Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2009

Сценарии

Классный час

Татьяна Скоробогатова ,
МОУ «СОШ № 2», г. Серпухов, Московская обл.

Что мы знаем о профессиях?

Занятие по профориентации

Подготовку детей к выбору будущей профессии нужно начинать уже в 5–7-х классах. Чтобы заинтересовать школьников данной проблемой, можно провести с ними ряд игровых упражнений, направленных на знакомство с понятием «профессия», различными сферами и видами профессиональной деятельности и условиями труда специалистов.

 

Задачи:

• познакомить с традиционными и малоизвестными профессиями;

• охарактеризовать специфику условий трудовой деятельности представителей различных профессий;

• выявить связь особенностей характера человека и его профессионального выбора;

• актуализировать познавательный процесс младших подростков;

• развить навыки сопоставления информации разных видов.

Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации к занятию, бумага, фломастеры, доска и мел.

Введение в тему

Педагог дает определение понятию «профессия», говорит о важности правильного выбора профессии и тщательной подготовке к нему, включающей знакомство с особенностями различных специальностей, определение влияния черт характера на выбор профессии. Возможно обсуждение данных вопросов в форме дискуссии.

Хорошим наглядным материалом послужат иллюстрации к разным видам профессий, сферам деятельности, условиям труда, орудиям труда и т.п.

Самая зеленая профессия

Ученики подбирают профессии по предложенным характеристикам: самая

зеленая;

сладкая;

смешная;

детская;

высокая;

праздничная;

дикая;

книжная;

лоскутная

профессия.

Единое множество

Каждая группа получает карточку с названием профессии. Задача ребят – подобрать как можно больше направлений (подвидов) данной профессии. Чтобы задание школьникам было понятно, можно привести пример: учитель – музыки, математики, истории и т.д.

Профессии на карточках:

• врач;

• дизайнер;

• менеджер.

В мире профессий

Школьники должны назвать как можно больше понятий, связанных с деятельностью людей предложенных профессий (инструменты, результаты, условия работы и др.).

Варианты заданий:

• оператор ПК (монитор, дискета, принтер, файл и т.д.);

• визажист (имидж, макияж, стиль, пилинг, коррекция, массаж и т.д.);

• журналист (статья, интервью, микрофон, звукозапись, редакция и т.д.);

• астроном (телескоп, черная дыра, Луна, комета, Млечный Путь и т.д.);

• шофер(тормоз, глушитель, техосмотр, мотор, руль, запаска и т.д.).

Кадровый вопрос

Школьникам надо представить, что они открывают свой бизнес. Каждая группа получает индивидуальное задание и подбирает для успешного развития бизнеса необходимый персонал, то есть определяет профессии, относящиеся к той или иной сфере деятельности.

Возможные задания:

рекламная кампания;

салон красоты;

аптека.

Кто здесь?

Работа по иллюстрациям. Школьникам показываются картинки с изображением людей разных профессий. По их внешнему облику, атрибутам одежды, может быть, обстановки, в которой изображены люди, ребята должны догадаться, о какой профессии идет речь. Группы высказывают свои версии.

Комментарий: лучше специально предлагать изображение людей, которых по их внешнему виду можно отнести одновременно к разным профессиям.

Правильный выбор

При выборе профессии мы обычно анализируем ее достоинства и недостатки, пользуемся разными доводами. Школьникам предлагается определить, какие из перечисленных возможных доводов верны, а какие – нет. Группы получают списки расхожих высказываний, которые мы часто слышим от людей, и распределяют их на группы правильных (+) и ошибочных (–). По итогам работы групп на доске заполняется следующая схема:

Возможные доводы:

– Говорят, что это престижная работа (–).

– Мои друзья будут юристами, я тоже (–).

– Не знаю точно, что это за профессия, но я думаю, что я смогу овладеть ею (–).

– Мне очень нравится Иван Иванович, хочу быть как он (–).

– Дикторы телевидения всегда хорошо выглядят, я тоже буду диктором ТВ (–).

– Мой любимый урок – урок физкультуры, значит, я буду спортсменом (–).

– Я не знаю, какой я: общительный или нет, дисциплинированный или нет, но это и не важно, при чем здесь выбор профессии (–).

– Физическое развитие и профессия – две разные вещи (–).

– Надо пойти к специалисту по профориентации за советом, он подскажет (+).

– Я стараюсь больше читать и изучать материалы по этой профессии (+).

– На олимпиадах я всегда занимаю призовые места по этому предмету (+).

– Я всегда разговариваю об этом с родителями (+).

Черты характера

Группы получают список профессий и их краткие характеристики. Их задача – за определенное время составить перечень черт характера, которыми должен обладать человек, выбравший ту или иную профессию. При обсуждении школьники обосновывают свое мнение.

Вакансии

Задание, противоположное предыдущему. Школьникам предложены характеристики разных людей. Ребятам нужно определить, на какие вакансии будут приняты эти люди.

Чей рабочий стол?

На картинках изображены разные рабочие столы. Руководствуясь тезисом, что профессия, характер и образ жизни людей, как правило, взаимосвязаны, школьники должны угадать, человеку какой профессии может принадлежать каждый из столов, и объяснить почему.

Подведение итогов

В конце занятия учитель подводит итоги. Ребята отвечают на вопросы:

• что нового они узнали сегодня?

• что им показалось особенно интересным и важным?

• что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

TopList