Сценарии
Классный час
Ирина Большакова ,
МОУ СОШ № 36, г. Мурманск
МОУ СОШ № 36, г. Мурманск
Лунная соната
Еще раз о любви
Трудно себе представить современного старшеклассника, ничего не знающего о любви. Но это не значит, что об этом со школьниками не надо говорить. Подобный предложенному разговор позволит юношам и девушкам вместе с учителем проследить эволюцию любви, познакомиться с ее видами и стадиями, убедиться в том, что любовь была и остается мощным стимулом творчества, позволяющим создавать прекрасные музыкальные, литературные, живописные произведения, пробуждающие в человеке высокие благородные чувства.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозапись сонаты № 14 Л.Бетховена («Лунная» соната), Свадебного марша Ф.Мендельсона, репродукции картин европейских художников, объединенные темой любви, свадебные фотографии.
Эволюция любви
Учитель. Доброе утро! Сегодня мы будем говорить о вечном. Тема нашей беседы – любовь. Скажите, пожалуйста, в каком возрасте человек начинает осознавать, что такое любовь?
Ученики отвечают, учитель подводит их к мысли, что уже в самом раннем возрасте ребенок испытывает любовь: к маме, папе, бабушке, дедушке, он любит весь окружающий мир, малышу кажется, что все в этом мире дружат, общаются, любят друг друга, даже неодушевленные предметы.
Звучит стихотворение Т.Собакина «Про любовь».
Чтец 1
Страдал мучительно Балкон:
Он был в Балкониху влюблен.
Подумать только! И она
Была в Балкона влюблена.
Они, любви услыша глас,
Друг с друга не сводили глаз,
Но чувства выразить сполна
Мешала каждому стена.
Влюбленным ночью снились сны,
Что между ними нет стены,
И что вдвоем на тихий пруд
Балкон с Балконихой идут,
Поет кукушка вдалеке,
Они идут рука в руке,
А рядом с ними семенят
Двенадцать милых Балконят.
Учитель. Когда ребенок немного подрастает, идет в школу, его чувства меняются: они становятся более избирательными. К кому и как проявляется любовь, например у первоклассников, учеников начальной школы?
Ученики отвечают. Учитель предлагает им послушать стихотворение мурманского поэта Н.Колычева «Я влюбился!».
Чтец 2
Я влюбился. Всерьез. И не важно,
что я первоклашка!
Я без женского пола вообще
не могу… Может быть…
Я Маринку любил. А теперь
я влюбился в Наташку.
И уже две недели ее не могу
разлюбить.
Я в любви искушен. Все придет,
не спеша, понемножку…
Я добьюсь – и она будет видеть
меня в каждом сне!
Потому что лишь ей я на лестнице
ставлю подножки
И лишь только ее я портфелем
луплю по спине.
Много в школе девчонок.
Но сердце – любимую ищет.
Я и пальцем теперь ни за что
не притронусь к другим.
У Маринки, конечно, длиннее и
толще косища…
Но зато у Наташки их две!
Дергай в обе руки!
А с последним звонком я у школы
стою на морозе.
Я вспотел. Я замерз. Но зато –
обогнал я весь класс!
Жжет ладошку снежок, заставляя
в кого-нибудь бросить,
Но я этот снежок для нее,
для Наташки припас!
Я дождусь! Я дождусь! На крыльцо
она выйдет последней,
И – рванется бежать. Догоню!
Размахнусь и – влеплю!..
Выходи, дорогая, прошу,
ну не будь такой вредной.
Неужели не чувствуешь ты,
как тебя я люблю!
После этого стихотворения можно предложить ученикам вспомнить, а как они проявляли свои симпатии, когда были маленькими.
Учитель. Но наступает такой момент, когда отношение к предмету симпатии и ее выражение меняется. Такие изменения и являются свидетельством того, что человек взрослеет. Меняются его ценности, его привычки, чувства становятся глубже, и выражать их хочется по-другому. Как, по-вашему, в чем эти изменения проявляются?
Школьники высказывают свое мнение. Звучит стихотворение К.Ваншенкина «Мальчишка».
Чтец 3
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюбленно
Окрестная смотрела детвора.
Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.
В дождливую и ясную погоду
Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.
В сопровожденье преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.
Забор вкруг сада был довольно ветхий –
Любой мальчишка в дырки проходил.
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.
Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
С коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.
Сейчас мелькнут разбросанные книжки –
Не зря ж его боятся как огня...
И вдруг она сказала: «Там мальчишки...
Ты проводи, пожалуйста, меня...»
И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Ее наивной смелостью сражен.
А на заборе дряхлом повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.
...Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.
Учитель. Вот такое зарождение бережного и нежного отношения, которое вдруг, откуда ни возьмись, начинает проявляться у подростков, у юношей и девушек, мы обычно и называем первой любовью. С этой самой поры человек начинает по-настоящему знакомиться с прекрасным чувством, которое и в юношеском, и в зрелом возрасте так неповторимо для каждого.
Стадии любви
Учитель. Ребята, как вы думаете, любовь – это некая застывшая форма или изменяющееся и развивающееся чувство?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель. Действительно, любовь в своем развитии проходит несколько стадий. Какие стадии выделили бы вы?
Школьники предлагают свои варианты.
Учитель. Древнеиндийские мудрецы выделяют семь стадий любви.
Учитель читает описание стадий и обсуждает их с учениками. Старшеклассники могут вместе с педагогом подбирать для каждой стадии название.
Первая стадия. Ваше внимание привлекает какой-то человек, вы выделяете его из окружающих, присматриваетесь к нему и испытываете симпатию. (Созерцание.)
Вторая стадия. Один из влюбленных или оба одновременно проявляют свою симпатию, активно привлекая к себе внимание другого самыми разными способами. (Инициация.)
Третья стадия. Это период, когда влюбленные начинают стремиться навстречу друг другу, активно проявляют любовь и нежность по отношению друг к другу. (Раскрытие сердца.)
Четвертая стадия. Наиболее сложный и ответственный период. Необходимо найти точки соприкосновения на всех уровнях: духовном, интеллектуальном, социально-бытовом, эмоциональном и физическом. Именно в этот период между партнерами возникают сложности в отношениях, возможны трения и даже внутренний или внешний разрыв. (Соприкосновение.)
Пятая стадия. Степень взаимопонимания влюбленных, их душевной близости возрастает. Теперь они готовы создать семью, готовы к рождению детей. Они как бы создают сад любви и трепетно заботятся о каждом цветке. (Творение.)
Шестая стадия. На этом этапе чувства любящих подвергаются испытаниям. Они учатся жертвовать чем-то друг ради друга. Теперь окончательно разрушается все то, что было искусственно создано, и отношения остаются такими, какие они есть на самом деле. (Самопожертвование.)
Седьмая стадия. Это высшая стадия любви. Происходит полное слияние влюбленных. Они находятся в единой энергоинформационной матрице. Считалось, что души, достигшие этой стадии, не расстаются даже после смерти. (Гармония.)
Виды любви
Учитель. Психологи выделяют восемь видов любви.
Учитель или заранее подготовившиеся ученики рассказывают о видах любви. Остальным школьникам предлагается привести известные исторические либо литературные примеры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, относящиеся к тому или иному типу.
Любовь-филия. Это глубокая близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Испытывая такую любовь, партнеры чувствуют себя счастливыми настолько, что им никто не нужен, кроме друг друга и общего дела.
Любовь-агапэ. Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшны ни время, ни расстояния. Даже когда влюбленные вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств.
Любовь-мания. Слепое, очень яркое, порабощающее и любящего, и любимого чувство. Это властное чувство, заключающееся в желании подчинить эмоции партнера. Ревность в такого рода любви наиболее драматична, охлаждение чувств любимого человека переносится очень тяжело, это может привести к убийству или самоубийству.
Любовь-сторгэ. Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, нежность, сочувствие и снисхождение к недостаткам. Единственное, чего она не прощает, – это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней – внимание друг к другу даже в мелочах.
Любовь-прагма. Такую любовь принято называть рассудочной. Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу, человек быстро излечивается от нее, недолго переживая свою неудачу.
Любовь-аналита. Самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которое сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа, в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера. Это чувство от ума, а не от сердца.
Любовь-виктория. Это преимущественно физическая любовь. Для нее характерна победа над многими или одним человеком, собственническое чувство к нему, не прощающее неверности.
Любовь-эрос. Эта любовь ослепляет человека, заставляя идеализировать партнера. В ней много физической чувственности, но она не стремится властвовать и подавлять.
Любовь и творчество
Учитель. Когда человек любит, в нем раскрываются прекрасные душевные качества. Всем известно, что она, как никакое другое чувство, побуждает к творчеству. Например, о любви и ее разнообразных оттенках написано много красивых и глубоких стихотворений. В этом году на уроке литературы вы знакомитесь с проникновенной любовной лирикой С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака и многих других поэтов. Наверняка какие-то из их стихов вам особенно понравились, стали любимыми. Расскажите о них. Чем они вам запомнились? Какой предстает любовь в этих стихотворениях?
Школьники говорят о своих любимых стихах о любви, объясняют свой выбор, читают отрывки. Возможно совместное обсуждение отдельных известных лирических произведений.
Учитель. Другие способы воплощения любви в творчестве – музыка и живопись. Я предлагаю вам послушать первую часть сонаты № 14 Л.Бетховена, известной под названием «Лунная». А пока она звучит, на экране вы увидите видеоряд, составленный из произведений живописи, объединенных также темой любви.
Звучит музыка, на экране проецируются репродукции европейских художников XVIII – XIX веков. После просмотра учитель обсуждает со школьниками увиденное и услышанное.
Учитель. Какие эмоции вызвала у вас музыка Бетховена? Как вы поняли, как отражено чувство любви в представленных репродукциях картин?
Ученики высказывают свое мнение.
Примечание: материал о видах и стадиях любви, а также об отражении ее в творчестве можно дать школьникам на самостоятельную подготовку заранее, разделив их на группы «физиков» (те, кто готовит научный материал о любви) и «лириков» (те, кто готовит материал творческий).
Благородство любви
Учитель. В.Шекспир писал: «Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем». Я думаю, все вы со мной согласитесь, что под воздействием такого прекрасного чувства люди меняются, преображаются. Это как раз хорошо отражено в творчестве поэтов, писателей, композиторов, художников. Но также можно говорить и о благородстве любви как об особом отношении к любимому человеку. Об этом замечательно сказано в известном стихотворении А.С. Пушкина.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил...».
Чтец 4
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Учитель обсуждает со школьниками, как показано благородство чувств в прочитанном стихотворении.
Учитель. По мнению психологов, именно такая любовь, лишенная эгоизма и заключающаяся прежде всего в пожелании счастья любимому человеку, является настоящей. Этим она и отличается от симпатии, влюбленности.
Афоризмы о любви
Учитель. В заключение нашего разговора я хочу предложить вам вспомнить различные известные «крылатые» высказывания о любви. Ведь они, как правило, и являются обобщением того жизненного опыта, который передается из поколения в поколение, они, как мне кажется, наиболее полно и многообразно отражают суть того чувства, о котором мы сегодня с вами говорили.
Ученики вспоминают афоризмы о любви.