Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Живые истории

Глазами учителей

Нина Романова ,
воспитатель ГПД и педагог доп. образования, ГОУ СОШ № 69 «Школа здоровья» им. Б.Ш.Окуджавы, г. Москва

На своем месте

Из опыта работы воспитателя ГПД

За почти 39 лет работы с детьми я пришла к твердому убеждению, что в группе продленного дня, как и в классе, многое зависит от того, с каким настроением пришел воспитатель (учитель) на работу. Свое плохое настроение, домашние проблемы важно оставлять за порогом школы и ни в коем случае не срывать на детях дурное настроение, зло. Ведь зачастую оказывается, что, кроме учителя, ребенку не с кем поделиться своими бедами...

Секрет доверия

Родителям в наши дни некогда заниматься детьми, они заняты зарабатыванием денег, обеспечением быта, уходят рано, приходят поздно, когда многие дети уже спят. Все чаще я – воспитатель ГПД – вынуждена исполнять роль психолога, мамы, бабушки, «жилетки» для слез, поскольку дети не имеют возможности общаться с родителями из-за их загруженности; дедушки и бабушки тоже не очень торопятся общаться со своими внуками – налицо разобщенность поколений. Много приходится наблюдать неблагополучных семей: родители пьют, мама-одиночка воспитывает детей, разведенный отец воспитывает ребенка, мама в разводе с папой, а страдают дети. Они становятся как ежики – колючие, агрессивные, драчливые. Много сил, терпения, мудрости надо проявить воспитателю, чтобы детей из таких семей расположить к себе, чтобы ребенок ему доверял.

Я никогда не рассказываю другим учителям, воспитателям о том, что рассказал мне ребенок, – все это остается между нами. В случае непослушания ребенка не тороплюсь жаловаться родителям или классному руководителю – ничего, кроме озлобленности, у провинившегося ребенка это не вызовет. Думаю, поэтому дети в группе доверяют мне, советуются со мной, делятся своими секретами, проблемами. Вместе мы пытаемся решить возникшие трудности, и я помогаю ребятам понять, что от них хотят получить родители.

Национализм среди детей

Единственная проблема, с которой я не раз сталкивалась в своей группе, – бытовой национализм (шовинизм) в отношении детей другой национальности. В прошлом году он был направлен на мальчика Артуро. Он три года прожил в Индии с мамой и папой, имеет смуглую кожу и поэтому отличается от остальных внешним видом. Похожие случаи не редкость. Дети тяжело принимают различия между отдельным человеком и коллективом, если их не поддерживают и не направляют взрослые.

Но я старалась бороться с шовинизмом разными средствами: в прошлом году подружила детей с калмыком Басангом. Для начала я выяснила, что означает имя Басанг в переводе на русский язык: оказалось, «небесное тело». Первое время, пока отношение ребят не изменилось, вставала на защиту обиженного, наказывала за драки. Рассказывала детям, что не от хорошей жизни люди едут к нам в Москву на заработки, что там, откуда они едут, часто нет нормальных условий для жизни и учебы, и таких людей надо жалеть, а не унижать. Мне пришлось напоминать им, что Калмыкия входит в состав России, что Басанг такой же россиянин, как и мы.

Однажды я показала детям на карте, как много национальностей живет в России. Рассказала, что со времен Ивана Грозного в нашу страну иностранцы едут работать. Учила Басанга не обращать внимания на насмешки, не показывать детям, что насмешники задевают его самолюбие, тогда обидчикам будет неинтересно дразнить его. Приводила примеры из своей жизни. В конце концов ребенок своим обидчикам на дразнилку «китаец-китаец!» ответил: «А вы что, больше никаких других национальностей не знаете, кроме китайцев?»

Похожим образом я подружила детей с киргизской девочкой Алтынай (ее имя означает «Золотая»). Попросила Алтынай рассказать о том, где она жила, в какой семье, почему ее мама была вынуждена приехать со своими детьми работать в Москву. Изо дня в день я учила ребят не смеяться над ее ошибками в русском языке, а помогать его выучить; оказалось, что главная мечта Алтынай – стать учительницей русского языка.

Сила увлечений

Я глубоко убеждена: если дети заняты делом, им некогда оскорблять друг друга, разбираться, кто какой национальности, они скорее начинают уважать воспитателя, друг друга. Моя задача именно в том и состоит: создать им комфортные условия пребывания в ГПД, найти занятие по интересам, чтобы ребятам не хотелось уходить домой и они стремились вернуться в группу на следующий день.

Я много занимаюсь с детьми аппликацией (рваная бумага) и лепкой (керамическое тесто), вязанием крючком, вышивкой (крестиком и тамбурным швом), играю в шашки. Мы участвуем в выставках творчества в школе, в управе района, в окружных смотрах детского творчества, занимаем призовые места, награждены грамотами.

По опыту я поняла, что современные школьники мало читают, многие из них не знают даже родных сказок. Поэтому я начала сама читать детям русские народные сказки, волшебные, авторские классические сказки. Вначале ребята считали этой ерундой, говорили, что «Человек-паук», «Гарри Поттер» интереснее. Но постепенно детям понравилось слушать сказки. Дошло до того, что, когда я потеряла голос и не смогла читать, ребята стали читать сами по очереди.

Чтобы поддержать их интерес к правильной речи, я стараюсь в своей работе использовать много словесных игр: «Слова», «Города», «Да» и «нет» не говорить», «Угадай по описанию», «Угадай сказочного героя». А для того чтобы научить детей играть вместе, предлагаю им народные хороводные игры: «Сеяли девушки яровой хмель», «Плетень», «Путанка». На прогулках мы обязательно затеваем подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мячом», «Салочки», «Колдунчики», «Четыре угла», «Классики», «Вышибалы».

Исходя из своего опыта я для себя вывела 10 правил общения с детьми:

1. Важно хорошее настроение воспитателя.

2. Никогда не повышать голос.

3. Ни при каких обстоятельствах не унижать детей.

4. Никогда не проводить «разбор полетов» сгоряча.

5. Смех и юмор – помощники.

6. Уважать себя и ребенка.

7. Учить детей относиться к людям так, как они хотели бы, чтобы люди относились к ним.

8. Не обманывать детей.

9. Выполнять свои обещания. Не обещать того, что не сможешь сделать.

10. Быть корректной, тактичной, пунктуальной.

Фото А.Козина

TopList