Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2009

Класс-info

Работа с учениками

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Даешь коллекцию!

Детские увлечения – это серьезно

Чем только не увлекаются школьники! И спортом, и танцами, а то вдруг начинают собирать вкладыши от жвачек, плакаты любимых исполнителей, машинки, жестяные банки, значки или розовых мышек… Если взрослые заметят и поддержат детский интерес, то бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование.

Ценность коллекционирования

Толковый словарь определяет коллекционирование как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию. Если верить словам космонавта В.В. Горбатко, «по такому показателю, какколичество коллекционеров на душу населения, в некоторых странах даже судят об общей культуре нации». Так что не стоит расценивать коллекционирование только лишь как забаву. Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом юный коллекционер тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность, бережливость, творчество. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, школьник учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Если малыши-дошкольники и младшие школьники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически, то ребята постарше вполне могут увлечься коллекционированием всерьез. Группа психологов проводила исследование с целью выявления особенностей организации коллекционирования среди школьников. Интересно, что идеальными коллекционерами оказались ребята младшего подросткового возраста. Коллекционирование у младших школьников больше формальное, а старшие подростки если и увлекаются собирательством, то чаще это увлечение носит индивидуальный, скрытый от сверстников характер.

Нередко ребята начинают что-то коллекционировать самостоятельно. Это вариант свободного проявления ребенком собственных желаний, замыслов, интересов, что очень характерно именно для средних школьников. Взрослым (родителям и учителям) не стоит навязывать ребенку свои собственные предпочтения в этом вопросе, но вот помочь, подтолкнуть, посоветовать – непременно. Выбирая тему коллекции, стоит исходить из интересов ребенка. Так, футбольному фанату вряд ли понравится идея собирать игрушечных цыплят, а юная принцесса наверняка останется равнодушной к всевозможным футбольным атрибутам. И если ребенок очень увлекается, скажем, машинами или самолетами или любит мастерить бумажные модели, родителям стоит попробовать сделать его увлечение основой для коллекционирования.

Классный музей

А что может сделать учитель? Например, создать вместе с ребятами свой собственный классный музей. Такое занятие может оказаться весьма интересным. Главное – выбрать тематику коллекции таким образом, чтобы увлечь ребят.

Какая именно выставка появится в вашем классе – лучше решить всем вместе. Сначала все по очереди высказывают свои предложения, а потом рассматривают каждую идею и выбирают лучшую. Можно, например, попробовать собрать коллекцию ракушек. А почему нет? Красивые раковины привозят с отдыха практически все. Но мало кто знает, как они называются. Идея систематизировать летние находки и сделать мини-музей ракушек наверняка понравится ребятам. Пусть поищут в домашних энциклопедиях и в Интернете картинки и описания черноморских моллюсков, а потом определят названия своих экспонатов по собственному каталогу. Это будет интересно и непросто. Некоторые ракушки так похожи, что на первый взгляд кажутся представителями одного вида. И только при внимательном рассмотрении и изучении их можно отличить одну от другой. Экзотические ракушки из южных морей идентифицировать будет сложнее. Но это станет отличным поводом сходить всем классом в музей природы и даже проконсультироваться со специалистами.

Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с ребятами коллекцию, практически не затрачивая на это средства. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребенка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.

А коллекционировать можно не только ракушки. Например, очень интересно собрать коллекцию птичьих перьев. В любом дворе отыщется перо голубиное, с моря можно привезти перышки чайки, в деревне разыскать перья домашней птицы. Замечательные находки попадаются в зоопарке, в лесу, у берегов водоемов.

Не менее увлекательно, например, собрать коллекцию камней и минералов, и не только своей местности. Возвращаясь из поездок, туристических походов, ребята будут привозить интересные находки, которые лежали в буквальном смысле под ногами. Если знаний минералогии, которые есть у школьных педагогов, будет недостаточно, можно, как и в случае с ракушками, обратиться за помощью в музей природы и выяснить, какие камни попали в вашу коллекцию.

Виды собирательства

Бесспорно, семья играет большую роль в становлении юного коллекционера. Особенно если коллекционированием увлекается кто-нибудь из ее старших членов. Самые распространенные виды коллекционирования имеют свои названия. Так, нумизматика – это коллекционирование и изучение монет, бонистика – коллекционирование бумажных денежных знаков как источник сведений об экономической и политической истории государств, а фалеристика – собирательство всевозможных значков и нагрудных знаков. Если ребенок собирает ракушки, это называется конхиофией, а если этикетки спичечных коробков – филуменией. Обычно детвора, особенно девочки, любят всевозможные мелкие игрушки и безделушки. Если это так, можно начать собирать коллекцию брелоков. Кстати, французское слово «брелок» так и переводится – «безделушка, украшение». Раньше брелоки прикреплялись к цепочкам карманных часов, к браслетам, веерам и лорнетам. А теперь чаще всего их можно встретить на ключах и детских ранцах. Такое собирательство называется коноклефилией. А сладкоежкам наверняка придется по вкусу коллекционирование этикеток от конфет и шоколада. Такое увлечение тоже имеет свое имя – ксерофилия. Собственно, ксерофилия – это коллекционирование любых этикеток, а не только фантиков.

Коллекционирование монет (нумизматика) может стать интересным и полезным занятием с точки зрения страноведения и истории. Начать можно с современных и вышедших из оборота копеек своей страны, постепенно дополняя их монетами стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время это не проблема: привозить новые экспонаты можно из зарубежных поездок самостоятельно или попросить об этом друзей и знакомых. Благодаря такому увлечению школьник сможет лучше познакомиться с географией, запомнить, как называются деньги в разных странах. Возможно, у ребенка появится желание больше узнать о странах и народах, об их обычаях и традициях.

Немалый процент среди коллекционеров занимают и филателисты – собиратели почтовых марок. Коллекционирование марок помогает ребятам учить историю, географию, иностранные языки. Если в самом начале увлечения ребята могут собирать все подряд, то постепенно они останавливаются на предметной филателии, т.е. собирают марки, на которых изображена какая-нибудь интересная для них вещь. Кто-то собирает марки с автомобилями, кто-то – с самолетами, динозаврами или, например, только с животными. Параллельно с собирательством юный коллекционер узнаёт много нового и о предмете своего интереса.

Те ребята, у которых семья много путешествует, могут собирать коллекцию всевозможных туристических наклеек: гостиничных, аэрофлотских, автомобильных. Такой вид коллекционирования называется кофрокартия. Так получится не просто коллекция, но и своего рода память о путешествиях. Интересно собирать магниты на холодильник с символикой каждого города, в котором побывали. А еще из всевозможных поездок можно привозить спичечные коробки. Это тоже неплохая идея для коллекционирования. Этикетки на них бывают очень красивыми и могут о многом поведать.

Забавные коллекции

Помимо традиционного коллекционирования марок, открыток, значков, монет, существует множество необычных и даже смешных коллекций. Собирать можно все, что угодно. Кто-то всю жизнь собирает всевозможные ложки, кто-то – утюги, колокольчики, подсвечники, карандаши, сувенирные яйца и даже пуговицы. Кстати, и в таком на первый взгляд бесполезном занятии, как собирание пуговиц, можно найти много полезных моментов. Такое занятие здорово развивает память и внимание. Попробуй-ка запомни всю свою коллекцию, чтобы не повторяться. А некоторые пуговицы – это настоящие произведения искусства. Даже собирая всякие пустяки, можно расширить свой кругозор и узнать массу полезных и интересных вещей.

Если ребенок увлекается, скажем, динозаврами, или его сердцу милы кролики, или, может, он заядлый кошатник, можно предложить ему собирать фигурки его кумиров. Если это занятие ребенка увлечет, можно рассказать о нем близким и друзьям, и те с радостью привезут для юного коллекционера очередные оригинальные сувениры из своих поездок. Бывает, что такое коллекционирование увлекает всю семью, и даже папа становится большим любителем хрюшек, лошадок или цыплят. Любое совместное дело объединяет, а значит, собирательство послужит не только улучшению отношений в классе, но и укреплению семьи, если увлечение ребенка поддержат родственники.

Можно собирать и всевозможные тематические коллекции, где предметы подобраны согласно определенной теме. Например, после летнего отдыха можно принести в школу коллекцию находок на морском берегу. В нее войдут красивые камешки, целые раковины и их интересные обломки, клешни крабов, обточенные морем кусочки стекла разных цветов и форм и прочие необычные находки.

Можно всем классом собирать интересную видео- или аудиотеку, коллекционировать театральные билеты и программки после походов в театр. Но коллекции могут быть не только материальные. Например, коллекция фотографий с улыбками. Начать можно с улыбающихся лиц своих близких, друзей, одноклассников, учителей. Более позитивную коллекцию и представить трудно!

Способы хранения

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить. Для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вклеиваются картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте комод из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он уже вырос. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное «одеяло», которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.

А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонеза.

Капля дегтя в бочке меда

Но наряду со всеми положительными моментами детское коллекционирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, чтобы вовремя их предупредить. Прежде всего необходимо следить, чтобы детское увлечение собирательством не переросло в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом. Если стали заметны подобные тревожные симптомы, стоит подумать, не пытается ли ребенок таким образом защититься, отгородиться от окружающего мира. Возможно, школьнику недостает родительского внимания, ему тяжело общаться со сверстниками или существуют какие-то другие трудности и проблемы. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью к опытному психологу.

Обратите внимание и на то, что именно собирает юный коллекционер. Коллекционирование пивных пробок и банок, этикеток от спиртных напитков, сигаретных пачек – не лучший выбор для ребенка. В этом случае у него может возникнуть повышенный интерес к объектам коллекции и желание заглянуть под крышечку.

Взрослым важно следить, чтобы коллекционирование не превратилось в простое накопительство. Возможно, удастся создать в вашей школе что-то вроде клуба коллекционеров? Ребята могли бы собираться там в оговоренное время, чтобы показать друг другу свои коллекции, обменяться экспонатами, обсудить возможные вопросы. Можно приглашать на заседания клуба интересных людей, которые увлекаются коллекционированием. Наверняка такие найдутся среди родителей или учителей. Конечно, в Интернете существует масса форумов, где можно пообщаться с единомышленниками. Но разве виртуальное общение заменит реальное?

И наконец, если ребенок совершенно равнодушен к составлению коллекций и даже родительский и учительский энтузиазм не смог его увлечь, не стоит думать, что с ребенком что-то не так. Все дети разные, и интересы у всех тоже разные. Быть может, желание собрать коллекцию придет к ребенку позже. А возможно, он найдет себя в каком-нибудь другом не менее увлекательном и полезном занятии. Удачи ему в этих поисках!

Фото из Интернета

TopList