Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Идеи

Работа с учениками

Елена Заикина ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Златоуст, Челябинская обл.

Жизнь зависит от нас

Формирование экологической ответственности

Экологическое воспитание может стать одной из важных задач в системе работы классного руководителя. В своих отношениях с природой мы неизбежно сталкиваемся с проблемой нравственного выбора. С одной стороны, мы используем и изменяем природу для того, чтобы удовлетворить наши потребности в пище, воде, жилье, одежде. С другой – мы неизбежно наносим природе вред, который, в конечном счете, разрушает стабильность экосистемы. Это – хорошая тема для разговора на классном часе, особенно в преддверии лета.

 

Каждый монах дзен-буддийского монастыря носит с собой веничек,
которым отметает от себя насекомых,
чтобы случайно не наступить на кого-нибудь из них.
Ведь он уважает жизнь даже самых мелких существ.

Э.Вайцзеккер, известный европейский специалист по охране окружающей среды, считает, что «мы вошли в столетие окружающей среды, хотим мы этого или нет. В этом столетии каждый, кто считает себя реалистом, должен оценивать свое поведение тем вкладом, который он внес в сохранение окружающей среды». Экологическое образование необходимо для того, чтобы люди становились более осведомленными, информированными, нравственными, ответственными и требовательными и могли принимать индивидуальные и коллективные решения местного и глобального уровня для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

И.В. Цветкова выделила четыре уровня сформированности нравственно-экологической позиции у детей.

1. Негативно-деструктивная позиция характеризуется агрессивными проявлениями по отношению к природе, жестоким обращением с животными и растениями, ученики отказываются выполнять экологические правила.

2. Для школьников с равнодушно-созерцательной позицией свойственны ограниченные эмоциональные проявления во взаимодействии с природой, у них слабо выражена потребность в общении с животными и растениями, выполнение экологических правил воспринимается ими как требование взрослых.

3. Пассивно-сочувственная позиция проявляется у детей с более богатым опытом общения с природой. Такие учащиеся испытывают затруднения в установлении эмоционального контакта с природными объектами и в проявлении чувств, готовы к выполнению правил поведения в природе.

4. Школьники с активно-добротворческой позицией испытывают потребность в общении с природой, легко вовлекаются в экологическую деятельность, осознают свою способность изменять окружающий мир, способны к самоконтролю при выполнении правил поведения в природе.

Задача педагога – сформировать у своих воспитанников активно-добротворческую позицию. Выделим конкретные воспитательные задачи, которые помогут классному руководителю спланировать работу по формированию ответственного отношения к природе, и проиллюстрируем эти задачи формами организации внеклассной деятельности школьников (см. табл. 1).

Таблица 1

Воспитательные задачи и педагогические способы их реализации

Воспитательные задачи Способы их реализации
Потребность общения с природой Выходы на природу, содержание домашних животных, участие в биотехнических мероприятиях, тренингах
Интерес к изучению природы родного края Посещение краеведческого музея, встречи с работниками национальных парков, экологических фондов, с краеведами, сбор архивного материала, составление краеведческих сборников, участие в конкурсах фотографий и видеосюжетов, разработка презентаций, походы, экспедиции
Интерес к познанию законов природы Дидактические игры, просмотр фильмов, участие в конкурсах, викторинах
Потребность в защите природы Встречи с интересными людьми, изучение природы родного края, проектная деятельность, участие в акциях, ролевые игры
Накопление социально значимого личного опыта поведения Участие в экологических акциях, проектная деятельность
Формирование оценочных суждений Мониторинг состояния окружающей среды, решение ситуативных задач
Осознание ценности природы Игровая деятельность, решение познавательных задач
Участие в биотехнических мероприятиях Деятельность по улучшению состояния природной окружающей среды
Сохранение здоровьесберегающей среды Участие в практикумах, тренингах

Диагностика

Планируя работу по экологическому образованию, следует учитывать различные уровни сформированности ответственного отношения на разных возрастных этапах, динамику отношения каждого ребенка к природе. Для этого необходима диагностика.

Методика «Эзоп»

Для изучения типа экологической установки можно воспользоваться методикой «Эзоп». В ней изучаются следующие основные установки. Личность воспринимает природу:

• как объект красоты – эстетическая установка (К);

• как объект изучения – когнитивная установка (И);

• как объект охраны – этическая установка (О);

• как объект пользы – прагматическая установка (П).

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Эти слова отобраны как наиболее характерные ассоциации, возникающие у людей с четко выраженным доминированием соответствующей установки. Четыре слова соответствуют четырем типам установок, пятое предназначено для отвлечения внимания («мусорные» слова).

Исследование установки проводится в устной форме, на бланке фиксируется только ответ. В качестве ответа записывается одно слово. Отвечать надо быстро. Чаще у школьников существует не один, а два преобладающих типа установки.

1. ЛЕС поляна (К) муравейник (И) заповедник (О) дрова (П) песок
2. ЛОСЬ следы (И) лесник (О) трофей (П) камни рога (К)
3. ТРАВА поливать (О) силос (П) кора роса (К) стебель (И)
4. ОЗЕРО улов (И) шерсть острова (К) моллюск (И) очищать (О)
5. МЕДВЕДЬ паутина хозяин (К) малина (И) редкий (О) шкура (П)
6. ДЕРЕВО осень (К) кольца (И) вырастить (О) мебель (П) сено
7. БОЛОТО головастик (И) заказник (О) торф (П) яблоко туман (К)
8. УТКА запрет (О) жаркое (П) рассвет (К) ветка кольцевание (И)
9. РЫБА жабры (И) серебристая (К) нерестилище (О) жарить (П) перо
10. САД берлога цветущий (К) опыление (И) ухаживать (О) урожай (П)
11. БОБР ловкий (К) резцы (И) расселение (О) шуба (П) грибы
12. ПРИРОДА красота (К) изучение (И) охрана (О) польза (П)

Обработка результатов

Каждый ответ сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество ответов каждого типа установки суммируется (например, К – 7 ответов, И – 0 ответов, П – 3 ответа). После подсчета голосов присваивается ранг. Если ученик набрал более 3-х «мусорных» слов, то результаты не учитываются. Интересно сравнить результаты ответов с 1-го по 11-й вопросы с последним прямым вопросом.

Анкетирование

Метод анкетирования также используется при диагностике. Нужно прочитать вопрос и выбрать один из ответов (да, нет, по-разному), полученные баллы в конце работы сложить. По количеству набранных баллов можно определить отношение учеников к природе (см. табл. 2).

Таблица 2

Вопросы Да Нет По-разному
1 Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? 2 0 1
2 Делите ли вы природные предметы на привлекательные и непривлекательные? 0 2 1
3 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2 0 1
4 Заслуживают ли внимание окружающая среда и происходящие в ней явления? 2 0 1
5 Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? 2 0 1
6 Все ли в окружающей природе вас интересует? 2 0 1
7 Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? 2 0 1
8 Цените ли вы разнообразие в природе? 1 2 0
9 Влияет ли природа на ваше настроение? 2 0 1
10 Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас отдельные объекты природы или явления? 1 0 2
11 Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда кто-то наносит ущерб природе? 2 0 1
12 Любители вы читать описания природы в книгах? 2 0 1
13 Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? 2 0 1
14 Влияет ли природа на ваше поведение? 2 0 1
15 Часто ли вы отдыхаете среди природы? 1 2 0
16 Приходилось ли вам вольно или невольно вредить природе? 0 2 1
17 Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? 2 0 1
18 Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? 0 2 1
19 Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1–5-х классах? 2 0 1
20 Или в более старшем возрасте? 0 2 1
21 Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений? 2 0 1
22 Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? 2 0 1
23 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природными материалами? 2 0 1
24 Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за природой? 2 0 1
25 Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? 2 0 1

Интерпретация результатов анкетирования

Менее 20 баллов. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира.

От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Старайтесь найти в природе привлекательные для вас стороны.

От 30 до 39 баллов. Некоторые выбранные ответы свидетельствуют о том, что не все благополучно. Активнее выступайте в защиту окружающей среды.

Свыше 40 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно.

Продолжи фразу

Для диагностики можно воспользоваться заданиями типа «Продолжи фразу».

Вариант 1

Когда я вижу разрушение экосистемы, я чувствую...

Когда я осознаю, что я часть естественных процессов, а не сторонний наблюдатель...

Когда я представляю, какой будет природа в следующем поколении...

Для того чтобы улучшить экосистему, я делаю... я буду делать...

Вариант 2

Если человечество не поймет свое кровное родство и связи с природным окружением...

Если человечество не избавится от беспечности...

Если человечество не откажется от потребительского отношения к природе...

Если у человечества не будет сформирована новая система ценностей...

Формы работы

Дискуссионные вопросы

Метод педагогического наблюдения не теряет своей актуальности и правдивости. Отношение ребенка к природе лучше всего наблюдать при непосредственном общении с природными объектами, при выполнении трудовых дел. Можно создать ситуацию, когда школьники высказывают свое мнение, выражая отношение к экологическим проблемам. Для этого подбираются дискуссионные вопросы.

• В современных социально-экологических и политических условиях в России экологические проблемы не могут быть решены.

• Экологические проблемы чаще возникают по вине отдельных лиц, а не из-за несовершенства законодательства.

• Действия человека, разрушающие или изменяющие среду обитания, являются нарушением прав других людей.

• За загрязнение окружающей среды отвечает прежде всего правительство.

• В решении локальных экологических проблем главную роль играют сами жители.

• Решение экологических проблем экономически очень затратно, поэтому проблемы решить невозможно.

Держи глаза открытыми

На прогулке (в походе) во время привала дайте ученикам задание:

1. Какие предметы красного цвета вы встретили?

2. Каких животных вы видели во время движения в лесу?

3. Какие цветущие растения вы видели?

4. Какие предметы неприродного происхождения вы увидели?

5. Что вас удивило?

6. Какой предмет показался вам самым красивым?

Самых наблюдательных детей можно наградить.

Права природы

На уроках обществознания ученики знакомятся с правами человека. Другие живые существа, видимо, тоже имеют права. Предложите детям составить список прав животных.

Великие о природе

Предложите школьникам высказать свое мнение о словах великих людей:

Человек – венец природы (Ч.Дарвин).

Человек – есть либо еще не установившееся животное, либо «халтура» природы (А.Шопенгауэр).

Человек – самая слабая в природе тростинка, но эта тростинка мыслящая (Б.Паскаль).

Природу может спасти только любовь (Ж.Дорст).

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды (Д.С. Лихачев).

Экологическая пропаганда

Из приведенного перечня надписей на плакатах выберите ту, которая, на ваш взгляд, лучше других воздействует на людей.

• Сорить запрещено! За нарушение – штраф!

• Сорящий портит лес своим присутствием.

• Зайчата и бельчата хотят жить в чистом лесу.

• Благодарим за соблюдение чистоты.

• В июне загрязненность парка уменьшилась вдвое. Мы благодарим вас за соблюдение чистоты.

Ситуативные задачи

1. Отдыхающих одного из двух палаточных лагерей постоянно беспокоили медведи. В другом лагере все было спокойно. В обоих лагерях тщательно обжигали консервные банки, а отходы сжигали на костре. Объясните причины нашествия медведей.

2. Группа туристов-новичков остановилась в лесу на обед и разожгла костер. Когда туристы уходили, пошел сильный дождь. Руководитель группы сказал, что костер можно не тушить. Какую ошибку он допустил?

3. Однажды школьники отправились в поход. На привале двое ребят обнаружили полянку необычных цветов. Они стали рвать их, чтобы показать другим детям. Можно ли так делать?

Фото А.Козина

TopList