Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Сценарии

Игры и конкурсы

Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край

Веселые буквы

Игры для ума

Если в походе зарядит дождь или необходимо будет настроить ребят на серьезный лад, учителю помогут игры на смекалку и сообразительность. При желании можно усилить элемент состязательности и провести игры между командами. Коллекция спокойных игр пригодится не только летом на природе, но и в течение всего учебного года. Их легко включить в состав любого общеклассного меропориятия: огонька, праздничного вечера, конкурса.

Конкурс пословиц и поговорок

Пословицы написаны на карточках: первая часть пословицы – одним цветом, вторая – другим (или курсивом). Каждый участник получает по одной карточке с одной частью пословицы, потом игроки вслух по очереди читают свою часть пословицы, а тот, у кого на карточке будет вторая половина, читает ее. Эту игру также можно проводить с целью распределения игроков на две команды (две «половинки» одной пословицы становятся членами одной команды, две «половинки» другой пословицы – членами второй команды и т.д.).

Кто предупрежден, тот вооружен.
Ночью все кошки серы.
Краткость – сестра таланта.
С глаз долой – из сердца вон.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В любви и на войне все средства хороши.
У семи нянек дитя без глазу.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
У умелого всякое дело спорится.
Смолоду учиться – навек пригодится.
Летний день год кормит.
Не на то руки достались, чтобы зря болтались.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не в свои сани не садись.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Стряпает день до вечера, а поесть-то нечего.
Умелые руки не знают скуки.
Каков мастер, такова и работа.

Игра «Всезнайка»

Все участники игры садятся в один ряд, а ведущий с мячом в руках стоит напротив игроков. Суть игры заключается в следующем: ведущий называет какое-либо существительное, например «маляр», и бросает мяч любому игроку на выбор; тот, кто поймал мяч, должен назвать пять предметов (признаков), непосредственно связанных с этим словом. Предположим, «маляр» – краски, кисти, обои, клей, испачканная одежда и т.п. Если игрок затрудняется ответить, то он выходит из игры (или команде начисляется штрафное очко). Еще одним условием игры можно сделать ограничение времени для ответа (например, 30 секунд).

Собери пословицу

Необходимо переставить кубики (кубики могут быть изготовлены детьми из картона) так, чтобы можно было прочесть известную пословицу (игроки не знают, какая это пословица).

Пословица «Каков мастер, такова и работа».

Совет: заготовки для игры можно сделать и на обычных картонных карточках.

Поиграем со спичками

В этой игре фигуры и цифры сложены из спичек. Вот несколько вариантов заданий:

1. Переложи одну спичку таким образом, чтобы равенство стало верным.

V – III = VII

Ответ: X – III = VII

2. Переместите пять спичек так, чтобы получилось два квадрата.

(Верхняя конфигурация – задание, нижняя – ответ.)

3. Превратите «ключ» в три равных квадрата, переместив всего четыре спички.

(Верхняя конфигурация – задание, нижняя – ответ.)

4. Приведите «весы» в равновесие, переместив шесть спичек.

(Левая конфигурация – задание, правая – ответ.)

5. Как из шести спичек, не ломая их, сложить четыре треугольника?

(Верхняя конфигурация – задание, нижняя – ответ.)

Абракадабра

Попробуйте из буквенной абракадабры составить слова и вписать их по горизонтали. Если задание выполнено правильно, в среднем вертикальном столбце вы прочитаете ключевую фразу.

(Хлеб – всему голова.)

Составь слова

Из букв слова «каникулы» необходимо составить как можно больше новых слов, соблюдая при этом следующие правила:

1) можно использовать только те буквы, которые предложены;

2) буквы можно использовать только в таком количестве, в каком они содержатся в словосочетании;

3) взаимозаменяемыми могут быть буквы И – Й, Е – Ё.

4) все слова должны быть в именительном падеже и в единственном числе.

Игроки или команды по очереди называют слова, побеждает игрок (команда), составивший наибольшее количество слов.

Игра в слова

Кто больше назовет слов, внутри которых «растет ель». Единственное условие – нужно называть нарицательные имена существительные в начальной форме.

Побеждает команда, назвавшая большее количество слов (или назвавшая слово последней).

(подсказка: метель, карамель, кисель, дельфин, апельсин, водитель, учитель, дельта, карусель, пепельница, мебель, ущелье, бездельник, капель, портфель, мель, панель, рельс, новоселье, картофель, мельница, пельмени, постель, вермишель, понедельник, апрель, свирель, купель и др.).

Шарады (второй уровень)

1. Известное я блюдо.
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха – муха.)

2. Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения.
(Флюс – плюс.)

3. Наш первый слог – на четырех ногах.
Его легко найдете на бегах.
Второй – прописан в биллиардной,
Тут вы его найдете (без последней буквы).
Отгадку отыскать не так уж сложно:
Ищите там, где поскользнуться можно.
(Конь-ки.)

4. Кусок бесформенный отыщете вначале,
Потом в конце – математический значок.
Вы это слово на лотках встречали:
Картинок множество, а текста к ним – чуток.
(Ком-икс.)

5. Отыщете начало слова
Вы в кабинете у зубного.
Та часть, которая в конце,
Стихотворением зовется.
Что до отгадки – на лице,
Хоть не на всяком, а – найдется.
(Бор-ода.)

6. Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос – струны – так певуч,
Но «Ф» мое поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
(Арфа – фара.)

7. Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои,
Здесь, в тексте, целое найдется.
(Бук-вы.)

9. Крик вороны + горное село.
(Кар-аул.)

12. Мой первый слог короткий – нота,
Ее найти – легка забота.
Люблю второй я раннею весной:
Цветущий он особенно хорош!
А все – у здания найдешь.
(Фа-сад.)

Исправим ошибочки

Некто не очень хорошо расслышал слова, которые ему продиктовали, и записал их с ошибками, перепутав в каждом слове одну букву. Догадайтесь, какие слова были продиктованы на самом деле, и исправьте ошибки. Из букв (на которые исправят ошибки), должно получиться новое слово. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее.

СТОЛ ЛЕНЬ ФОРА НОЛЬ ЛИСТ

СТУЛ ДЕНЬ ФАРА НОЧЬ АИСТ

У Д А Ч А

Задачи-шутки

1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как такое может быть?

(Ответ: этот человек родился 29 февраля, т.е. день рождения у него бывает один раз в четыре года.)

2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят.

Сколько ног было на мельнице?

(Ответ: две ноги, так как у кошек и котят не ноги, а лапы.)

3. Сколько движений надо сделать, чтобы положить бегемота в холодильник?

(Ответ: три движения: открыть холодильник, положить бегемота, закрыть холодильник.)

4. Что произойдет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?

(Ответ: пойдет восьмой год.)

5. По чему деревенские ребята любят ходить босиком?

(Ответ: по земле.)

6. Шли три человека и разговаривали. «Она белая», – говорит один. «Нет, черная», – говорит другой.

«А у меня есть еще и красная, но сначала она зеленая», – говорит третий. О чем идет разговор?

(Ответ: о смородине.)

TopList