Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Идеи

Организация отдыха

Наталья Сергеева ,
к.п.н., доцент ЧГПУ,  г. Чебоксары, Республика Чувашия

Цветные фантазии

Арт-педагогика в летнем лагере

Условия каникулярного времени диктуют педагогу свои законы. Любые занятия с детьми должны наполняться азартом творчества, удивлением и радостью. Только такой отдых восстановит силы ребенка, зарядит его энергией и вдохновением на новый учебный год. Однако арт-педагогика, помимо удовольствия, принесет детям еще и удивительные открытия в самих себе, а учителю поможет глубже узнать своих воспитанников.

Пространство безопасности

Для начала определим основные правила арт-педагогики:

1. Любое творчество (рисование, танцевальные, театральные, музыкальные импровизации и др.) направлено на решение педагогических задач. Это значит, что педагогу вовсе не требуется учить ребенка «рисовать красиво», «правильно подбирать ноты» и т.д. Важно создать оптимальные условия для познания мира, себя, окружающих через спонтанное художественное творчество.

2. В арт-педагогике важен не результат, а сам процесс самовыражения в красках, в звуках, в движениях, поэтому творческие задания строятся так, чтобы любой ребенок (а не только художественно или музыкально одаренный) мог принять в них участие и успешно себя проявить.

3. Арт-педагогическое пространство – это территория психологической и физической безопасности. Поэтому педагог не высказывает сравнительные или оценочные суждения, не критикует, не наказывает, не принуждает, не навязывает своих идей и образов. Важно, чтобы каждый участник арт-педагогического взаимодействия понял и принял эти правила.

Художественные акции

Много радости и удовлетворения всем участникам приносит совместное творчество. Масштабные художественные акции могут стать в лагере успешным началом смены («давайте познакомимся»), помогут содержательно обогатить ее основную часть либо эффектно завершить встречу, оставив своеобразный след в памяти.

Суть художественной акции в том, что каждый участник (ребенок, взрослый) выполняет лишь часть общего художественного полотна, подчиненного определенному концептуальному замыслу. Например, в акции «Радужная река» каждый ребенок выбирает шаблон в форме капли воды (цвета шаблонов соответствуют цветам радуги). На этой основе детям предлагается рассказать о себе (образно представить себя), используя краски, журнальные вырезки, фломастеры, природные материалы. Все капли размещаются в один радужный поток реки, красочно и оптимистично представляющий всех воспитанников и педагогов лагеря. По такому же принципу можно построить город, изобразив себя в форме веселых (грустных, озорных, надежных) домиков, добавив цветы, деревья. Разноцветный город может жить своей жизнью и постепенно расширяться. Тогда в нем появятся человечки, транспорт, любимые животные и т.п.

Творческие задания попутно решают и диагностические задачи. Так, можно создать «Парк знаков» на территории летнего оздоровительного лагеря. Предложите ребятам вспомнить дорожные знаки, которые предупреждают об опасности или требуют соблюдения определенных правил. Пусть каждый участник придумает свою знаковую табличку и разместит ее в пространстве лагеря. Но прежде надо, чтобы он спросил себя: «Что я хочу сказать гостям нашего лагеря, его жителям, какое послание я могу символично отразить на табличке?»

Ребята придумывают множество серьезных и смешных, оригинальных и простых, странных, легкомысленных табличек, отражающих различные стороны жизни. Например: «Мы не одиноки!», «Осторожно! Здесь рождается мечта!», «Посмотри, вокруг столько интересного!», «Мы любим танцевать» и др. Только представьте, какой интересной и содержательной станет прогулка по такому парку (ведь в знаке можно различить и тайный смысл...). Интересно не только содержание готового знака, но и место на территории лагеря, в котором ребенок решит свою табличку разместить. Своеобразная арт-диагностика поможет выявить любимые уголки детей, места силы, отдыха, размышлений и т.п.

Рисуем вместе

Рисовать можно не только кисточкой, но и пальцами. Иногда страх перед неудачей способен заглушить у ребенка всякую потребность в художественном самовыражении. В этом случае поможет «пальчиковая живопись». Понятно, что художник, рисующий пальцами, не отвечает за качество рисунка и поэтому может себе позволить быть свободным и легким. Это упражнение помогает участникам познакомиться, узнать некоторые особенности друг друга. Предложите ребятам разделиться на пары, взять лист бумаги и выбрать для каждого партнера определенный цвет гуаши. Для того чтобы индивидуальные отличия проявились более наглядно, цвета в паре должны различаться. И пусть ребята свободно взаимодействуют на бумаге, сохраняя полное молчание.

В финале важно обсудить результаты. Чаще всего участники стараются создать общий рисунок и расстраиваются, когда сюжеты не совпадают. Но ведь задания нарисовать одинаковое не было! Поэтому обсуждение процесса рисования, его итогов и самочувствия каждого станет полезным опытом открытия себя. Анализ типичных стратегий участников в процессе рисования позволяет выделить и обсудить самые распространенные модели поведения:

• пассивное ожидание внимания к своей персоне (рисуют грустные рожицы, подавая сигналы партнеру и т.п.);

• активное («вероломное») изменение ситуации: подводка совместного рисунка к своему сюжету (радость от мысли: «Мне все-таки удалось воплотить задуманное в жизнь»);

• угадывание замысла партнера и активное стремление подстроиться под чужой сюжет (радость от мысли: «Пусть не мое и в целом мне не нравится эта идея, но я рад(а), что получилось подобие общего»);

• трепетное наблюдение за развитием сюжета, готовность услышать партнера и привнести частичку своей индивидуальности, доверие к ситуации взаимодействия и искренний интерес к результатам.

Быть непохожим это не значит быть против другого. Разные качества способны существовать в общем пространстве, дополняя друг друга. К таким выводам можно прийти в процессе обсуждения рисунков.

«Надежды маленький оркестрик...»

В задании «Оркестр» участники разбиваются на группы, выбирают дирижера и исполняют звуковую импровизацию с помощью разнообразных музыкальных инструментов. Задача дирижера ? руководить оркестром: распределить инструменты среди своих музыкантов, отрепетировать с ними какую-то мелодию и публично выступить (перед участниками). В качестве музыкальных инструментов могут использоваться не только настоящие маракасы, барабаны, тамбурины, кастаньеты, бубенцы, колокольчики, трещотки, погремушки, но и любые подручные средства.

После творческой импровизации нужно обязательно обсудить ее результаты. Насколько успешность дела зависит от умения каждого члена команды работать в ситуации совместности и доверять лидеру, от умения лидера координировать действия команды и слышать интересные идеи других членов команды? Какими качествами должен обладать лидер, что значит принимать на себя ответственность за результат совместной работы, кто достоин быть лидером, каждый ли способен стать лидером (в каких ситуациях), как развивать лидерские качества? Это только часть вопросов, которые могут возникнуть и обсуждаться в рамках этого задания.

Личные значения слов

Удивительные возможности таит в себе техника коллажа. Суть коллажа в том, что на заданную тему участникам предлагается создать художественно организованную комбинацию из журнальных вырезок (картинки, надписи, отдельные буквы и т.п.) и любых других материалов (ткань, нитки, фольга, природные сокровища и др.). Коллажи можно выполнять индивидуально, в парах, в группах. При перелистывании журналов глаза случайно (действует принцип спонтанности) натыкаются на фразы, слова, фотографии, которые высвечивают в сознании мысль и помогают оформить замысел.

Коллаж позволяет уйти от стереотипов и найти в теме наиболее характерное, сущностное, отразить свое видение проблематики. Но без итогового обсуждения и анализа работы с позиции ценностей коллаж может стать бессмысленным наклеиванием картинок, а участники останутся с ощущением зря потраченного времени. Если же зазвучат смыслы каждой работы, то участники сумеют ощутить многогранность мира и вариативность его индивидуального восприятия.

В этом плане очень показателен пример из нашей практики. Старшим подросткам был задан вопрос: «Что для вас есть рост?». Сначала однотипные ответы крутились вокруг идеи: «Рост – это движение, это развитие...». Затем было предложено создать коллаж на тему «Жажда роста» (подобрать по индивидуальным ощущениям символы роста, отразить свое стремление, свою жажду роста). Анализ готовых коллажей значительно расширил представления об индивидуальном значении понятия «рост».

Приведем несколько примеров.

Тоня в центре своего коллажа разместила сильного, мускулистого мужчину, застывшего в позиции «старт»: еще немного, и он рванется вперед. В это мгновение он максимально сосредоточен. Склоненная голова и внутренняя готовность – результат необходимого затишья перед решающим прыжком вперед. Над центральной фигурой – изображение циферблата часов. «Для роста важно время, – сказала девушка, – рост – это преодоление себя и сопротивление обстоятельствам».

Валя во время обсуждения рассказала о замысле своего коллажа так: «Для меня рост – это оставаться веселой и счастливой, несмотря ни на что». Но участники заметили, что на ее коллаже расположены противоречивые надписи и картинки типа: «Почем сегодня страх и ужас?», «Любовь – это разлука», «Свинство – это модно». Интересно, что на большей части фотографий был сделан акцент на глазах, в которых отражалась мольба и прошение. Эту особенность помогла заметить Тоня, взглянув на работу «со стороны». Когда Валя осознала скрытый смысл своего коллажа, она была настолько поражена, что в итоге дала новую формулировку личностного значения обозначенной темы: «Рост – это преодоление своих страхов и возможность свободно дышать».

Юля расположила на листе ряд символов, отражающих ее понимание любви: улыбка ребенка, счастье матери. В качестве наивысшей ценности в ряду символов – икона Божьей Матери. Юля считает: «Рост – это движение к Богу через любовь».

Игорь составил коллаж из абстрактных объектов. Одна часть работы фиксирует зрелище круговорота в воронке с бурным движением в глубину, а сверху расположен силуэт фотоаппарата. В другой части работы на желто-искристом фоне – фейерверк из пробок от шампанского. В центре приклеены силуэты лесной чащи, кроны деревьев, напоминающие чудище. Для этого молодого человека рост – «это страстная жизнь, эмоции «на всю катушку», ощущение вечной динамики и увлеченности».

Совсем другая картина «жажды роста» на коллаже у Марины. По ее представлениям, главным является «разрешение себе быть свободной и наслаждаться каждым мигом бытия, почувствовать неразрывную связь и единение с окружающим миром».

Вот так: слово одно, а его понимание разное, значит, и успех на пути роста, и необходимые средства достижения успеха, и качество результата ? все разное. Чтобы разглядеть свой путь, важно услышать собственное «Я», а не следовать по тропам стереотипов, навязанных со стороны.

Арт-педагогика – это пространство творчества не только для детей, но и для самого педагога. Попробуйте сами сочинить оригинальные задания, личностно ориентированные темы, в которых ребята смогут рассказать о себе, выразить свои чувства, мысли, собственное отношение ко всему, что их окружает. Предложу лишь несколько идей, развить которые сможет педагог в творческом союзе с воспитанниками: «Моя Вселенная», «Сокровища моего «Я», «Я и ты = МЫ», «Источники жизни», «Лучи мечты». Пусть творчество приносит вашим детям радость самопознания!

Фото с интернет-сайтов

TopList