Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

События

Работа над ошибками

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Работа над ошибками

Неуспешность как фактор роста

Говорят, что где-то существуют люди, которые никогда не были неуспешными. Но почему-то кажется, что это не более чем мечта. Нет на земле человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с трудностями и каждый раз добивался всего, к чему стремился. Однако можно по-разному анализировать ситуацию собственной неуспешности. И именно от этого зависит, добьется человек в дальнейшем лучших результатов или нет. Особенно остро эта проблема встает перед учителями и учениками в конце учебного года: настало время подводить итоги работы, а они не всегда такие, о которых мечталось и тем и другим.

Везет же некоторым!

Ричард Вайзман из Хартфордширского университета несколько лет назад провел интересный эксперимент, пытаясь понять, чем отличаются люди, считающие себя баловнями судьбы, от тех, кто уверен в своей полной невезучести (более подробно о нем читайте в № 15, 2008 г). На его призыв принять участие в исследовании откликнулись несколько сотен человек. Каждому из них он предложил выполнить одно и то же задание: сосчитать количество фотографий в выданной им газете. Газеты были настоящие, но одна страница поддельная. Там было вмонтировано объявление исследователя: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели это, и получите в награду 250 фунтов стерлингов». Объявление было набрано крупными буквами и занимало полстраницы. Все «везунчики» не только выполнили основное задание, но и заметили это объявление (и получили обещанную награду!). Те, кого, по их мнению, «судьба не балует», честно сосчитали фотографии, не заинтересовавшись текстом газеты. И им, естественно, в очередной раз не повезло: денег они не получили.

Результаты не удивительны. Успех в жизни только частично зависит от стечения обстоятельств. Чтобы тебе сопутствовала удача в делах, нужно приложить немало усилий, фантазии, воли. Почему-то уверенные в своем везении люди не просто выполнили задание, но и просмотрели газету более внимательно. Маловероятно, что у каждого из них такая привычка была врожденной. Скорее всего, они приобрели ее в течение жизни, что и помогает им в дальнейшем. А может быть, это просто люди с адекватной самооценкой? Они готовы выполнить задание аккуратно, последовательно, уверены в своих силах, но считают важным и полезным для себя сделать чуть-чуть больше требуемого. Они продолжают учиться, даже когда от них этого никто не требует, – и «ловят удачу за хвост».

Пожалуй, никто не даст единственно правильной методики, позволяющей научить быть удачливым. Мы не станем разбирать все виды успехов и неудач, жизнь слишком сложна – многообразие историй безгранично. Попробуем рассмотреть лишь самую типичную для педагогов ситуацию: конец учебного года; ученики плохо освоили материал, получили плохие отметки; они чувствуют себя неуспешными людьми. Что же делать?

Аналитическое мышление и коммуникативные навыки

В одном исследовании, проведенном психологами Ульяновской области, учащихся одного класса специально ставили в ситуацию неуспешности: им предлагалось выполнить достаточно сложное задание (например, сделать газету) в ограниченное время, в результате чего дети не могли справиться с заданием. После этого ребятам предлагалось обсудить, что произошло, проанализировать более подробно ситуацию, скорректировать свои действия и снова приступить к выполнению задания. На этот раз они были успешны – за этим специально следили экспериментаторы. Такой прием использовался для того, чтобы дети поняли важность процесса совместного анализа и проектирования будущей деятельности, чтобы развивались их коммуникативные способности. Результат совпал с прогнозируемым: пережитая вместе неуспешность заставила ребят начать договариваться между собой, серьезно продумывать свои дальнейшие действия. В последующей работе эти умения у них сохранялись и активно использовались ими.

А что, если использовать эти данные для того, чтобы с пользой переживать естественную неуспешность, с которой неизбежно сталкиваются многие наши ученики в конце учебного года? Правда, учеба – дело индивидуальное. С кем же они должны анализировать пережитое, проектировать следующие шаги?

Есть разные варианты. Можно организовать подобную работу в группах учеников, например, объединив для такой работы ребят, имеющих сходные проблемы. Но более естественно было бы провести эту работу в мини-группе, в которую войдут ученик, разочарованный своими результатами, учитель, не удовлетворенный своей работой с этим учеником, и классный руководитель. Ведь неуспешность каждого ребенка не только его вина, но и результат неидеальной работы с ним педагогов.

Самооценка

Напомним, что люди бывают с разным уровнем самооценки: заниженной, завышенной и адекватной. Первая группа, столкнувшись с трудностями, начинает комплексовать: «Я не могу, не умею, никогда не научусь! Мне трудно, по-мо-ги-те!» Люди с завышенной самооценкой всегда уверены в собственной правоте: они все сделали правильно, потому что они – самые лучшие; а неудача – результат чьей-то злой воли, чьих-то неправильных действий.

Те, у кого адекватная самооценка, при столкновении с неудачами рассуждают совершенно иначе: я старался сделать все, что в моих силах, но, возможно, что-то упустил; пожалуй, стоит проанализировать все произошедшее внимательнее, попытаться понять свои ошибки, тогда в следующий раз я буду успешнее.

Конечно, изменить самооценку людей в одночасье невозможно. Учитель, не очень уверенный в своих силах, столкнувшись с проблемным ребенком, привычно рассуждает приблизительно так: я не могу его научить, это просто невозможно; я виноват, но такой уж я плохой учитель. Педагог с завышенной самооценкой уверен, что сделал все, что мог, что во всех плохих отметках его учеников виноваты они сами, а он, учитель, здесь уже ни при чем.

И та и другая ситуация очень типичны. Большинство учителей предпочитают рассуждать именно так, уходя от возможности решить проблему. Хуже всего, что при этом, пытаясь оправдать свое бессилие, они очень сильно влияют на развитие неадекватной самооценки у детей. И признание собственного бессилия, и обвинение ребенка в его неуспешности развивают комплекс неполноценности, нежелание искать пути преодоления возникших проблем.

Очень личная история

Когда я переходила в выпускной класс общеобразовательной школы, рядом со мной не оказалось человека, готового поддержать меня. Помню, как трагически я переживала четверку по одному из любимых предметов – по химии. В ответ на мои требования спросить меня еще учительница неосторожно произнесла: «Ты должна и четверке радоваться! В другом классе (я училась в «слабом» классе. – О.Л.) у тебя и четверки не было бы». Решение пришлось принимать самостоятельно. Я купила институтские учебники химии и за лето прочитала их. Гораздо позже поняла: этот ход был бы гораздо правильнее, если бы не цель, которую я перед собой тогда поставила. А целью было доказать учительнице, что она знает химию хуже меня, что она была неправа, поставив мне четверку. Две четверти подряд я сидела на первой парте и внимательно следила за каждым словом преподавателя, выискивая ошибки и оговорки, и каждый раз при этом поднимала руку, исправляла ее, поясняла, в чем она неправа. Своей цели я добилась к середине выпускного класса: учительница плакала на плече у моей мамы (тоже учителя) и просила, чтобы та уговорила меня прекратить «травлю», которую я устроила.

То, что, получив не ту отметку, я продолжила занятия химией, конечно же, хорошо – в результате в выпускном классе была твердая пятерка, подготовка к вступительным экзаменам значительно упростилась, в институте проблем с химией не возникало никогда. Но «смещенная» цель моих занятий долго преследовала меня: в результате я почувствовала вину перед учительницей, очень сильно переживала. Если бы она не ушла от разговора со мной, обозначив четверку как приговор, а вместо этого спокойно поговорила, объяснила, что:

– в моем классе она не может найти времени для изучения дополнительного материала;

– если я хочу поступить в серьезный вуз, мне нужно много заниматься дополнительно;

– она готова мне помогать и консультировать;

– ей пригодится моя помощь в классе, ведь многим ребятам нужно объяснять материал по несколько раз, а времени у учителя на это нет;

– то было бы лучше и ей, и мне, и многим моим одноклассникам.

Обсуждение результатов деятельности пары учитель – ученик

Несмотря на первый эмоциональный порыв, независимо от собственной самооценки, педагог-профессионал способен не уходить от проблемы, а начать говорить о том, что произошло, с учениками. Цель этой работы – помочь детям адекватно посмотреть на свои успехи и неудачи, сформулировать для себя образовательные задачи, наметить шаги для их достижения. После такого разговора, если он пройдет успешно, педагог сможет понять, как дальше работать с этим ребенком, как помочь ему и другим ребятам со схожими проблемами. А ученик сумеет сформулировать свои проблемы, наметить путь их решения.

Чтобы провести такую беседу эффективно, нужно проводить диалог, анализируя пару учитель – ученик, не противопоставляя себя ребенку (я – такой, а ты – такой), а вместо этого постоянно употребляя местоимение «мы»: мы хотели… мы не смогли… мы допустили ошибки…

Только после того как ребенок поймет (и действительно поверит!), что учитель разделяет с ним ответственность за происходящее, педагог может предложить проанализировать вклад и ошибки каждого в процесс учебы.

Начать учитель, конечно, должен с себя: я думал, что… однако не смог тебя научить… значит, в следующем году я попробую… После этого можно спросить мнение ребенка, его совет, как лучше помочь научиться таким, как он. Если учитель сумеет показать, что переживает неуспешность ученика вместе с ним, считает и себя частично виноватым в этом, но при этом готов изменяться, прислушиваться к мнению и проблемам ребенка, дальнейший разговор пойдет легко.

Тогда и ученик попробует проанализировать ситуацию своей неуспешности, сможет прислушаться к советам взрослого человека, использовать этот момент для собственного развития.

Такой разговор провести трудно, но вполне реально. Главное – помнить, что педагог-профессионал не может слепо следовать за своими эмоциями. Потому что от этого зависит слишком многое в жизни его учеников.

Фото автора

TopList