Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2009

Живые истории

Глазами учителей

Валентина Гусева ,
д. Кладово, Пошехонский р-н, Ярославская обл.

Все мы – блудные дети

Классный час на пороге выпуска

Разговаривать с выпускниками о жизни трудно, но нужно. О том, что этот разговор будет сложным, я поняла сразу, как только написала на доске его тему. Но остановить коня на краю пропасти почти невозможно. Да и стоит ли останавливать?

Возвращение блудного сына

– Все? И Вы тоже?
– Я – первую очередь.

Из разговора с выпускниками

 

В помощь мне – программа по литературе, которая дает прекрасную возможность связать библейские притчи с художественными произведениями. А с жизнью? Тут уж, как говорится, сам Бог велел.

Так с чего же начнем? С притчи о блудном сыне, разумеется. Тут особой сложности не возникает, каждый наслышан, кроме школы, и радио, и телевидение постарались.

А вот с пушкинским «Станционным смотрителем» труднее, как-никак встреча осталась в далеком прошлом, аж в шестом классе. Разговаривать можно лишь с той частью аудитории, которая литературу в школе не «проходит», а почитывает произведения, хотя бы программные. Случается удача, правда, редкая, когда кто-то из девчонок ради эстетического удовольствия классе так в восьмом перечитывает кое-что «про любовь».

Признаюсь в грехе, но для оболтусов, которые произведение в глаза не видели и делают вид, что слыхом о нем не слыхивали, я говорю в двух словах, что рассказывает Пушкин нехитрую историю человека, дочь которого тайно покидает дом, поддавшись воле своего возлюбленного. Ее уход и события, сопутствующие этому, убивают отца. Он опускается, дряхлеет, спивается и, в конце концов, умирает.

Напоминаю, что до определенного места Пушкин строго следует движению библейского сюжета, но только до определенного места.

Блудный сын вернулся к живому отцу.

Далее делю доску пополам и в левой стороне пишу: «Этот сын мой был все равно как покойник и ожил, пропадал и нашелся». Счастливая встреча счастливых людей.

У Пушкина Дуня пропадала очень долго, и потому возвращение ее слишком печально. Что находит она?

В правой стороне доски пишу: «...груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом».

Вот и предмет для разговора на классном часе за какой-то месяц до выпуска: «Мы и наши родители».

– Кто-то счастливо проживает всю свою жизнь рядом с отцом и матерью, ни разу не ранив их сердца горестным «Я уезжаю!», но таких, согласитесь, очень мало.

Другие, долгие годы горюя, так и проводят всю свою жизнь вдали от родных, с года на год откладывая приезд, потому что причины всегда найдутся, и возвращаются только по зову телеграммы, которая извещает о кончине.

А есть и третьи, которые приезжают, приходят в родительский дом очень часто, а потому не считают себя блудными детьми, хотя родители их всякий раз встречают именно так, как отец встречал своего блудного сына: «...принесите самую лучшую одежду, оденьте его и наденьте ему перстень на руку и сапоги на ноги. Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться». Разве не так (или почти не так)?

А теперь пусть отложат в сторону газету те, кто себя блудными детьми не считает. А с остальными читателями мы обсудим еще один вопрос: стоит или не стоит классному руководителю говорить с детьми о жизни, отталкиваясь от литературного произведения? Конечно, если классный руководитель ведет в своем классе литературу, то это не вопрос. Должно быть понятно, что не у них я и спрашиваю, а спрашиваю я у тех классных руководителей, которые в воспитании детей полагаются больше на семью, чем на школу, уверенные в том, что плетью обуха не перешибешь, то есть что матушкой природой заложено, никакими душещипательными беседами не исправишь.

А может быть, действительно лучше следовать принципу «не сыпь мне соль на рану»? Так ведь проще – обошел острый угол и сделал вид, что его не существует совсем. И не важно, что наш ребенок на него потом обязательно наткнется. А может, лучше все-таки по-другому: взять доверенное тебе чадо за руку и повести по дороге жизни, предупреждая заранее, где кочки и колдобины, ведь мы-то их уже наперечет знаем. И я со своими ребятами выбираю второй путь, уверена, что большинство коллег отправляются в этот путь вместе с нами.

Попутно отвергаю доводы тех, кто считает, что не стоит в школе говорить об этом (под словом это подразумевается блуд в чистом виде, а мы-то совсем о другом); не обращаю внимания и на гневные всплески типа «дети не имеют права судить родителей», просто мы никого судить и не собираемся. Мы просто учимся жизни, учимся тому, как сделать так, чтобы после нашего ухода не седели мамы, не старели отцы, мы учимся верить в возвращение и приближать этот праздник возвращения.

Что будет, то и сбудется, но пока мы вместе (дети и родители) изучаем карту человеческих судеб, ибо только она поможет нам выбрать в своей жизни правильный курс.

Поэтому-то и приглашаю я на классный час родителей, чтобы прозвучали семейные истории, чтобы, если станет грустно, всплакнуть вместе, смешно – посмеяться. Может быть, когда-нибудь эти истории, извлеченные из тайников памяти, станут семейными легендами, хотя и кажутся сегодня простыми и бесхитростными.

Убрав с доски первую запись, делаю новую, обозначая следующую подтему, в ней должны прозвучать семейные истории, которые расскажут дети или родители.

«Я уезжаю...»

– Я жить без тебя не смогу...
– Сможешь!
– Я буду старая и одинокая...
– Ты будешь молодая, и я буду часто к тебе приезжать...

Из недавнего разговора моей подруги с дочерью

 

Итак, я начинаю очередной кусочек проповеди.

– Дыхание разлуки мы начинаем чувствовать очень рано. Особенно в сельских семьях, где дети уезжают продолжать образование в пятнадцать–шестнадцать лет. Мне кажется, что именно поэтому деревенские женщины старятся быстрее: они устают от тревог и ожиданий. Душа все время в предчувствии какой-то грозы, которая, как нам кажется, вот-вот разразится над головами наших детей. А нас рядом нет – разминулись пути. Огромный мир манит наших детей так же неистово, как манил когда-то нас.

Давайте сейчас вместе поделимся семейными историями.

Травин Женя. Раньше мама жила в деревне Назарково. Когда она закончила восемь классов, то поехала учиться в Великосельский техникум. Маме очень хотелось поскорее уехать...

– Принять решение и объявить об этом родителям получается не всегда легко и просто. Но правда, даже горькая, всегда лучше неправды.

Беляева Яна. Однажды мама сказала бабушке: «Я уезжаю...» Мама плакала, когда говорила это, и на глазах бабушки тоже были слезы...

– А иногда жизненные обстоятельства складываются так, что не уехать просто нельзя, это все понимают, но легче от этого не становится...

Шабанова Вера. Моя мама жила в деревне Колотово. Пятнадцать лет назад эта деревня была большая и дружная. В деревне было много молодежи. Но постепенно все стали уезжать. Дошла очередь и до моей мамы. Мама совсем не хотела уезжать в город, но вынуждена была сделать это. В деревне работать стало негде, учиться – тоже. Уезжала она со слезами, жалко было ей свою маму.

– Жалость – прекрасное чувство. Именно оно рождает эти маленькие драмы. Нет трагедий – и слава богу! Но ведь и люди-то необыкновенные – родители и дети, умеющие и любить, и страдать. И как знать, кто в такие моменты страдает больше. В нашем разговоре не участвуют отцы, вернее, участвуют, но их чувства скрыты, а потому, наверное, кажется, что годы все стерли в памяти, будто ничего и не было. На самом же деле все не так. Когда дети покидают родительский дом, отцы тоже страдают, и печаль разлуки становится очень заметной. Послушайте, как это описано у Пушкина: «...но как он постарел! …Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Этой цитатой я закрываю вторую подтему и открываю третью, делая на доске новую запись.

Тоска по дому

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,
Где уж савана ждет, холодея, земля.
И где в голых лесах воет ветер унылый,
То родимый мой край, то отчизна моя!
А.Жемчужников

 

– Письма, звонки поначалу, уж это как водится. И в письмах простое, житейское: «Не скучайте!» Как это – не скучайте? Возможно ли? Тысячи, миллионы людей уезжают из дома и, если жизнь складывается благополучно, как правило, скучать перестают. Но и у них выпадают минуты, когда натянутой струной начинает звенеть душа.

Киселев Дима. Вдали от дома мама много думала, вспоминала. Садилась завтракать и думала: а что-то сейчас едят родители? Сидела перед телевизором и думала: а смотрят ли мои этот фильм? Очень тянуло домой, хотелось просто так все бросить и уехать, но какая-то сила удерживала.

Мама Шабановой Веры. К городской жизни я привыкала очень и очень трудно. Поступила в училище, но училась без всякого настроения...

Мама Травина Жени. Я очень скучала! Как мне хотелось домой, вы даже и представить не можете... Но уже ничего нельзя было изменить...

– Помните, как появилась в деревне пушкинская Дуня? «Прекрасная барыня… ехала она в карете в шесть лошадей с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською...»

Наши современные барыни возвращаются не в каретах, а на «Жигулях» или на чем покруче. Только жизнь, она, как медаль, к сожалению, две стороны имеет. И спокойны родители, если жизнь их ребенка на чужбине сложилась удачно, все у него (или у нее) есть: и карета, и барчата, и даже моська. А если что-то не так? Если шепот во тьме:

– Мама, помоги мне...

Знакомы ли вам такие ситуации?

Мама Виноградова Жени. Разговаривала я недавно с женщиной, молодой совсем, но измучившейся вконец со своим мужем-пьяницей. Она сказала, что выхода в жизни не видит и что только трагедия принесет ей избавление от мук. Я спросила: жива ли ее мама? И получила ошарашивающий ответ:

– Разве я могу вернуться к маме с ребятишками? Да что же это про меня люди скажут? Меня не так воспитывали!

А мне стало горько за такое воспитание.

Мама Беляевой Яны. Я вполне с вами согласна, потому что уверена: к маме можно вернуться всегда, только она защитит и согреет заблудшую душу. У меня детей четверо, но я всегда говорю своим ребятишкам: «Если вам будет одиноко, если вам будет плохо, если вас обидят, если случится беда, если вы потеряете себя (что нынче случается особенно часто), возвращайтесь в родительский дом, здесь вас любят, здесь вас всегда ждут, здесь вас примут любых, поймут и простят».

На этом мы заканчиваем третью подтему и начинаем четвертую.

Жить для возвращения

Главное, когда где-то продолжает существовать то, чем ты жил.
И обычаи. И семейные праздники. И дом твоих воспоминаний.
Главное – жить для возвращения.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Прочитав написанное на доске, я говорю:

– Эти слова напрямую перекликаются с другими словами детдомовского мальчишки Толи Мазова из повести В.П.Астафьева «Кража»: «Это большое, наверное, счастье – иметь на земле свое, всегда тебе светящее окно».

Давайте не лишать наших детей этого счастья, превращая каждое их возвращение в светлый праздник.

Мама Шабановой Веры. В результате я так и не привыкла к шумному городу, а вернулась домой. Я думала, что мама будет ругать меня, а она так обрадовалась, что пригласила целый дом гостей.

– Вам повезло, мама восприняла возвращение дочери так, как и должно.

Но, к сожалению, в наше трудное время (да и в любое другое) бывают и иного рода возвращения: рухнула семья (порой это равнозначно тому, что рухнул мир); молодая женщина (часто с ребенком или двумя) возвращается домой; потеряв работу, семью, а порой и спившись окончательно, молодой мужчина (или женщина) возвращается в дом родителей; потеряв работу, не сумев купить собственное жилье, возвращаются целые семьи. И как бы все это порой ни было горько, только сила родительской любви способна на прощение и понимание, только она одна способна вернуть к жизни угасающие силы и приказать властно: «Живи! Живи и сражайся с невзгодами. Сражайся и побеждай!» И вот тогда, имея такую мощную поддержку, человек может начать все сначала.

Наука жизни

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

В.Катаев. Цветик-семицветик

 

В заключение занятия я провожу рефлексию.Заранее готовится ромашка с семью лепестками. В центре написано: «Сегодняшнее занятие меня...», а на лепестках: утешило, позабавило, дало возможность помечтать, растрогало, заставило содрогнуться, заставило плакать, заставило размышлять. Ребята (или взрослые) отрывают лепесток и высказывают свое мнение (иногда высказывается несколько мнений). Приведу лишь некоторые примеры.

– Меня утешила мысль о том, что в минуты жизненных невзгод семья будет со мной...

– Меня позабавила картинка, как Янка возвращается домой на «мерседесе» с кучей барчат и черной моськой...

– А я слушал всех и мечтал о том, как я сдам экзамены, отгуляю лето и осенью загремлю в армию... вот слез-то будет!

– Меня растрогал рассказ моей мамы о том, как она вернулась домой...

– Я содрогнулась от мысли, что в жизни можно все потерять: семью, дом, работу...

– Я, конечно, не плакала, но в некоторые моменты щипало в глазах...

– Прежде чем уехать из дома, я буду долго размышлять над тем, как сказать об этом родителям.

...Наука жизни. Когда и постигать ее, если не в детстве? Где и постигать, если не в семье и школе? И поэтому, вопреки всем скептикам, я снова и снова веду с выпускниками разговор о блудных детях. Кто сказал, что разговор на эту тему прост? Он труден не только для учителя, а прежде всего для родителей. Но себе в оправдание приведу еще одну притчу. Мать сказала змеенышу: «Не юли. Всегда ползи прямо». А змееныш отвечает: «Мама, покажи».

Вот почему, прежде чем судить наших детей, давайте оглянемся на собственную жизнь.

TopList