Живые истории
Глазами учителей
Николай Баула ,
Ростовская обл.
Ростовская обл.
Кто виноват?
Истории для дискуссии
В конфликте «учитель – ученик» всегда прав ученик. Отсюда вывод – учитель всегда неправ?! Агрессивность и чрезмерная раскрепощенность современных подростков иногда все же заставляет нас формулу «виноват учитель» рассматривать не как утверждение, а как вопрос.
Взрывоопасная ситуация
Перед Новым годом ученик бросил в учительскую петарду, она, естественно, взорвалась. Эту проделку школьника заметил завхоз школы (мужчина). Он сделал замечание мальчику – и нарвался на неприкрытые грубость и хамство. Ученик держался более чем нагло и уверенно: он крут, в школу на своей тачке приезжает – и вдруг какой-то там завхоз ему перечит. Завязалась драка. На крики прибежал учитель физики и поспешил разнять дерущихся. Школьник решил это дело так не оставлять: позвонил папе, приехали охранники-шкафы... В результате учитель физики и завхоз школы пролежали в больнице больше месяца.
Чувство юмора
Румяный, здоровый старшеклассник сидит на стуле, подперев тем самым дверь в класс. За дверью учительница, она не может выйти из класса. Ученику хорошо и весело. Что делать учительнице? Ругать мальчика, взывать к его совести, жаловаться директору, вызывать родителей ученика в школу? Только ничего из перечисленного она сделать не может: папа ребенка помогает в ремонте школы, оказывает материальную помощь. Ну а сам «ребенок» чувствует свою безнаказанность и продолжает веселиться.
Руками не трогать
Учитель ОБЖ лежит в больнице, избит одним из родителей ученика 6-го класса. Такова была реакция папы мальчика на то, что педагог попытался успокоить ученика, не в меру шумно ведущего себя на уроке, путем нажатия указательным пальцем на нижнюю челюсть учащегося: мол, прикрой рот. Конечно, учитель нарушил права ребенка, прикоснувшись к нему, но до этого учитель неоднократно делал замечания школьнику – безрезультатно. Директор школы во время интервью корреспонденту телевидения не высказала нареканий в сторону преподавателя, но мягко утверждает: «Чтобы в классе была дисциплина, необходимо занять учащихся». Да, это так. И все же вопрос по поводу поведения отца школьника также остается открытым.
Без комментариев
На телеканале «Интер» (Украина) был показан эпизод из школьной жизни, снятый на мобильный телефон в одной из школ г. Киева.
Урок химии. Учитель объясняет какую-то тему, затем у доски отвечает один из учеников. Все это время в классе стоит шум и гам, ученики свободно ходят по классу, кто-то тычет ножками стула в лицо учителю, кто-то пускает в него бумажный самолетик, кто-то показывает неприличные жесты и т.д. Проходит два года – и бывший классный руководитель этого класса комментирует урок и поведение детей. По ее словам, это был очень интересный, дружный коллектив, с достойными моральными и нравственными принципами, ученики класса принимали активное участие во всех школьных мероприятиях, и на данный момент все учатся в вузах. Зато учитель, отдавший школе не один год, там больше не работает. От комментария к уроку он отказался.
Реплика из зала
Съемка следующей истории также велась с помощью телефона. Учитель у стола разговаривает с одним из учеников. С последней парты среднего ряда следует какая-то реплика. Учитель делает замечание и продолжает диалог со школьником у стола. Вновь слышна тирада с последней парты. Педагог срывается с места, идет к последней парте и дает легкий подзатыльник ученику-комментатору. Итак, класс доволен – заказ выполнен: учителя вывели из себя!
В результате обыкновенной провокации учитель, проработавший в школе более 30 лет, являющийся депутатом городского совета, уволен.
За здравие
Иногда, чтобы провести урок на достаточно высоком уровне, необходимо сделать нетрадиционный ход. Представьте себе: осень, небо затянуто тучами, легкий туман, с крон деревьев срываются мокрые капли. К 10 часам утра туман рассеется, выглянет солнце и будет прекрасная осенняя погода. Но сейчас 8 утра и первый урок в 10-м классе. Тема урока: кроссовая подготовка, развитие выносливости. В раздевалке шумно, девушки не намерены заниматься в парке на беговой дорожке. За дверью раздевалки слышны возгласы: «Да мы заболеем! Я уже болею! Я кашляю, у меня бронхит». Надо заметить, что все девочки ходят на тренировки по легкой атлетике и баскетболу. Там они зимой и осенью бегают кроссы на улице, им это не в диковинку. Зная об этом, я стучу в дверь и, не открывая ее, прошу собрать всех по 5 рублей. Из-за двери послышались вопросы: «Зачем? Почему?» Я делаю паузу и продолжаю: «Дорогие девушки, я в воскресенье собираюсь специально зайти в храм и поставить свечки за здравие. Вы ведь так сильно больны, но, может, еще не все потеряно!» За дверью на мгновение притихли, а затем дружно и громко засмеялись. Урок прошел на хорошем эмоциональном подъеме.
Только для себя
Я не хочу сказать, что нынешние дети хуже тех, что были 15–20 лет назад. Они не хуже. Но они другие. У них другое отношение к дружбе, к морали, к работе, к материальным ценностям. Они более раскованные в отношениях, более непринужденные в общении, но у них больше прагматизма и жесткости, зато менее развито чувство коллективизма, патриотизма. Они могут тренироваться 3–4 раза в неделю и в то же время отказаться выступать в соревнованиях за сборную школы, города, мотивируя это тем, что занимались для себя. Им оказывается тяжелее признавать свои ошибки, осознавать неправоту, поддерживать друг друга в непростых ситуациях.
Не по-товарищески
Зимой на перемене ученики играли в снежки, и кто-то из них в азарте закинул комок снега в раздевалку. На полу быстро образовалась большая лужа. Проходя мимо раздевалки, я увидел лужу и попросил того, кто это сделал, вытереть пол тряпкой. Все молча бездействовали. Тогда я предложил решить проблему с помощью жребия. Ученики сжали кулаки и по команде выбросили пальцы рук. Жребий выпал на Алешу. Мальчик безропотно взял швабру, тряпку и начал вытирать пол. У меня все время теплилась надежда, что вот сейчас виновник случившегося раскается и возьмется за работу сам. Ничего подобного. Только уже закончив работу, Алеша бросил реплику в сторону Андрея: «Я же вместо тебя вытирал, что же ты промолчал?»
И все же этот урок ребята запомнили надолго. Теперь, если кто-то из них совершал проступок, то он приходил и честно признавался и мы все вместе решали, как исправить создавшуюся ситуацию.
Чистосердечное признание
Замечательно, что встречаются и противоположные случаи. Однажды прихожу утром, к первому уроку, а в раздевалке уже сидят два мальчика из 7-го класса. Проходя мимо раздевалки, я отметил про себя, что там темновато. Мелькнула мысль, что опять перегорела лампочка. Во второй половине дня эти же дети пришли на тренировку, в руке одного из них была лампочка. Спрашиваю: «Андрей, а почему ты с лампочкой?» Ответ: «Да мы утром играли с Пашкой, и я нечаянно разбил лампочку». Ясно, что ругать ребенка в такой ситуации нельзя, разве что немного пожурить. Ведь он мог промолчать – никто и не узнал бы. Такой, казалось бы, незначительный эпизод многое говорит о маленьком человеке – о его честности, порядочности, нравственных установках, заложенных, видимо, семьей.
Борьба за выживание
Во втором классе 4 девочки и 18 мальчиков. Из них 12 детей живут в неполных семьях, по большей части неблагополучных. Некоторые дети уже курят. Есть мальчик, который в состоянии алкогольного опьянения был доставлен в отделение милиции и состоит на учете в детской комнате милиции. Ученики в этом классе смышленые, подвижные, интересные, но слишком агрессивные. Такое впечатление, что у них все время идет борьба не то что за лидерство, авторитет в классе – борьба за выживание! Практически любой из мальчиков способен на негативный поступок: толкнуть, ударить, ущипнуть, подставить подножку и т.д. На уроке это делается исподтишка, с невинными глазами, разведением рук в стороны и словами: «Это не я! Он первый!» Учитывая специфику урока физической культуры, когда выполняются упражнения на скамейке, на бревне, стойки на лопатках, мостики, бег, прыжки, все это может привести к драматическим и даже трагическим последствиям.
Детская жестокость
Илья на уроке физкультуры бежит в колонне и ударяет впереди бегущего одноклассника по ногам. Тот падает, плачет от боли ссадин на руках и коленях. Удар был явно преднамеренный. Конечно, я говорю Илье, что так нельзя поступать, что его товарищ мог получить серьезную травму. Но мальчик твердит, что сделал он это нечаянно, сострадания и угрызений совести в его словах не чувствуется.
Рассказы о том, как Илья как-то выколол глаза маленькому котенку и подложил его в портфель однокласснику, как убил щенка и дразнил собаку, которая была привязана на цепи, показывая ей этого щенка, общеизвестны в школе. Откуда такая жестокость? Оказывается, самый родной для него человек, мама, отказывается от него: «Заберите ребенка, он мне не нужен!» Так с виду славный, симпатичный мальчик на глазах становится жестоким и безжалостным, не знающим и не понимающим, что такое человечность, сочувствие, внимание к другим людям.
Управы нет
Вопиющий случай – Дима, ученик второго класса, бросается на учителя со стулом в руках. Когда я после соревнований еду вместе со старшим братом этого мальчика в автобусе, спрашиваю у него, а как Дима ведет себя дома. Выясняется, что точно так же – позволяет себе и хамство, и грубые поступки. На мягкие мамины замечания не реагирует. Слушается только отца, когда тот берет в руки ремень. Получается, что, так как дома папа обращается с ребенком жестко, можно даже сказать, жестоко, школьник учится понимать только силу и не реагирует на слова. Он хорошо знает собственные права, но не очень – свои обязанности. Дома он подчиняется силе, а в школе такой управы на него нет – значит, можно все.
Первые слова
Саша – поздний, к тому же единственный ребенок в семье. Родители были в восторге, слушая его первые звуки. Они учили его говорить: «Саша, скажи бабе, чтобы она пошла на ...». Несмышленыш повторял, родители умилялись. Сейчас Саша приходит к бабушке, ногой открывает дверь и кроет ее матом. Мама тоже иногда получает свое, папа воспитывает кулаком, поэтому пока последнее слово остается за ним. Надолго ли?
«Я бильше не буду»
Радует одно – что бывает и по-другому. Когда на уроке одна учительница, работающая в классе, где учится много цыган, проводила подвижную игру, один из мальчиков в пылу эмоций начал изъясняться нецензурными словами. Учительница посадила ребенка на скамейку, для того чтобы он пришел в себя, оценил ситуацию, остыл. Через некоторое время школьник подошел к учительнице, встал на колени и сказал следующее (постараюсь сохранить лексику): «Титонька вчителька, разрешите погратыся с диточками, я бильше не буду». Больше на уроках мальчик не ругался. Получается, отдых на скамейке стал для него даже бо'льшим уроком и наказанием, чем можно было предположить. Видимо, дома родители учат его уважать старших, учат правилам поведения в обществе. Таким образом, внутренний нравственный стержень помогает ребенку остановиться и задуматься, когда он слышит замечание, и сделать правильный вывод.
Фото А.Козина