Класс-info
Родительское собрание
Лариса Зарипова ,
учитель английского языка, ГОУ СОШ Школа здоровья № 1159, г. Москва
учитель английского языка, ГОУ СОШ Школа здоровья № 1159, г. Москва
Рифы и мели взросления
Как помочь подростку
В подростковый период ребенок переходит от зависимого, опекаемого состояния, когда он жил по правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни и ответственному принятию решений. Чтобы помочь ему в этом, родителям и педагогам необходимо понимать значение происходящих перемен, уметь видеть за внешней оболочкой позитивные процессы роста. Материал особенно важен для родителей учеников 8-го класса, поскольку это наиболее сложный этап подросткового возраста.
«Горячие точки» кризиса
В возрасте 13–14 лет меняется вся система ценностей и интересов. Прежние привязанности обесцениваются, появляются новые кумиры, подросток перестает копировать взрослых, характер взаимоотношений с родителями и учителями часто носит протестный характер. В этот период очень вероятно заражение фанатизмом, поскольку подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, в стремлении поступать наперекор требованиям и желаниям взрослых, в игнорировании замечаний.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он бывает очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В то же время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план (чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков).
Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что период называют гормональной бурей или эндокринным штормом. Начинается бурный, неравномерный рост тела, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у ребят возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом или молча страдают и замыкаются в себе.
Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же его оценка носит слишком обобщенный характер: любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть исключительно умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что в нем что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам. Подросток склонен к крайним позициям в оценке, поэтому нередко переоценивает или недооценивает свои качества и свойства. Если его результаты в чем-то отклоняются от некоего стандарта, выбранного им самим, то они воспринимаются как неуспешность. Подростки очень переживают из-за таких черт своего характера, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Однако именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития.
Особенности подросткового кризиса проявляются в пренебрежительном отношении к обучению. Многим ребятам в этот период свойственна плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей, они всячески избегают выполнять какие-либо поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать школу.
Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. Бессодержательно проводимое время толкает ребят к поиску острых ощущений, к употреблению алкоголя и наркотиков. Часто подростки отмечают свои похождения – хулиганские поступки, драки, мелкие кражи – распитием спиртных напитков.
На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства ребят в переходном возрасте. А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся подростки из семей подсобных рабочих и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из семей чиновников и интеллигенции (врачей, учителей, инженеров).
Менее всего выражено агрессивное поведение у ребят из семей торговых работников. По-видимому, в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Неблагополучие в семье
Современный подросток живет в мире, достаточно сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше, чем другие возрастные группы, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в нашей стране, потерявшей необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые идеалы разрушены, новые еще не созданы.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов, формирующих личность, является семья. При этом решающую роль играет не ее состав – полная, неполная или распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между детьми и родителями.
К сожалению, в наше время растет число неблагополучных семей, в которых принята полная безнадзорность, бесконтрольность поведения подростков со стороны родителей, безразличие к судьбе детей, откуда и появляются подростки с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях существует немало проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить следующие виды неблагополучных ситуаций в семье:
• Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.
• Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность.
• Ситуация создания кумира семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи.
• Ситуация создания золушек в семье, когда родители уделяют много внимания себе и мало – детям.
Пути решения проблемы
Советы учителю
• Формируйте круг интересов подростков на основе особенностей их характера и способностей.
• Приучайте ребят к содержательному проведению свободного времени: к походам в театры, музеи, к чтению и обсуждению книг, к занятиям музыкой и спортом, положительно влияющим на личность.
• Привлекайте к индивидуальной работе с детьми школьного психолога.
• Включайте подростков в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время дает ему возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
• Посоветуйте родителями снижать проявления агрессии у детей путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход энергии, чтобы агрессия не накапливалась, подобно статическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).
• Не предъявляйте подростку завышенных требований, не подтвержденных его способностями.
• Честно указывайте подростку на его удачи и не удачи (причем удачи лучше объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой).
Рекомендации для родителей
• Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
• Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
• Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
• Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
• Научите преодолевать трудности.
• Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
• Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки, по принципу «Доверяй, но проверяй!».
• Поощряйте даже небольшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в развитии собственной личности.
• Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
• Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
• Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в его возрасте.
• Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию.
• Учите делами, а не словами. Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону, так как стремление к развитию передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда вырастают неординарные дети.
• Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
• Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
• Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
• Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
• Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14–15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
• Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!
• Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или противоправного поведения.
• Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом – любящей (им) мамой (папой).