Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2009

Идеи

Работа с родителями

Анна Супрунова ,
учитель русского языка и литературы, МОУ Лицей № 15, г. Химки, Московская обл.

Семейное чтение

Школа сотрудничества детей и родителей

В формировании личности ребенка решающую роль играет семья. Основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. В XXI веке появились новые проблемы и трудности в жизни семьи, а значит, педагогу необходимо искать новые формы сотрудничества с родителями. Однако опираться при этом стоит на вековые семейные традиции.

 

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица

 

Шаги к успеху

Прежде чем начать преподавать, учитель несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. Однако искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя-профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника. Не существует и института, который обучал бы тому, как быть хорошими родителями. Вспомните, как часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание – потеря времени», «Пусть скажут, сколько денег надо сдать, а сам на собрание не пойду», «Чего я там нового услышу?» – и многое другое. Знакомо?

Первый шаг. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, знающего ответ на любой вопрос, любящего их детей такими, какие они есть, готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом. Поэтому первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы станут мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен четко сформулировать для себя задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Третий шаг. Сегодня дети стали мало читать. Интерес к чтению падает как среди младших школьников, так и среди подростков. Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от приобщения детей к чтению, которое играет значительную роль в развитии личности. Семейное чтение – очень важный аспект культурного воспитания. «Семейное чтение» – от этих слов веет домашним уютом конца XIX – начала XX века. Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но все в наших руках, никогда не поздно возрождать «хорошо забытое старое».

Творческие формы работы

Устный журнал «Моя домашняя библиотека»

Странички:

Самая старая книга в нашей семье (готовят родители)

В моем возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала…

Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьей, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.

Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг.

Задача: необходимо в роли родителя как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать

Праздник «Посвящение в читатели»

Нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших

Поэтическая мастерская «Любимые басни»

Каждый ученик получает задание:

1. Выбери понравившуюся басню, запишись в листок-заявку (произведения не должны повторяться)

2. Создай группу (вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.

3. Подготовьте выразительное, эмоциональное чтение басни.

4. Запишите

Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей

«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее»

Задача: подготовить коллаж на тему «Читающая семья»

«Моя любимая книга» Конкурс презентаций

Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки

Театральные вечера

Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актерского мастерства, игра-путешествие, конкурс этюдов и т.д.

Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки

Экскурсии

Знакомьтесь: городская библиотека.

Литературные тематические экскурсии

Игра-путешествие «В мире периодических изданий»

В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители

Формы работы с темой «Интернет и телевидение»

Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Однако телеэфир и Глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня запретить детям пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.

Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму» На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программы, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей
Суд «Обвиняются компьютерные игры…» Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов.

Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?

Путешествие по Глобальной сети

Проводится неоднократно, как правило, в кабинете информатики; отличается многообразием тем

Приходит время, и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером» Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования. Помните: это не лекция! От лекций устали и родители, и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру

Формы просвещения родителей

Академия

Академия любящих родителей – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста детей и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.

Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий могут быть разнообразными, но лучше использовать творческие мастерские и игровые тренинги.

Мастерские

Мастерская – это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Основные принципы проведения мастерской

Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных).

1. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное добывание знаний родителем с помощью критического мышления.

2. Самостоятельность в решении творческих задач.

3. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других.

4. Формирование умения работать в команде.

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Предлагаемые темы занятий

• Карманные деньги как средство воспитания.

• Рабочее место – не только успех, но и здоровье.

• День рождения ребенка. Как организовать запоминающийся праздник?

• Игра в жизни ребенка.

• Режим дня: «за» и «против».

• Искусство быть родителями: услышьте своего ребенка.

• Умеете ли вы наказывать детей?

• Семейные традиции.

• Роль отца в воспитании детей.

• Стоит ли баловать детей? Теория баловства.

Тренинги

Тренинг это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Подготовка тренинга

• Сбор и анализ предварительной информации.

• Определение стратегических целей и конкретных задач.

• Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

• Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.

• Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.

• Составление поминутного расписания программы тренинга.

Проведение тренинга

• Реализация программы тренинга.

• Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

• Оценка эффективности.

Возможная тематика тренингов

• Я и группа: принятие себя и другого.

• Пойми ребенка и помоги ему.

• Кто виноват?

• Возрастные кризисы.

• Родительская любовь.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов» и «детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.

Мои профессиональные цели

Каждый год я задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Ответы, как правило, повторяются:

1. Высокого уровня образования – 89%.

2. Сохранения психологического и физического здоровья детей – 76%.

3. Повышения культуры – 43%.

Перед собой я ставлю цель объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья – школа». Мои задачи как классного руководителя совпадают с желаниями родителей, поэтому я жду от них готовности к сотрудничеству.

Фото с интернет-сайта

TopList