Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Идеи

Работа с родителями

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

От конфликтов – к сотрудничеству

Родители и классный руководитель

Был день родительских собраний в школе.
Из одного класса выходит возбужденная учительница:
«Господи, как они мне надоели…»

 

Причины непонимания

Конфликтное (или конфронтационное) пространство существует в каждой школе: в одной – меньше, в другой – больше. К сожалению, полностью от него избавиться почти невозможно, потому что школа призвана соединять разнонаправленные интересы разных субъектов образования: детей, их родителей, педагогов, администрации, вышестоящей системы управления. В этой сложной деятельности всегда кто-то ущемлен и недоволен.

Общеизвестно, что с родителями всегда трудно, с ними надо уметь ладить (вообще, педагог – это человек, который умеет ладить и взаимодействовать со всеми; это его основная профессиональная черта, иначе школа вправе ставить вопрос о профессиональном несоответствии). Конечно, не все так просто, ведь родители даже порой в большей мере, чем дети, требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие пути, помогающие снять многие проблемы.

Конфронтационное отношение любого родителя к школе начинается с критического отношения педагогов к его ребенку. Учителю кажется нормальным открыто говорить о недостаточности прилежания, проблемах поведения и учебных недоработках конкретного ребенка. Но для родителя – это удар по самолюбию, сразу отбрасывающий его в оппозицию и настраивающий против педагога: на работе у родителей свои проблемы, проблемы часто и в семейных отношениях, а тут еще школа со своей неудовлетворенностью по поводу большинства детей.

В результате из-за отметок и разговоров об эффективности обучения часто унижается достоинство детей и родителей. Выслушивая неудовольствие и жалобы учителя, родитель наполняется еле сдерживаемой обидой, раздражением, которые направляются на ребенка. Так педагог становится первопричиной непедагогических действий другого взрослого. И уж точно – повышения давления…

Опыт показывает, что одним из условий снятия конфликтов на всех уровнях становится культурный уклад школы в целом и каждого класса в отдельности. Он – главное, что помогает становлению и последовательному развитию в школах демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества. Речь идет в конечном счете о продолжении традиций общественно-государственного управления школой, на базе которого и может реально осуществляться широкое и открытое сотрудничество педагогов и родителей, их партнерство и союзничество.

Основной принцип преодоления конфликтности – устойчивая практика совместных действий. Этого никто отрицать не будет. Вопрос в том, на что нацелить участие родителей. На наш взгляд, многие педагоги совершают ошибку, выстраивая свои отношения с родителями почти исключительно на внимании к учебе детей, их недочетах, плохом поведении и оплошностях.

Первое правило классного руководителя – никогда ни при каких обстоятельствах не начинать разговор с родителем с жалобы на ребенка или подростка, что бы тот ни делал. Жалобы или претензии могут высказываться в тактичной форме пожелания, только когда сам родитель заведет об этом разговор.

Отсюда второе правило: все отношения с родителями должны выстраиваться вокруг уклада жизни класса и школы. Проблемы успеваемости должны быть вторичными. Лишь выстраивая совместно событийность жизни сообщества, можно решать проблемы успешности в учебе всех детей.

Так мы предельно уменьшаем конфликтное пространство в детско-взрослом сообществе.

Залог успеха

Как вместе с родителями (прежде всего – с родителями «проблемных» детей) строить атмосферу доверия, дружбы и сотрудничества? Здесь возможны разные приемы, например:

– все родители – равноправные члены сообщества, без их участия не обходится ни одно событие в классе;

– родители наравне с детьми участвуют в планировании и проведении всех мероприятий жизни класса;

– все родители образуют родительский клуб класса, это помогает взрослым сдружиться (уводит их от практики разделения на родительский актив и пассив) и согласовать свои взаимоотношения с детьми;

– классный руководитель и родители (а возможно, и подростки-старшеклассники) создают в Интернете свой блог – это помогает оперативно решать многие вопросы;

– на классные и общешкольные культурные акции и события зовут каждого родителя персонально, с помощью сделанных детьми приглашений;

– каждая семья получает Календарь классных и школьных событий;

– постоянно, путем регулярных опросов, собираются мнения взрослых по тем или иным вопросам;

– в ходе обсуждения проблем выявляются предпочтения (рейтинги существующих мнений);

– совместно определяются проблемы и приоритеты развития детско-взрослого сообщества;

– решения принимаются на основе учета мнения всех участников обсуждения и достижения общей договоренности, консенсуса;

– признаются права родителей выражать собственное мнение и влиять на принятие решений;

– родители имеют право защищать своих детей перед общим собранием сообщества, но не во вред другим детям;

– родители наравне с педагогами и детьми участвуют в открытой экспертизе школьного уклада (состав экспертных групп постоянно обновляется).

Второй важный вопрос: от чего надо уходить, строя равноправные отношения с родителями?

В школьной практике есть попытки развести родителей и педагогов по разные стороны отношения к ребенку. Особенно часто это сопутствует конфликтным ситуациям между учителем и ребенком. Сегодня постоянно говорят о том, что подростки стали грубы, агрессивны и распущенны, что они могут даже оскорблять учителя, а учитель остается беззащитным.

Такие случаи происходят там, где классный руководитель вместе с детьми и родителями не смогли создать детско-взрослое сообщество, где учителя часто действуют по традиционным схемам и трафаретам формального руководства детьми, предоставления некоторых властных полномочий родительскому комитету и якобы просветительской работы с остальными родителями.

В подобных ситуациях надо продолжать идти только по пути воссоздания дружеской атмосферы в классе, снимая все конфронтационные моменты взаимоотношений не путем нотаций и тяжелых разговоров на заседаниях родительского комитета, а в совместной творческой деятельности. Она может быть какой угодно разнообразной: постановкой оригинального спектакля, организацией в классе КВН, трудного похода, шефской акции для подшефного детского сада или детского дома, обустройством спортивной площадки или любым другим коллективным делом. В инициативной деятельности надо создать условия для успешного проявления сил и умений каждого ребенка и родителя. Это поможет разрешить конфликтные ситуации.

Кризис отношений

Возведение профессиональной границы между учителем и родителем вместо создания общего поля заботы о развитии детейсоздает искусственную ситуацию «мертвой зоны» для любых попыток анализа педагогических ошибок и неудач.

Отдавая право на рефлексию и анализ только активистам, только одному из субъектов образования (например, администрации как третейскому судье), школа умаляет права других – учащихся и родителей. Конечно, родители и учителя – профессионалы в разных областях, но это не основание для ограничения права родителей анализировать те или иные школьные ситуации, в которые включен их ребенок, и влиять на принимаемые решения. Полная зависимость родителей от школы и ограничение их прав – показатель авторитарных отношений в школе, где общественные связи строятся на запретительных либо специально разрешительных принципах.

Ограничение прав родителей на основе их якобы «некомпетентности» – типичный корпоративный подход и одна из преград на пути реального партнерства классного руководителя и родителей.

В то же время ситуация в некоторых школах такова, что можно говорить о кризисе существующих типов отношений между учителями и родителями. Распространены либо нормы администрирования, либо в лучшем случае – просветительства, но не демократические нормы сотрудничества. Это подтверждает распространенный формальный стиль общения учителей с родителями через дневниковые «указания», что давно уже стало темой для анекдотов.

Демократизация на уровне школы должна сегодня связываться с установкой педагогов и администрации на открытое, широкое и паритетное участие субъектов образования в соуправлении, с их конкретным совместным участием в делах школы.

Конечно, можно возразить и привести контрдоводы: во-первых, школе особенно и некогда этим заниматься, поскольку система управления ставит перед ней задачи повышения качества обучения; во-вторых, родители также заняты своим делом и перекладывают заботы о воспитании детей на школу. Поэтому педагоги и родители не находят точек соприкосновения.

Эта оппозиция лишает подростков практики сотрудничества, не дает им навыка продуктивных взаимоотношений. Не имея опыта дружеского сотрудничества, они начинают строить отношения с родителями и учителями на основе агрессии, асоциального самоутверждения и конфликта. Так получается заколдованный круг, в некоторых школах приводящий к одиозным случаям драк, рукоприкладства и взаимных оскорблений, а отношение к родителям определяется числом их вызовов в школу и записями в дневнике, призывающими воздействовать на ребенка (а это расписка в учительской беспомощности!).

До сих пор сохраняются педагогические стереотипы: «Школа и учитель всегда и во всем правы». С этих позиций школа продолжает выстраивать отношения с родителями. Далеко не все педагоги готовы принять новую для современных социально-экономических условий установку: «Родитель и ученик правы». Большинство учителей озадачены проблемой потери собственного достоинства, которое видится им вне связи с достоинством родителя и ребенка.

В школе формально существуют органы родительского самоуправления, однако они часто являются «карманными», управляемыми и не играют реальной роли. Такая ситуация создается там, где администрация умело имитирует деятельность, используя соответствующую риторику. На деле решения в школе принимаются келейно, их выполнение поручается доверенным родителям, участие детей в соуправлении непостоянно и носит в основном игровой характер. Педагоги опираются исключительно на лидеров. В этих условиях даже введение «сверху» норм общественного контроля сделает подобный контроль имитацией.

Родители имеют возможность выбрать школу для своего ребенка. Но и в этом случае они остаются зависимыми от той системы образования и тех методов работы педагогов, которые приняты в школе. Появившиеся альтернативные школы и экспериментальные площадки (частные, авторские и специализированные школы и гимназии) в некотором смысле снимают это противоречие, но родители все же не могут влиять на содержание обучения, поскольку в школах не распространена практика принятия локальных документов, регулирующих взаимоотношения и взаимную ответственность педагогов, родителей и школьников.

Педагоги часто создают скрытые психологические ситуации конфликтов, традиционно определяя свою позицию в отношении родителей как руководящую. Учителя используют скрытые упреки и прямые обвинения в адрес родителей из-за поведения детей (и их «недостаточной воспитанности»), пытаются использовать авторитет родителей как элемент воздействия на детей, а поведение детей – как элемент воздействия на родителя, что порой выглядит как шантаж тех и других.

Тем самым учителя психологически отделяют себя от родителей. У последних возникает скрытое или искаженное чувство зависимости от мнения учителя в отношении своего ребенка. Это – основа психологического конфликта учителя и родителя. В данном случае можно, конечно, говорить об издержках педагогической этики, но суть надо рассматривать иначе. До тех пор, пока полем общения взрослых будут в основном проблемы успеваемости (успеваемость, а не развитие ребенка считается в системе главным показателем работы), родитель и учитель будут не партнерами, а оппонентами.

Смена установки

Школа ограничивает фактические интересы родителя проблемами учебы его ребенка. Расширение активности родителей не стимулируется. В итоге целенаправленное сотрудничество по созданию демократического уклада жизни школы не только не обеспечивается, но и не выступает как совместная задача школы и общественности.

Эта оппозиция усугубляется еще и тем, что родитель не чувствует себя хозяином школы, он не влияет на школьную жизнь. От него порой и не ждут этого влияния. На практике это сводится к тому, что учителя должны учить на уроках, а родители – контролировать выполнение домашних заданий. Получается, что все смыслы общения взрослых и ребенка сводятся к формальным показателям его учебной деятельности и поведению в школе. На деле подлинные, жизненные смыслы общения с ребенком даже не осознаются педагогами, которые видят вместо лица отметки.

Обеспечив родителю равное с педагогом участие в организации уклада жизни, школа может ставить вопрос о сути педагогического влияния взрослых на ребенка. Но учителя и школа, зажатые в тисках отчетности, работают на формальные показатели и не всегда находят силы и время, чтобы строить разнообразные пространства сотрудничества детей и взрослых – этой главнейшей составляющей развития детей в школе.

Часто данное противоречие выглядит как неразрешимая оппозиция: либо учителю, администрации надо ежедневно заниматься бумажной работой и готовить массу документов для контролирующих органов, подтверждая функционирование урочной системы, либо педагоги (совместно с родителями) смогут реально расширять культурно-образовательную среду, обеспечивая развитие детей и реализуя свой профессиональный потенциал.

Невозможно развивать сотрудничество родителей и школы без анализа препятствий на пути обновления школьного уклада, без выяснения причин искаженности отношений к некоторым родителям, отдельным учителям и детям.

Исходной точкой построения сотрудничества должна стать смена оппозиционной установки взрослых (учителей и родителей) на общую мотивацию школьного сообщества и семьи. Только решая вместе проблемы обновления атмосферы в детско-взрослом сообществе класса и сотрудничая во имя этой цели, удастся решать проблемы и поведения, и успеваемости подростков.

Любая форма участия в творческих делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество: родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это оказывает позитивное влияние на развитие детей, более адекватной становится их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху.

Есть несколько верных способов преодолеть пассивность:

– постоянное информирование о творческих успехах детей и родителей;

– поощрение их инициативы;

– участие родителей в развитии школьного дополнительного образования и использование их профессионального опыта в повышении мотивации детей.

Учитель, который умеет общаться с родителями не в пространстве своих уроков и поведения учеников, а в пространстве творческих дел, всегда найдет с родителями общие цели взаимодействия.

Фото с интернет-сайтов

TopList