных компьютерных клубов, Андрюша с удовольствием начал осваивать компьютерные игры по обучению грамоте: «Баба-яга учится читать», «Как мышонок буквы ловил», «Как мышонок читать учился» и др. Веселый сюжет и забавные персонажи, озвученные известными актерами, сказочные герои с яркими характерами привлекли внимание мальчика, и он постепенно стал включаться в работу.

Сможет ли Андрей преодолеть трудности и начать учиться – сказать трудно. Он считает себя вполне самостоятельным и способным заработать себе на жизнь и без учебы, например попрошайничая на улице. Другой жизни мальчик пока не видел. Хотя совсем недавно, увидев директора центра на празднике «День Земли», Андрей подбежал к ней и с гордостью сообщил:

– А я уже не попрошайничаю!

И прибавил:

– Только если бы я не попрошайничал, как бы я про «Доверие» узнал?

Остается только гадать, как сложится его дальнейшая судьба, сможет ли этот ребенок, так рано вступивший во взрослую жизнь с ее жестокими нормами, найти достойное место в жизни.

TopList