Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2009

Сценарии

Внеклассное мероприятие

Римма Усманова ,
учитель русского языка и литературы, МОУ Актанышская средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, с. Актаныш, Республика Татарстан

Два корабля

Состязание ловких и смышленых

Ролевая игра-соревнование – один из самых интересных видов внеклассного мероприятия для младших и средних школьников. Морская тематика добавит игре романтики и красочности, а разнообразные конкурсы дадут школьникам возможность проявить свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности.

Свод морских законов игры

1. Крепи дружбу морским узлом!

2. Помни: только смелым покоряются моря!

3. Скуку – за борт!

4. Много не ешь – потонешь!

5. Сам утопай – друга спасай!

6. Не суйся в воду, не зная броду!

7. Получил задание – умри, но выполни!

8. Держи нос по ветру!

Задачи:

• выявить интеллектуальные и физические способностей детей;

• создать атмосферу взаимовыручки и товарищества;

• совершенствовать навыки коллективной игры.

Подготовительная работа: инициативная группа учащихся готовит оформление места игры, нужный материал для проведения мероприятия; выбирает ведущего, вопросы для болельщиков; формируются две команды по 7 человек, каждая команда придумывает оригинальную морскую форму.

Вступление

Ведущий. Сегодня мы отправляемся путешествовать по морям, по волнам на двух кораблях. Цель нашего путешествия – посмотреть родные просторы и определить самое удобное и красивое место для проведения Олимпиады-2014. Мы еще не знаем названия кораблей, и поэтому сейчас каждая команда-экипаж построит свой корабль (вырежет из ватмана) и сложит из букв название своего корабля.

Пока команды готовятся, ведущий представляет членов жюри и объясняет правила оценивания игры: жюри будет оценивать конкурсы не баллами, а милями. Миля обозначается одним флажком. У каждой команды – свой цвет флажка. За один правильный ответ – одна миля.

После выполнения командами предварительного задания – построения корабля и выбора его названия  – ведущий объявляет начало игры.

Ведущий

Всех отважных, пытливых и зорких
Приглашаем на борт мы сейчас.
Вместо флага веселая зорька
Пламенеет на мачте у нас.
И ни грозные штормы, ни штили
Не страшат нас, ребята, ничуть –
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь!

Капитаны, ваши команды готовы к странствию? Счастливого плавания и семи футов под килем!

Представление экипажей кораблей

Ведущий. Корабли есть, названия им присвоены. Пора познакомиться с экипажами. Сейчас каждый участник вытянет листок, на котором указана его должность на корабле. Все члены экипажей должны будут по очереди представиться и рассказать о себе подробнее.

Должности:

1-я команда:

капитан корабля Морской волк;

юнга Папочкин;

боцман Трос;

врач Пилюлька;

матрос Причалка;

лоцман Краб;

кок Кастрюля.

2-я команда:

капитан корабля Морской дьявол;

юнга Мамочкин;

боцман Швабра;

врач Градусник;

матрос Мачта;

лоцман Медуза;

кок Поварешка.

Конкурс матросов

Ведущий. Чтобы отправиться в плавание, матросы должны поднять якоря.

Матросы обеих команд соревнуются, кто быстрее поднимет якорь, прикрепленный к длинной веревке.

Конкурс поваров

Ведущий. А сейчас приглашаются повара, так как все на борту проголодались.

Выходят повара, выполняют задания.

Задание 1. Имеются трехлитровая банка компота и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить компот так, чтобы во всех трех банках было по одному литру?

(Ответ. Способ первый: наполнить литровую банку, вылить ее содержимое в двухлитровую банку, наполнить литровую банку из трехлитровой банки. Способ второй: наполнить двухлитровую банку, наполнить из нее литровую банку.)

Задание 2. Повара должны почистить одну картошку. Побеждает тот, у кого длиннее и тоньше кожура и чище картошка.

Конкурс врачей

Ведущий. Теперь проверим знания судовых врачей в области народной медицины.

Каждому врачу дается по 5 вопросов.

Вопросы:

• Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел.)

• Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея. (Бессмертник.)

• Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого витамина роста? (Морковь.)

• Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа.)

• Из этого витаминного растения варят зеленые щи. (Щавель.)

• У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ.)

• Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник.)

• Желтый, кислый плод южного дерева, который мы употребляем во время простуды. (Лимон.)

• Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник.)

• Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется кошачьим зельем, так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

• Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Береза.)

• Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

• Сладкое вещество, имеющее целебные свойства, которое вырабатывают пчелы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мед.)

• Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

Конкурс юнг

Ведущий

Малолетний морячок
Любит море горячо.
Мечтает паруса поднять
И за штурвалом постоять.

Вы узнали, конечно, что речь идет о юнгах. Приглашаем их на конкурс «Как в науках мы сильны!».

Задание 1. Какие три буквы будут стоять вместо звездочек в следующем ряду: М, В, З, М, Ю, С, *, *, *.

(Ответ. Данная последовательность состоит из первых букв названий планет Солнечной системы в порядке удаления их от Солнца начиная с самой ближней. Поэтому следующими в ряду будут буквы У (Уран), Н (Нептун), и П (Плутон).

Задание 2. На продуктовом складе апельсины расфасованы в ящики по 24, 23, 17 и 16 кг. Можно ли отправить со склада 100 кг апельсинов, не вскрывая ящики?

(Ответ. Можно: 4 ящика по 17 кг и 2 ящика по 16 кг.)

Конкурс боцманов

Боцманы экипажей выполняют задания.

Задание 1. Перемотать клубок ниток, вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу.

Задание 2. На листочках написать ответы на следующие вопросы. (Учитывается и правильное написание слов.)

• Какой термин используют моряки при уборке корабля? (Драить палубу.)

• Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (Канат.)

• Закрывающееся отверстие на палубе корабля. (Люк.)

• Работа всей команды на корабле. (Аврал.)

• Морской разбойник. (Пират.)

Конкурс лоцманов

Ведущий. Вы видите, что на одну линию поставлены 6 кеглей. Допустим, что нам надо переправляться через рифы и мели. По моему сигналу лоцманы с завязанными глазами должны будут пройти между кеглями, не уронив их.

Конкурс «Морской узел»

Экипажи получают по веревке. Сколько участников в команде, столько узлов должно быть на веревке. Чья веревка окажется в руке ведущего быстрее, та команда и получит милю.

Конкурс капитанов кораблей

Ведущий. К нашему борту принесло бутылку, которую нашли юнги. Достаньте из бутылки записку и попробуйте прочитать содержание.

Каждому капитану дается бутылка с запиской и карточка с алфавитом в произвольном порядке (как применить карточку, капитаны должны догадаться сами).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
к у д й а м е и Н з л ш р ч п б
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
э о с в Х г ц ё Ф т ь,ъ ы ж щ ю я

Записка содержит следующую запись:

(Зимняя Олимпиада две тысячи четырнадцатого года состоится в Сочи.)

Игра с болельщиками

Ведущий. Пока наши капитаны расшифровывают послание, мы проведем с пассажирами кораблей игру на знание моря, морского пространства. Победители в этой игре награждаются ракушками.

Загадки:

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
(Компас.)

Эта птица – рыболов,
В клюве прячет свой улов.
(Пеликан.)

На берегу нашел Андрюшка
Из кости сделанное ушко.
(Ракушка.)

Однажды горная вершина
Зачем-то к морю поспешила.
Над штормами во власти грез
Теперь красуется…
(Утес.)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.
(Якорь.)

В мрак ночной или туман
Знает точно капитан:
Будет он светить всегда,
Чтоб берег видели суда.
(Маяк.)

Это местности чертеж,
Все, что хочешь, там найдешь:
Горы, страны, города,
Нужна в пути она всегда.
(Карта.)

Она на палубе стоит
И парусами шевелит.
И волна за борт не смоет
Сооружение такое.
(Мачта.)

Не в тарелке на столе,
В море плавает желе.
(Медуза.)

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури…
(Альбатрос.)

Подведение итогов

Когда капитаны кораблей зачитают свои расшифрованные записки, ведущий объявляет о прибытии в Сочи. По проектору идет видеопоказ слайдов с видами города Сочи, его природы.

Звучит новая песня-гимн, посвященная Олимпиаде.

Подводятся итоги игры, награждается победитель. Вместо диплома победителя наградой может служить путевка на Олимпиаду-2014 на всю команду.

TopList