Живые истории
Глазами детей
Аля Гурьянова ,
г. Ганновер, Германия
г. Ганновер, Германия
Домик неизвестного архитектора
Запретная тема и варианты решения
Я начала ходить в походы в детстве с мамой, которая была учительницей, водила своих старшеклассников и меня брала с собой. С ней я как дитя руководителя два раза была в единичках на Кавказе и один раз – в Карелии. Потом сама ходила в походы, уже со своим классом, в туристском кружке при доме культуры занималась, в турслетах участвовала...
Походы я очень люблю – это очень здорово и романтично. Но сейчас не о романтике хочу поговорить, а о какашках. О том, о чем ни один – ни один! – учитель или руководитель туристского кружка никогда с нами не говорил. Такую вот неаппетитную тему хочу обсудить, совсем не романтическую. Кому неприятно, тот может дальше не читать.
Вам не знакома такая картина? Находишь в лесу потрясающе красивую поляну. Или плывешь на лодке и высаживаешься посреди озера на островок невероятной красоты. Или – морское побережье, море, скалы, дикий пляж, песок. И ты восхищаешься этой красотой, а место такое уютное, и ты уже представляешь себе, как поставишь здесь палатку, разожжешь костерок...
Только вот... Скорее всего, на этом месте раньше уже кто-то стоял. Вот и трава примята палаткой, и кострище оставлено. А в непосредственной близости от всей этой идиллии в ближайших кустиках или за ближайшим камешком лежат кучки. Известно чего. Много кучек. И разбросанная вокруг использованная туалетная бумага. И еще тампоны, прокладки. Фууу... В одном месте, в другом, в третьем... Знаете что, ребята? Давайте-ка пройдем еще немного, поищем для стоянки другое место.
В школе и в кружке мы к походам готовились серьезно и основательно. Нас учили ставить палатку и складывать рюкзак, ориентироваться на местности по компасу и без компаса, переправляться через реку по бревну, держась за натянутую веревку, лазать по скалам со страховкой, разводить костер с одной спички в сырую погоду и вязать морские узлы. В кружке занятия проходили каждую неделю, причем летом был поход, а зимой – в основном теоретические. Мы сидели и записывали в толстую тетрадку, как надо и как не надо вести себя в походе. Мы очень много говорили про охрану природы. Например, о том, что нельзя оставлять на стоянке мусор. Мы подробно обсуждали, как сжигать в костре консервные банки. Что нельзя рубить или спиливать живые деревья. Что надо гасить костер. Но о том, что в походе люди еще и какают и куда девать какашки, мы не говорили. Ни разу ни один из учителей, руководивших походом, ни руководители туристского кружка не говорили с нами о том, как организовать туалет в походе, в котором участвует группа, ммм... из трех параллельных классов, пусть не в полном составе... да, человек тридцать детей, а то и больше, плюс учителя...
Никто никогда не заводил разговор о том, что хорошо бы вырыть ямку. Или несколько ямок, если большая группа. Мальчики налево, девочки направо. И чтобы все знали, где эти ямки. И что около ямки хорошо поставить консервную банку с золой из костра, и этой золой засыпать какашки. И что, снимая лагерь, эти ямки надо закопать. Так просто.
А в местности, где не слишком много деревьев, можно вкопать четыре шеста и обтянуть их черным полиэтиленом (или чем-то похожим). Только надо не забыть оставить вход и прикрыть его, к примеру, занавесочкой из того же материала. Можно еще шалашик соорудить. Главное, чтобы делалось все не на землю, а чтобы была вырыта более-менее глубокая ямка, которую можно будет потом закопать. Суть в том, чтобы после вашего ухода не осталось следов вашего пребывания, чтобы земля была такой же, как и до прихода.
Хорошо взять с собой в поход саперную лопатку. Но если ее нет или не хочется ее тащить, то подойдет обычный детский совок. Металлический. И заостренный на конце. С небольшим деревянным черенком.
А моя мама в это же самое время ходила на курсы инструкторов туризма. Туда ходили в основном школьные учителя, это было нужно для того, чтобы получить право повести в поход группу детей. Там взрослые дяди и тети тоже каждую неделю сидели с толстыми тетрадками и записывали в них знания, которые они, в свою очередь, должны были передать детям.
На Кавказе мы недели три жили в чудесном заповеднике в Долине нарзанов. Нам официально разрешили стоять там в лесу на большой поляне, откуда мы ходили в радиальные походы, например на Эльбрус – не на самый верх, конечно, но на Приют одиннадцати. И в лесу вокруг этой поляны к концу нашего похода надо было очень внимательно смотреть под ноги. Чтобы ни на что не наступить. Но ни разу никто не заговорил на эту тему. Все делали вид, что такой проблемы не существует, и продолжали бегать «в кустики». Как школьники, так и учителя. Тщательно выбирая, куда ступить. Ни один учитель не предложил вырыть в лесу несколько ямок, а потом засыпать их землей. Ни один. Стеснялись, наверное.
Их на курсах, видимо, тоже этому не учили. Тоже стеснялись.