Класс-info
Самоопределение
Виктория Доберштейн ,
аспирант кафедры теории и истории культуры, КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
Любовь Уварова ,
к.п.н., доцент кафедры теории и истории педагогики
аспирант кафедры теории и истории культуры, КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
к.п.н., доцент кафедры теории и истории педагогики
Кривое зеркало?
Анекдоты про школу
Школьный фольклор – довольно точный барометр отношения учеников к учебе. Чтобы разобраться в его оттенках и смысле, важно не останавливаться на отдельных текстах, а взглянуть на детскую фольклорную традицию в целом, в ее динамике и разновидностях. Подробный анализ поможет понять причины появления школьных анекдотов и найти пути преодоления критического взгляда детей на школу.
Все более глубокое понимание ребенка
–
это и есть воспитание.
В.А. Сухомлинский.
Все наоборот
В детском юмористическом творчестве мир взрослых предстает совсем иным, чем его видят сами взрослые. Вот, например:
– Вова, – говорит учитель во время урока, – разбуди своего соседа по парте.
– Почему я? Ведь это вы его усыпили!
Дети, конечно, будут смеяться, но только представьте себя на месте учителя! Что ему делать с таким невоспитанным учеником? Тем более если он прав. В большинстве анекдотов учителя и родители предстают в невыгодном для них положении.
Нашел я папин школьный
Потрепанный дневник
С таблицею футбольной,
С певицею гастрольной,
Страницею контрольной,
Где жирный кол возник.
И я ходил довольный:
Дневник такой приКОЛьный!
Детский юмор – это продукт коллективного мышления. Школьникам важно не только вместе преодолеть страх и поделиться своими проблемами друг с другом, но и сообща найти ответы на сложные вопросы человеческого бытия. Смех занимает в жизни ребенка очень важное место. Как и трагическое, это способ познания мира. Дети стремятся с юмором говорить о неприятностях, о непонимании их взрослыми или о том, чего они боятся. В жизни детей учителя и родители всегда предстают вершителями судеб и ситуаций, подчеркивающими свою важность и власть. Школьные сюжеты вызывают у ребенка специфические негативные эмоции, но смех позволяет побороть страхи и получить подтверждение своей значимости, правоты.
Ребенок – маленький волшебник, который творит свой миф и свой мир. Ребенок создает свое потаенное пространство, придумывает тайные языки, устанавливает правила в отношениях со сверстниками и взрослыми. Взрослые составили свои правила для взаимодействия, но детская творческая натура при сравнительно малом социальном опыте видит окружающий мир своеобразно, стремится по-своему все объяснить. Взрослые (учителя и родители) не всегда могут понять и принять детскую точку зрения. Так нарушается обратная связь, увеличивается дистанция между двумя мирами, призванными сотрудничать, а на деле живущими по разным правилам, с различным набором ценностей.
Как правило, учителя организуют обратную связь с учениками для контроля за усвоением учебного материала, но эмоционально-чувственную сторону взаимодействия они упускают. Однако потребность в эмоционально-чувственной стороне общения у школьников очень велика. Ребята предпочитают делиться впечатлениями, обидами и радостями друг с другом, а не с учителем, поэтому в учебно-воспитательном процессе обратная связь часто или отсутствует, или искажена и не дает учителю реальной информации о состоянии учеников. В результате деформации обратной связи учитель односторонне видит ситуацию и оказывается в мире своих иллюзий.
По содержанию обратная связь может нести либо позитивную, либо негативную информацию. Позитивное отношение ребята проявляют через активность на уроке, мимику, интонации, стремление к общению с педагогом вне урока. В случае негативного отношения ученики обычно стремятся завуалировать его, что говорит или о нежелании обидеть учителя, или о боязни выразить ему свои реальные чувства. Анекдоты дают школьникам возможность выплеснуть отрицательные эмоции и одновременно обособиться в своей субкультуре.
Детский школьный юмор бытует как в устной, так и в письменной форме. Надписи на партах как письменный жанр школьного фольклора в последние годы становится менее распространенным, так как во многих школах ведется успешная борьба с такого рода словотворчеством, а вот у студентов он более популярен. Из устных жанров первое место по распространенности занимают анекдоты. Чтобы разобраться в школьном фольклоре, надо изучить, на что направлена детская школьная сатира. В зависимости от предмета юмора и сатиры можно выделить несколько групп этих забавных и острых детских рассказов.
Типология школьных анекдотов
Школьные анекдоты часто моделируют ситуации из жизни учеников, где абсурдность и преувеличение граничат с реальными условиями и обстоятельствами. Благодаря изучению анекдотов можно увидеть внутренний мир ребенка, его отношение к учебному процессу, к себе, к учителям и родителям, проследить его позицию, увидеть, что его обижает, где происходит непонимание, а также помочь учителю увидеть себя таким, каким его видят дети, и при необходимости внести коррективы в организацию педагогического процесса. Нами была создана классификация школьных анекдотов. За основу мы взяли тематику анекдотов, то есть проблемы, актуальные для учеников в школе и в отношениях с родителями дома, хотя в некоторых анекдотах можно заметить не одну, а несколько тем при какой-либо доминирующей.
1. Ребенок не хочет учиться, а учитель или родители заставляют его.
Учительница музыки на уроке: «Вовочка, веди себя прилично, а то скажу твоим родителям, что у тебя талант!»
– Петров, почему ты так плохо учишь английский язык?
– А зачем?
– Как зачем? Ведь на этом языке говорит половина земного шара!
– И разве этого мало?
В таких анекдотах отражена основная ошибка многих родителей и учителей – замена общения командой и контролем. Требовать и контролировать, конечно, нужно, но ребенок должен чувствовать в первую очередь поддержку. Кроме того, ему нужна информация, на основе которой он сам мог бы принимать правильные решения. Если же ребенку ничего не объясняют, а только инструктируют и контролируют его, то такая форма общения провоцирует на ответное сопротивление в самой разной форме (в духе «вам надо, вы и учитесь»). Нельзя заставить ребенка хотеть, а учиться без желания невозможно. Есть такая поговорка: «Можно лошадь силой привести к реке, но заставить силой пить – невозможно». Насилием сотрудничества не достичь, а познавательный интерес формируется еще в младенчестве, с узнаванием мира.
2. Требование, чтобы ученик имел такую же точку зрения, как учитель.
На уроке естествознания учительница показывает опыт – в колбу со спиртом кладет червяка, который через некоторое время перестает двигаться. Задает вопрос:
– Какой отсюда можно сделать вывод?
Вовочка:
– Пейте спирт – глистов не будет!
Сын приходит из школы и заявляет:
– Всё, в школу больше ни ногой!
– Почему?
– Читать я не умею, писать тоже, а разговаривать мне запрещают!
Как правило, учитель при авторитарном стиле руководства пренебрегает личным мнением учеников, контролирует их деятельность, настаивает на своем мнении, не утруждая себя аргументацией. Школьники имеют, как правило, свои представления об окружающем их мире и людях, поэтому они размышляют с точки зрения своих понятий. У них может быть ошибочное мнение, но на ошибках учатся, необходимо развивать умение доказывать, аргументировать, признавать свою неправоту. У детей своя особенная логика, которая может не совпадать с логикой учителя или родителей, с их мнением, но она имеет право на существование. Ребятам хочется быть понятыми, тогда и ошибку свою легче признать. Помните? «Счастье – это когда тебя понимают!»
3. Недостаточная профессиональная компетентность учителя.
Учитель опрашивает учеников:
– Иванов, ду ю спик инглиш?
– Чаво?
– Садись, три. Петров, ду ю спик инглиш?
– Чаво?
– Садись, три. Сидоров, ду ю спик инглиш?
– Йес, май тиче, ай спик инглиш вэри вэл.
– Чаво?!
Учительница раздраженно говорит ученикам:
– В сотый раз вам объясняю, что половина не может быть большей или меньшей, это две равные части! Но большая половина класса почему-то этого до сих пор не понимает.
Вовочка спрашивает у мамы:
– Мама, а консерватор – это тот, кто делает консервы?
– Нет, что ты! Это тот, кто учится в консерватории.
Таких незнающих учителей, какими показывают их дети в анекдотах, конечно, нет, но в подобных анекдотах проявляется детская реакция на нетактичные замечания в адрес детских ошибок. Если дети на уроке ведут себя плохо, это еще не говорит о том, что они невоспитанные, недисциплинированные, нелюбопытные. Это может означать, что урок конкретного учителя неинтересен, он не дает заданий, которые позволяли бы детям открыть для себя что-то новое, не может зажечь огонь в сосуде.
4. Двойная этика и необоснованная требовательность.
Учительница раздала тетради после проверки диктанта. Вовочка подходит со своей тетрадкой к учительнице и спрашивает:
– Мария Ивановна, я не понял, что вы тут внизу написали!
– Я написала: «Сидоров, пиши разборчиво!»
Родители или учителя часто требуют от детей того, что сами не могут выполнить. Они не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют к детям, не могут служить примером для ребят. Дети не могут оставить данную несправедливость без внимания, но и изменить ситуацию не могут, следовательно, пытаются отнестись к ней с юмором.
5. Насильственные методы воспитания и обучения.
Вовочка делится с соседом по парте:
– Вчера отец меня два раза выпорол.
– За что?
– Первый раз, когда я показал ему дневник, а там такие оценки, такие записи! А второй – когда он понял, что это его старый дневник.
Приходит в класс новый учитель литературы и говорит:
– Кто будет выражаться нецензурными словами или портить нашу речь, получит в рыло без всяких базаров.
Мы уже отмечали, что заставить детей учиться невозможно, не навредив их психике. Насилие рождает сопротивление, ложь, ненависть к тому, кто осуществил это насилие. Но сегодня в педагогической практике часто встречаются такие ситуации, когда учителя и родители применяют насильственные методы воспитания и обучения, используя как моральное унижение, так и физические наказания. Эти трагичные ситуации дети предпочитают представить с юмором для облегчения переживания и получения сочувствия, для подтверждения, что подобное происходило и с другими (даже с их родителями), значит, они и не хуже других.
6. Стремление детей схитрить как уход от несправедливости.
– Папа, – говорит Вовочка, – я должен тебе сообщить, что завтра в школе состоится маленькое собрание учеников, родителей и учителей.
– Что значит – «маленькое»?
– Это только ты, я и классный руководитель.
В лавку входит гимназист лет девяти и обращается к купцу со следующими словами:
– Полфунта сахара ценой 16 коп. за фунт, полфунта масла ценой полтора рубля за фунт, полфунта сыру ценой 60 коп. за фунт, полфунта кофе ценой 70 коп. за фунт. Если я вам дам монету в 10 руб., сколько вы дадите мне сдачи?
– 8 руб. 52 коп., – ответил купец, написав и сосчитав все это предварительно на бумаге.
– Будьте любезны, дайте мне этот счет: это – моя задача по арифметике на завтра, я ее спишу дома. А товару мне не надо!
Так как учитель, родители, олицетворяют собой власть, а ребенок не может ей препятствовать, он вынужден подчиняться, поэтому дети ищут пути ухода от нежелательной ситуации. Ожидаемое страдание заставляет детей врать, изворачиваться, избегая грозящей неприятности. Это унизительно, а смех может хоть немного скрасить тяжкие обстоятельства. Неконструктивно, когда стремление избежать несправедливого, унизительного или излишне жесткого наказания толкает ребенка на новые проступки, иногда еще более недостойные.
7. Взрослые не знают или не учитывают закономерностей развития детей, психологических особенностей возраста.
Мальчик-первоклассник спрашивает у своего папочки-математика:
– Пап, а пап! Как пишется цифра 8?
Папочка, не отрываясь от формулы:
– Бесконечность, развернутая на пи пополам...
Бабушка говорит маленькому внуку, показывая на машину:
– Вовочка, смотри: бибика!
– Ты что, бабуля, это же джип Nissan patrol 4x.
Завышение или занижение возможностей детей доставляет им неудобство в достижении взаимопонимания и решении задач, поставленных перед ними взрослыми. Кроме того, завышенная требовательность формирует неуверенного в себе ребенка-неудачника, а заниженная вредна, потому что не стимулирует, а задерживает развитие ребенка или показывает вместе с примитивными требованиями ограниченность знаний взрослого. Учитывая возрастные особенности детей, требования и задания надо соотносить с зоной ближайшего развития ребенка.
8. Современные тенденции развития общества.
Сельской малокомплектной школе требуется учитель на одну ставку, но широкого профиля: математик, химик, физик, физкультурник и музыкант. Высшее образование желательно.
Средней школе № 2 требуется учитель географии со своей зарплатой.
Это проблемы сельских школ, а именно большая разница в уровне знаний, получаемых учениками в сельской школе и в крупных городах, нехватка учителей, проблемы, связанные с низкой заработной платой учителей. Здесь появляется юмор больше с оттенком понимания, поддержки, сочувствия учителям. Конечно, детский юмор не решит вопроса, но если об этом говорят даже в школьных анекдотах, видимо, данная проблема обострилась до предела и требует внимания со стороны общества и государства.
9. Самокритика.
В камере хранения
Примите, прошу, на хранение
Дурное мое настроение,
Уроки учить нехотение,
Хотенье болтать ерунду.
Готов заплатить за хранение,
Накиньте еще за продление,
Но верьте мне – для получения
Навряд ли, пожалуй, приду…
Причины опозданий
Во вторник подвела постель –
Не мог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель,
В нем был банан –
Пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
В юмористических стихотворениях, созданных школьниками и детскими поэтами, отражены такие же проблемы и ситуации, как и в школьных анекдотах. Этот вид школьного фольклора больше направлен на недостатки самих учеников и показывает, что они сами их осознают, но не всегда могут справиться со своими проблемами. Ребенок, осознавший свои ошибки, недостатки, проблемы, нуждается в помощи, так как он сам от них страдает, но не имеет достаточного опыта для выхода из ситуации. В этих случаях детям необходимы поддержка, понимание со стороны взрослых.
10. Стремление детей изменить идеализированный взрослыми учебно-воспитательный процесс.
– Папа, – спрашивает Вовочка, – почему у тебя нет машины?
– Нет на машину денег. Вот ты не ленись, учись получше, станешь хорошим специалистом и купишь себе машину.
– Папа, а почему ты ленился в школе?
Дети часто выступают против родительского пафоса, идеализации себя, отрепетированных открытых уроков, против показного воспитания родителей. У них возникает желание нарушить этот официальный мир, разрушить созданный взрослыми идеал учебно-воспитательного процесса, его искусственный блеск и иллюзорность. Показное воспитание и искусственный лоск, создаваемый некоторыми педагогами, не привлекают, а отталкивают детей от взаимодействия со взрослыми.
Как не стать героем анекдотов
Школьный фольклор нельзя ни отменить, ни запретить. Но его надо знать и использовать это знание для усовершенствования педагогического процесса. Учителю желательно прислушаться к юмористической критике абстрактных, существующих лишь в анекдотах коллег, с тем чтобы не повторять в своей практике их преувеличенные ошибки.
Нельзя знать о явлении школьного фольклора как о скрытой оценке педагогических ошибок и выходе отрицательных эмоций учеников и делать вид, что нас это не касается. Такое молчаливое согласие лишь укрепит в детях стремление отстаивать свои интересы исподтишка, недостойным образом смеяться за спиной. Что же делать?
Рассмотрев различные жанры школьного фольклора, стоит назвать его основные функции:
• функция оценки (выражение своего отношения к школе, учителям, своего эмоционального состояния);
• функция сплочения (средство обособления в своей ученической субкультуре);
• функция противостояния власти (снижают статус авторитарного учителя, «уходят, освобождаются» от его власти).
Анекдоты не во всех школах одинаково популярны, не про всех учителей дети рассказывают сатирические истории. Необходимо заметить, что не каждый школьник знает и пересказывает различные жанры школьного фольклора. Школьный фольклор охватывает не все детские сообщества. Это подтверждают и данные, полученные нами в ходе опроса. Из опрошенных нами студентов 72,5% респондентов имеют представление о школьном фольклоре, им нравилось рассказывать анекдоты; 27,5% опрошенных студентов, учась в школе, не рассказывали анекдоты или сатирические истории на школьную тематику, не пользовались прозвищами учителей и называли их по имени и отчеству или по фамилии даже между собой.
Возникает целый ряд вопросов. Например, почему школьный фольклор бытует не всюду; почему в одних школах это явление пользуется популярностью, а в других есть лишь фрагменты школьной фольклорной традиции; каковы причины распространения анекдотов среди учеников. Вероятно, это зависит от педагогического коллектива школы, от статуса школы, от стиля взаимоотношений детей и взрослых, от общей атмосферы в учебном заведении. Есть школы и учителя, с которыми складываются деловые партнерские отношения. В ситуации взаимодействия на основе доверия, понимания и уважения все спорные вопросы решаются в диалоговой форме. В таких условиях гуманизм и уважение к личности ребенка не только декларируются, а пронизывают учебно-воспитательный процесс: у ребенка есть право на ошибку, право на свою точку зрения и возможность изменить ее, у учителя есть право и возможность на авторитет и уважение.
Если учитель хочет достичь наилучших результатов обучения и воспитания, то он должен стремиться к диалогу с учениками. Умение строить диалог с учетом дидактических и воспитательных целей обучения – показатель уровня профессионализма учителя. Педагогу следовало бы наблюдать за собой со стороны, анализировать свои действия, улавливать малейшие изменения в поведении детей. Все это может сделать процесс получения обратной связи более информативным и, следовательно, эффективным. Главное – учитель может организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребята имели возможность высказать свое мнение, отстаивать собственную позицию, вносить свои замечания и предложения, не боясь при этом плохого отношения со стороны педагога или занижения оценок.
Зоркому юмористу с последней парты всегда видна показная важность, видно, как в строгости вот-вот может задохнуться даже самый властный учитель. Дети всегда выступают за справедливую требовательность. Но они еще только учатся сочетать права и обязанности, здесь нужна помощь и поддержка. И еще: не стоит говорить детям о своей значимости, важности, авторитетности. Лучше постараться работать так, чтобы отклик вы прочитали в глазах напротив. Если кто-то хотел бы получить рецепт-панацею, он прост: надо знать и любить свое дело и уважать тех, с кем работаешь!
Анекдоты про школу
После экзамена:
– Сдал?
– Да, сдал, кажется...
– А что спрашивали?
– Да я не понял, на английском же спрашивали...
Урок литературы.
Учитель спрашивает:
– Ну что, дети, вы прочитали «Войну и мир»?
Молчание...
Один парень поднимается с места, с ошарашенными глазами спрашивает:
– А ее чё, читать надо было???
Учитель:
– Ну, да...
– А я переписал!!!
Учитель спрашивает класс:
– Дети, какая птица не вьет гнезд?
– Кукушка, – отвечает Вовочка.
– Почему?
– Потому что она сидит в часах.
– Как дела в школе, сынок? – спрашивает отец Вовочку.
– Я с отцом двоечника не разговариваю.
Мать спрашивает Вовочку:
– Вовочка, что-то я не вижу твоего школьного дневника?
– А его Васька взял, родителей попугать.
Учитель задал Вовочке написать дома 100 раз: «Больше никогда не буду говорить учителю «ты».
На следующий день учитель проверяет тетрадь, смотрит, а Вовочка написал не 100, а 200 раз это предложение.
– Я же тебе задал не 200, а 100 раз написать, зачем ты это сделал больше? – спрашивает учитель.
– Чтобы тебе было приятнее, – отвечает Вовочка.
Приезжает педагогическая комиссия в школу для даунов.
Задают вопросы:
– Петечка, сколько будет 2x2?
– Пять тыщ!
– Неправильно. Машенька, сколько будет 2x2?
– Вторник!
– Неправильно, Вовочка, может, ты знаешь, сколько будет 2x2?
– Четыре!
– Правильно, Вовочка, а как ты догадался?
– Элементарно. Пять тыщ минус вторник!