Сценарии
Классный час
Людмила Черненко ,
классный руководитель, Сургутский профессиональный колледж, г. Сургут, Ханты-Мансийский АО
классный руководитель, Сургутский профессиональный колледж, г. Сургут, Ханты-Мансийский АО
Какое дерево, такая и груша
Учимся быть менеджерами
В рамках занятий по профориентации для учащихся средних и старших классов возможно проведение отдельных мероприятий, посвященных изучению особенностей тех или иных профессий. Серия таких познавательно-игровых классных часов поможет школьникам познакомиться со спецификой различных сфер деятельности, даст им необходимые знания, умения и навыки, как профессионального, так и личностного характера.
Человек, который хочет передвинуть
гору,
начинает с того, что переносит мелкие камни.
Китайская пословица
Кто сегодня посеет мысль, завтра
пожнет дело,
послезавтра – привычку,
затем характер и, в конце концов, судьбу.
Готфрид Хеллер
Задачи:
• сформировать положительную профессиональную мотивацию;
• создать атмосферу сотрудничества;
• способствовать развитию умения работать в микрогруппах;
• развивать профессионально важные качества.
Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши, бумага, линейка; столы для трех команд, стол для жюри, столы для инсценировки; эпиграфы, написанные на доске.
Введение в тему
Учитель. В современном обществе будущее принадлежит профессионалам высокой квалификации, в том числе и профессионалам менеджмента. Сегодня менеджер – это одна из самых престижных и популярных профессий. Современному менеджеру совершенно необходимо знать принципы работы банков, финансовых органов, проявлять сдержанность и раскованность, строгость и чувство юмора, дисциплинированность и ответственность, быть целеустремленным, компетентным и эрудированным человеком. Сегодня я предлагаю вам проявить знания и качества, необходимые специалистам в этой области. А делать мы это будем в форме игры-конкурса. Участвуют три команды по 8 человек. Перед вами столы трех цветов. Необходимо выбрать цвет и сесть за стол соответствующего цвета. Оценивать вас будет компетентное жюри.
Все участники рассаживаются. Учитель представляет жюри, в состав которого могут входить другие педагоги, завуч по воспитательной работе, психолог и т.д.
Представление команд
Участникам необходимо назвать команду и кратко представить ее. При оценке конкурса учитывается связь с профессией, оригинальность, массовость. Максимальное количество баллов – 3.
Мыслим творчески
Учитель. Важным профессиональным качеством менеджера является креативность, то есть умение мыслить творчески. При выполнении следующего задания вы должны суметь проявить свои творческие способности.
Команды выполняют предложенные задания.
Задание 1. Придумайте как можно больше способов использования следующих предметов:
• дырокол;
• степлер.
Задание 2. Перечислите как можно больше слов, начинающихся с сочетания букв:
• ге;
• ба;
• св.
Задания выполняются письменно. Листы отдаются жюри. За каждый способ использования предметов в первом задании и за каждое слово во втором команды получают по 1 баллу.
Мыслим логически
Учитель. Для успешной профессиональной деятельности важным является умение логически мыслить. Сейчас вам из пяти представленных слов 4 нужно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе относиться не будет, его нужно найти и исключить.
Например: стол, стул, кровать, пол, шкаф. Это мебель, слово «пол» ? лишнее.
Время выполнения задания – 4 минуты. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Задание выполняется письменно, листы отдаются жюри.
Ищем соответствие
Учитель. Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, с русской пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». Вам даны листы, где напечатаны слева в таблице немецкие пословицы, справа – русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
На выполнение задания школьникам дается 10 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 11. Листы с выполненным заданием отдаются жюри.
Разговор через стекло
Учитель. Важным профессиональным качеством менеджера является коммуникабельность. Для следующего упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Пары должны разыграть ситуацию.
Ситуация
Два человека находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой его провожает. И вот, когда проводы закончены и путешественник перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может сделать это сейчас, так как еще видит провожающего через стекло. Однако сложность в том, что стекло звуконепроницаемое и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов.
Участники выполняют задание. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим. Конкурс оценивается жюри.
Деловые миниатюры
Учитель. Исследования показали: карьера более чем на 80% зависит от умения правильно общаться с людьми. Остальное приходится на профессиональные умения и навыки. Чаще всего промахи происходят от незнания, как правильно вести себя, оказавшись в роли посетителя или хозяйки служебного кабинета. Это задание заключается в том, что необходимо найти допущенные ошибки в эпизодах, которые вы сейчас увидите (это в будущем поможет вам обнаруживать свои собственные погрешности).
Помощники учителя (ребята из другого класса или студенты) разыгрывают сценки. Задача команд – проанализировать эпизоды, обнаружить ошибки и обосновать свою точку зрения. Максимальное количество баллов – 5.
Эпизод 1
Марина – менеджер туристического агентства. Сегодня у нее назначена встреча с руководителем организации, потенциальным клиентом фирмы. Как известно, автобусы вне часа пик ходят редко, поэтому Марина несколько запаздывает…
Эпизод 2
После нескольких минут блуждания по этажам и переходам Марина наконец открывает нужную дверь. Секретарь сообщает: у начальника сейчас по графику совещание.
Итоги игры
Учитель. Итак, пока жюри принимает решение, скажите: какие же качества, способности необходимы в профессиональной деятельности менеджера и какие из них вам пришлось проявить сегодня при выполнении заданий? Что показалось особенно сложным?
Участники высказывают свое мнение.
Учитель. А теперь вернемся к словам, которые стали эпиграфом к сегодняшнему классному часу. Как вы понимаете смысл этих выражений?
Эпиграфы обсуждаются, анализируются. Затем жюри подводит итоги игры, объявляются и награждаются победители.