Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Сценарии

Классный час

Марина Бондаренко ,
методист ДЮЦ, руководитель детского интеллектуального движения «Игра», г. Краснодар

На поиски клада

Игра-­загадка для школьников младшего и среднего возраста

Совмещение интеллектуального содержания, основанного на знании сказок и фольклора, и увлекательной приключенческой формы сделает предложенную игру, интересной и познавательной для школьников, поможет учителю необычно организовать досуг ребят и одновременно провести упражнения на развитие памяти, логики и образного мышления.

 

Участники: ведущий, неограниченное число команд-участниц.

Предварительная подготовка: территорию, на которой будет проходить игра, необходимо разделить на 10–15 участков. Каждый участок обозначается табличкой с номером. На одном из них прячут клад. Для облегчения работы в самом квадрате с кладом желательно сделать несложное задание-подсказку: например, если клад спрятан в вестибюле возле стойки с цветами, то подсказкой будет слово «цветок».

Описание игры: каждая команда получает карту, на которой отмечены границы участков и их номера, и комплекты карточек (листов) с заданиями и формулами расчетов. Задача команд: как можно быстрее правильно выполнить предложенные задания, рассчитать по формулам верный квадрат поиска и отыскать клад.

Основная формула

Общая формула, по которой рассчитывается квадрат поиска клада, выглядит так:

К = М + Н - О

Формулы, по которым рассчитываются ее составляющие, складываются из правильных ответов на предложенные задания.

Лист М (по сказкам Х.К. Андерсена)

М = А : Б + В х Г – Д + Е

Вместо букв в формулу нужно подставьте числа, соответствующие правильным ответам.

А. Какую мелодию играл котелок в сказке «Свинопас»?

4. «Во поле березка стояла»

7. «Спят усталые игрушки»

9. «Ах, мой милый Августин!»

Б. Что делали при разговоре придворные дамы для того, чтобы их голос был похож на соловьиные трели?

1. держали в зубах соловьиное перо

2. зажимали нос прищепкой

3. набирали в рот воды

В. Двадцать пять оловянных солдатиков были сыновьями старой оловянной

4. ложки

5. миски

8. пряжки

Г. Старая штопальная игла возомнила себя

1. шпилькой

2. брошкой

6. вязальной спицей

Д. Чтобы спасти братьев, Элиза плела рубашки из

4. колючей шерсти

7. мягкого льна

9. жгучей крапивы

Е. У Оле Лукойе было два зонтика. Один черный, а другой…

2. с кружевными оборками

3. с пестрыми заплатками

6. с цветными рисунками

Лист Н

Н = А : (Б + В) + Г : Д – Е

Для выполнения этого задания необходимо решить сказочные примеры и подставить их значения в формулу вместо букв.

А. Количество голов у Тяни-Толкая умножить на количество подземных королей из книги Волкова.

Б. От длины удава в попугаях отнять количество братьев Царевны Лебеди.

В. Количество колес у машины, придуманной Шурупчиком, разделить на стоимость билета в кукольный театр.

Г. К количеству золотых, подаренных Буратино Карабасом Барабасом, прибавить количество лепестков у волшебного цветка.

Д. Число братьев-месяцев, помогавших бедной девочке, разделить на количество хвостов у тигрокрыса.

Е. Количество тюфяков, положенных поверх горошины, разделить на количество перин, положенных поверх той же горошины.

Лист О

Сосчитайте, сколько всего букв «О» в ответах следующих заданий.

1. Эта птица отличается умом и сообразительностью.

2. Киплинг назвал ее «первым другом человека».

3. Волшебник-недоучка хотел сделать грозу, а получил ее.

4. Ее папу, если верить сказкам, звали Патрикеем.

5. В шубе богатой, а сам слеповатый. Живет без оконца, не видывал солнца.

6. Этот зверек может добывать драгоценности из орехов.

Подсказка

Отгадайте загадки, выпишите из ответов буквы, номера которых указаны в конце задания и сложите из них подсказку.

1. Поля стеклянные, межи деревянные. 1

2. Без рук, без ног, а деревья гнет. 3

3. По морю идет, до берега дойдет, а там пропадет. 1

4. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. 6

5. Голубой шатер весь мир накрыл. 2

6. Земля есть, а пахать нельзя, моря есть, а плыть нельзя, дороги есть, а ходить нельзя. 1

Ключи

Лист М

А – 9, Б – 3, В – 4, Г – 2, Д – 9, Е – 6

М = 9 : 3 + 4 x 2 – 9 + 6 = 8

Лист Н

А=2?7=14, Б=38–33=5, В=8:4=2, Г=5+7=12, Д=12:2=6, Е=12:12=1 Н=14:(5+2)+12:6–1=3

Лист О

1 – гОвОрун, 2 – сОбака, 3 – кОза, 4 – лиса, 5 – крОт, 6 – белка. О=5.

Основная формула

О= 8 + 3 – 5 = 6

Подсказка

Окно – О, ветер – Т, волна – В, ножницы – Ц, небо – Е, карта – К

ЦВЕТОК

TopList