Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2009

Идеи

Общешкольное мероприятие

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Кино на память

Организация праздничной видеосъемки

О том, как лучше провести съемку Последнего звонка или Выпускного бала, можно поговорить и с родителями учеников на собрании, и со старшеклассниками на классном часе. Советы, предлагаемые в этой статье, будут интересны и ребятам помладше. Видеосъемка сохранит неповторимые моменты экскурсии, похода, школьного спектакля.

Включаем камеру

Основа операторского мастерства – это знание техники и практика, практика и еще раз практика. Чем больше опыт, тем быстрее любительские видеофильмы о жизни класса превратятся в настоящие шедевры, которые будет не скучно смотреть и десятый раз подряд.

Для начала вспомним основные правила видеосъемки. Это те самые «киты», без которых не получится хорошего видео. Итак, прежде чем включить камеру, загляните в видоискатель и выберите самый удачный ракурс для съемки. Отойдите чуть дальше от объекта, подойдите ближе, измените угол съемки, подвигайте камерой вправо и влево. Может, имеет смысл присесть или, наоборот, забраться на какую-нибудь возвышенность (стул, ступеньки, пенек)? Только после этого начинайте съемку.

Не забывайте выключать камеру. Этим обычно грешат новички. Увлекшись процессом съемки, они снимают все подряд без остановки и даже то, что снимать совсем не собирались: свои ноги и землю. Чтобы этого избежать, пользуйтесь очень простым правилом: снимайте эпизодами по 7 секунд. Исключение составляют сюжеты, которые должны быть непрерывными (например, школьный спектакль, или выступление ребенка на торжественной линейке, или заливистый Последний звонок). Практически это осуществляется так. Навели камеру, включили, отсчитали примерно 7 секунд, нажали на паузу. Повернулись, выбрали новый план, включили, отсчитали 7 секунд, нажали на паузу и т.д. Такая видеосъемка носит название «монтажной». Если вы научитесь снимать главное коротенькими эпизодами, вам потом не нужно будет почти ничего монтировать, а видео получится динамичным.

Ничто так не испортит ваш фильм, как скачущее изображение. Современные бытовые камеры настолько маленькие и легкие, что их очень непросто держать неподвижно. К счастью, цифровые камеры оснащены специальными стабилизаторами, которые ощутимо снижают тряску. Но и они мало помогут, если вы не приложите определенных усилий. Во время съемки важно следить за дыханием (оно должно быть ровным и спокойным) и принять удобную, устойчивую позу: ноги слегка расставьте и распределите вес тела равномерно, чуть-чуть отклонитесь назад. Левой рукой поддерживайте камеру снизу или сбоку. Если есть возможность, поставьте локти на какую-нибудь опору (например, перила или стол). А если вы увлеклись видеосъемкой всерьез, имеет смысл купить штатив. Конечно, снимать динамичные события со штатива сложно, а вот более спокойные сюжеты вроде школьных линеек – самое то.

Двигаемся медленно

Вообще с включенной камерой лучше двигаться поменьше. И поменьше двигать самой камерой. Если вы снимали, например, выступавших на сцене детей, а затем захотели запечатлеть зрителей, которые с интересом наблюдали за выступлением, не нужно быстро переводить камеру со сцены в зрительный зал. Выключите камеру, направьте в нужную сторону, а затем вновь включите. Снимая панораму леса или обводя «взглядом» ребят на празднике, двигайте камеру медленно и плавно, без рывков и резких движений. Начните такой кадр и закончите его статичной картинкой. То есть включили камеру, задержались на пару секунд на мордашке крайнего малыша, плавно сняли всех деток и, прежде чем нажать на паузу, замерли еще на 2–3 секунды. Если вам нужно одновременно двигаться и снимать, используйте перекрестный шаг: ноги ставьте не параллельно друг другу, а скрестите. Таким образом можно шагать и вперед, и в сторону. Ваши усилия будут вознаграждены: перекрестный шаг частично компенсирует тряску камеры во время ходьбы.

В любой камере есть устройство, называемое трансфокатором. Он позволяет приближать и удалять от себя объекты съемки. Без особой необходимости этим приспособлением лучше не пользоваться. Если есть возможность подойти ближе – сделайте это вместо того, чтобы приближать объект при помощи оптики. Чем большее увеличение вы используете, тем сильнее будет выдавать камера дрожь ваших рук. А цифровой zoom лучше вообще не использовать и даже отключить эту опцию. Сказанное выше не значит, что «увеличением» лучше совсем не пользоваться. Просто делать это нужно умеренно и с умом. Если используете трансфокатор – надавливайте на рычажок плавно, чтобы изображение приближалось и удалялось медленно и без рывков. Слишком быстрое увеличение мешает камере нормально сфокусироваться, в результате чего получаем изображение «не в резкости». Да и смотрятся такие резкие скачки очень неприятно.

Композиция – это важно!

Композиция – это расположение объектов съемки (люди, строения, деревья и т.п.) внутри кадра. И это не просто термин, а одна из самых важных составляющих хорошего фильма. Здесь действуют те же законы, что и в фотографии. Думаю, не стоит напоминать, что камеру нужно держать строго параллельно линии горизонта. Это раз. Не обязательно помещать главного героя съемки исключительно в центр кадра, это – два. Но при этом не нужно его смещать и к краю кадра – это три. Например, если человек заинтересованно смотрит куда-то вправо, то размещаем его ближе к левой стороне кадра, оставляя свободное пространство для взгляда. Точно так же не нужно упирать головы героев съемки в верхний край кадра. Оставьте там немного свободного пространства, именуемого воздухом.

Для правильного построения композиции существует правило одной трети. Мысленно разделите видоискатель на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. А теперь старайтесь, чтобы объект съемки располагался на пересечении этих линий, но не смещался от них вправо или влево. И еще: не снимайте все и вся исключительно под прямым углом (а чаще всего так мы и снимаем). Этот ракурс удачен далеко не всегда, он делает видео плоским. Например, ряды ребят на линейке лучше снимать под углом в 45 градусов – так заметней перспектива. Не стойте на месте, двигайтесь, ищите самые удачные ракурсы.

Передаем свои чувства

Какова ваша основная задача как режиссера и оператора? Показать, что вы были там-то и там-то, видели то-то и то-то? Ответ неправильный. Ваша задача – не просто отобразить событие, а выразить свои чувства, свое отношение к происходящему и донести все это до зрителя. Постарайтесь передать атмосферу Последнего звонка или Выпускного вечера, показать, насколько это радостные и вместе с тем грустные и трогательные события. Одним из способов достижения цели является съемка крупных планов. При такой съемке нижняя граница кадра проходит по линии груди снимаемого. Если в кадре одно лицо или его часть (например, глаза и губы), то это «очень крупный план». Снимая людей, старайтесь не «обрезать» им ноги по колено и руки по локоть. Хотя в некоторых динамичных сценах можно использовать так называемый средневато-общеватый план – по колено. На среднем плане наш объект съемки будет запечатлен по бедра или по пояс. Когда вы захватываете в кадр человека целиком, такой план называется общим. А панорама с большим количеством людей – очень общий план (немного коряво, но именно так его и называют профессионалы). Все эти планы должны чередоваться. Это придаст сюжету динамичности.

Общий план площадки возле школы, где происходит линейка, показывает всю торжественность события, охватывает всех собравшихся участников и зрителей, но он не передает чувства и эмоции людей. Основная ошибка операторов-любителей – съемка только общих планов. В результате сюжет получается скучным. Не забывайте о крупных планах, особенно когда снимаете детей. Их хитрые глаза, мимика – все это непременно заслуживает внимания. Снимайте лица ребят, их светлые улыбки, радостное возбуждение или, может, легкую грусть из-за того, что близится расставание со школой. Обратите внимание на лица родителей: на них радость, восхищение, гордость за своих взрослых детей и печаль оттого, что милые малыши так быстро повзрослели. А разве эмоции на лицах учителей не заслуживают внимания?

Полезные советы

На природе. Незадолго до Последнего звонка можно организовать с классом вылазку на природу и снять об этом небольшой видеосюжет. Коллективные игры, приготовление каши на костре и ее поедание, песни под гитару – все это хорошо впишется в немного ностальгический фильм о школьной жизни и самом дружном классе.

Прогулка по городу. Ребята-выпускники на улицах родного города, на фоне его достопримечательностей – тоже неплохой сюжет для съемки. Постарайтесь отразить их настроение – немного грустно, но ощущение свободы и взрослости опьяняет, а будущее кажется светлым и радостным.

В классе. Кроме самих торжественных мероприятий, не забудьте поснимать ребят в классе: вот они в последний раз сидят за школьными партами – нарядные, радостные, возбужденные. Можно взять у каждого небольшое интервью. Пусть расскажут о планах на будущее, пожелают что-нибудь своим товарищам или вспомнят самый смешной школьный случай. Неплохо бы и родителей снять (несколько человек) с пожеланиями, напутствиями. Можно заранее попросить их подготовиться к выступлению. Может, кто-то прочитает красивые стихи по теме. Или вместе с детворой вспомнят что-то интересное из школьной жизни.

Последний звонок.Снимите торжественное построение всех классов на линейку. Займите удобную позицию с камерой так, чтобы классы проходили мимо вас, и снимайте, не выключая камеры. Не стоит снимать все выступления и номера полностью. Достаточно оставить по одному куплету и припеву каждой песни. Если же снимаете все целиком, уберите лишнее при монтаже. Записывая торжественные речи, не обрывайте выступающего на полуслове. Не обязательно снимать все выступления полностью, но в любом случае дайте человеку закончить свою мысль, а только потом выключайте камеру. Не забывайте про крупный план!

Экзамены.В выпускное видео можно добавить небольшой видеосюжет о сдаче экзаменов. Напряженные и сосредоточенные лица учеников передадут всю ответственность события. Внимательный оператор всегда подсмотрит множество интересных моментов.

Выпускной. При съемке в зале желательно установить на камеру дополнительное освещение. Обычно в помещении бывает слишком мало света. Если вручение аттестатов происходит на сцене, постарайтесь расположиться так, чтобы не снимать снизу вверх. Это не слишком красиво смотрится. Не забывайте снимать не только ребят, но и зрителей, родителей, крупный план их взволнованных лиц, блеск слезинок в глазах. На праздничном банкете обратите внимание на ребят за столами, снимите тосты детей и родителей, пожелания, поздравления, танцы. Фильм можно завершить восходом солнца. Если не удалось заснять его во время выпускного – ничего страшного. Снимите восход в другой день (обязательно со штатива) и добавьте в видео. Будет здорово при монтаже ускорить движение солнышка.

Приступаем к монтажу

Видеомонтаж – потрясающе захватывающее занятие, которое может увлечь всерьез и надолго. Практически любое отснятое видео нужно монтировать, чтобы получить интересный и законченный сюжет. Уже канули в Лету видеомагнитофоны и перезаписи с кассеты на кассету, наступила эра цифрового видео. Если у вас есть компьютер и вы еще не освоили премудрости компьютерного монтажа, имеет смысл с этим разобраться. Вы даже не представляете, какие необъятные возможности откроются перед вами.

Для новичков могу посоветовать программу Pinnacle Studio. И хотя у нее есть свои недочеты, в целом она идеально подходит для любительского (и не только!) монтажа. Эта программа понятна интуитивно, здесь все просто. Она даст возможность обработать свои видеозаписи, убрать все лишнее, добавить музыку, звуковые эффекты и комментарии, вставить всевозможные видеоэффекты и «переходы» между сценами, добавить титры, бегущую строку, создать эффектное слайд-шоу из фотографий и многое другое. Когда монтаж будет закончен, можно создать законченный фильм в любом нужном формате вплоть до DVD-диска с удобным меню. После записи такого диска сразу сделайте его копию и отложите в архив. К сожалению, «самописные» диски часто портятся, и восстановить потерянную информацию бывает уже невозможно. Имея архивную запись, вы можете не опасаться подобных неприятностей.

Непременно озвучивайте ваши видеосюжеты. Хорошая музыка – половина успеха. Правда, подобрать подходящую музыку для своего фильма – задача не из легких, но она того стоит. Какую музыку использовать? Любую, которая покажется вам подходящей. Для озвучки сюжетов с участием детворы подойдут детские песенки, мелодии из фильмов и мультфильмов, классика в обработке, песни школьной тематики, любая лирическая музыка. Не упускайте из виду современные (и не очень) эстрадные песенки. Иногда их смысл замечательно подходит к сюжету. Можно попробовать «провести» песню через весь фильм, вставляя в подходящих местах кусочки самой песни и ее мелодию. Снимая тот или иной сюжет, попробуйте заранее подобрать к нему подходящую музыку. Это подскажет вам, что именно и как нужно снимать.

Надеемся, что наши советы помогут вам сделать замечательный видеофильм о важных и волнующих событиях в жизни детей. И пусть ребята всегда остаются такими же веселыми и жизнерадостными, как на этом видео. Пусть их будущее и впрямь окажется светлым. Именно таким, каким оно представляется в мечтах…

TopList