Сценарии
Классный час
Елена Никулина ,
педагог-психолог, учитель психологии, МОУ Буранная СОШ, пос. Буранный, Челябинская обл.
педагог-психолог, учитель психологии, МОУ Буранная СОШ, пос. Буранный, Челябинская обл.
Борьба двух волков
Работа с эмоциями
Данное занятие призвано помочь подросткам разобраться в проблеме агрессивного поведения, определить его причины и последствия, а также оказать помощь в предупреждении и преодолении чрезмерной агрессии в себе.
Задачи:
• провести профилактику агрессивного, конфликтного поведения подростков;
• сформировать чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
• обучить ненаправленным способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
Что такое агрессия?
Участники рассаживаются в форме полукруга.
Учитель. Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности. Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью. Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения. Как вы понимаете, что же такое агрессия?
Школьники высказывают свое мнение. Учитель подводит итог.
Учитель. Итак, агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.
Примечание: можно использовать видеоматериал, демонстрирующий ситуации агрессивного характера, с последующим обсуждением.
Дискуссия
Учитель. Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:
– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
– вербальная – выражение негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и форму (визг, крик);
– косвенная – агрессия, ни на кого не направленная;
– раздражение – готовность при малейшем возбуждении к проявлению негативных чувств (вспыльчивость, грубость);
– обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные или вымышленные действия;
– подозрительность – недоверие к другим людям или убежденность в том, что они планируют и приносят вред;
– негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо.
Затем учитель проводит дискуссию по следующим вопросам:
• Как человек проявляет свою агрессивность?
• Какие причины провоцируют вашу агрессивность?
• Что значит защитная реакция на страх?
• Каковы, на ваш взгляд, последствия агрессивного поведения?
Школьники высказывают свое мнение.
Ваш выбор
Учитель. Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита. Она бывает нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний, развивает познание, побуждает к необходимой конкуренции. В каких ситуациях это проявляется?
Ученики называют возможные ситуации.
Учитель. Но все-таки чаще агрессия – это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формирует грубые черты характера. Попробуйте сразу ответить на вопрос: «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?». Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении.
Ответы учеников оформляются как Дерево добра. Тот, кто считает, что он готов отказаться от агрессивного поведения, прикрепляет на дерево, изображенное на доске, бумажное яблоко; тот, кто понимает, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готов от него отказаться, – прикрепляет цветок (ведь из цветов обязательно вырастут яблоки); тот, кто считает, что агрессия необходима и от нее не надо избавляться, – прикрепляет листочек.
Участники делают выбор и аргументируют его.
Портрет агрессии
Учитель. А пробовал ли кто-нибудь из вас рисовать агрессию? На что она похожа? Как ее можно изобразить?
На столах все, что нужно для рисования, – бумага, карандаши, фломастеры, краски. Учитель предлагает попробовать изобразить агрессию на листе бумаги или просто выплеснуть ее в рисунке. Играет спокойная музыка, школьники рисуют.
Учитель. Что вы чувствовали, когда рисовали? Раскройте свои ощущения. Вы сейчас убедились, что можно выплеснуть свою агрессию, не разряжаясь на окружающих людей. А чтобы избавиться от нее окончательно, я вам предлагаю порвать свой листок и выбросить его в урну, без сожаления попрощавшись со своей агрессией и злостью.
Способы преодоления
Учитель. А какие еще способы преодоления агрессии вы знаете?
Школьники предлагают свои варианты.
Учитель. Я тоже хочу вам порекомендовать несколько способов. Когда ваш гнев пытается вырваться наружу, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения:
• представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое;
• прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу;
• включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.
Также учитель может провести со школьниками упражнения на снятие негатива, агрессивности.
Упражнения
• специальный режим дыхания: на счет 5 – 5 – 5 (вдох – пауза – выдох);
• клубок с пожеланиями: нужно сказать что-то хорошее своему соседу, затем передать клубочек дальше, но оставить нить в своей руке, и т.д. – по кругу.
Рефлексия
Учитель. Наше занятие подходит к концу. Что вы узнали сегодня нового? Чему научились? Что запомнилось, понравилось? Какие можете сделать выводы?
Ученики отвечают.
Учитель. На прощание я хочу рассказать вам еще притчу.
Притча
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...