Идеи
Последний звонок
Татьяна Алексеева
Копилка находок и изобретений
Коллективное творчество среди педагогов
На Московском педагогическом марафоне 2009 года состоялся настоящий мозговой штурм. Учителя из разных городов и регионов обменивались идеями проведения Последнего звонка, рассказывали о тех «изюминках», которые удалось осуществить в их школе. Участников марафона собралось очень много, и свои идеи они представляли кратко, в общем виде, чтобы каждая школа могла использовать понравившийся ход с учетом своих особенностей. Из предложенных замыслов собралась мозаика, но каждый ее фрагмент может быть развернут в большое представление. Если вам понравилась форма Копилки, присылайте свои варианты проведения Последнего звонка и Дня знаний.
Сценарные идеи
Телевидение. На сцене в качестве декорации изображен экран большого телевизора. В форме телепередачи разыгрываются шуточные сценки. Например, такие:
• «Очевидное – невероятное»: история развития шпаргалки.
• «Записки натуралиста»: сдача экзамена по биологии, во время которого появляется блоха (или еще какое-то насекомое) и вносит суматоху.
• «Последний герой»: антигерой – тот, у кого больше всего опозданий и прогулов.
• «Спокойной ночи, малыши»: выступление младшеклассников.
• «Рекламные паузы»: переделка и обыгрывание популярных сюжетов рекламы на школьный лад.
• «Петровка, 38»: составление словесного портрета учителей и их опознание по фотороботу.
Для создания декораций к каждой передаче использовались большие кубы с цветными гранями: красной, желтой, зеленой и т.д. Их выкатывали на сцену ребята, изображавшие рабочих сцены. Когда все кубы поворачивались какой-то одной цветной стороной и складывались в фигурку (треугольник, квадрат, ромб), это означало логотип новой передачи.
Кто хочет стать миллионером? Еще один вариант праздника в форме телевизионного шоу. Директор, завучи, учителя-предметники по очереди задают выпускникам шуточные вопросы по модели известной телевизионной игры. У каждого вопроса есть стоимость; тому ученику, который отвечает, начисляются баллы. По количеству баллов ребятам потом вручаются веселые подарки и неожиданные призы.
Фабрика звезд. Выпускники изображают начинающих звезд, которые обучаются эстрадному искусству, – выполняют задания, поют поздравительные и прощальные песни учителям и т.д.
Суд идет. По сюжету праздника злодеи выкрали из школы знания, навыки, любовь учителей и т.п. Прокурор – директор, адвокат – классный руководитель, одни старшеклассники играют роли следователей, другие – злодеев.
Поезд в будущее. Актовый зал оформлен в виде вокзала. «Скорый поезд № 2009 прибывает на первый путь. Вагоны 11 «А» и 11 «Б» находятся в голове состава. Классные руководители – проводницы вагонов. Провожающие – родители и учителя-предметники.
Дежурный по вокзалу объявляет, где находится комната матери и ребенка. Там происходит выступление родителей. Потом действие переносится в камеру хранения. В ней передают «чемодан знаний» от выпускников к десятиклассникам – будущим выпускникам.
Директор школы в качестве начальника вокзала обращается ко всем присутствующим, произносит прощальную речь.
Почта. Актовый зал оформлен как почтовое отделение. Директор и учителя изображают его сотрудников и пишут письма выпускникам. В посылке, которую приносит почтальон Печкин в финале праздника, оказывается звонок.
Инопланетяне. Группа инопланетян (в исполнении старшеклассников) прилетела с другой планеты, и их знакомят с этапами жизни ребят в школе: от первого класса до выпускного.
Машина времени. С помощью фантастического агрегата на сцене проигрываются разные периоды жизни выпускников: от младенческих лет до выпуска.
Счастливого плавания! Ход праздника определяется образом корабля. Его макет может быть выставлен на сцене, а актовый зал или вся школа целиком оформлены в соответствии с морской тематикой. Обыгрываются мотивы путешествия и прощания перед дальней дорогой. Устраиваются конкурсы для капитанов, матросов, юнг.
Необитаемый остров. Группа старшеклассников изображает, что не хочет поступать в вузы и погружаться во взрослую жизнь. Они стремятся поселиться на необитаемом острове, вдали от цивилизации. Учителя устраивают ребятам проверку: смогут ли они прожить на необитаемом острове? Какие из знаний и умений, приобретенных в школе, помогут им в экстремальной ситуации?
Школовенок. Школа воспринимается как общий дом, единая семья. Школовенок – хранитель благополучия в школьной жизни, существо вроде домовенка. Обычно его изображает младшеклассник. Праздничное представление разыгрывается в фольклорных традициях.
В столовой к празднику выпекают булочки или печенье в форме пятерок, которые раздают потом всем выпускникам.
Центр управления полетом. Школа изображает Центр подготовки космонавтов. На сцену выставлен макет космического корабля. Выпускников готовят к полету в открытый космос, и они проходят разнообразные испытания для проверки их физической формы, знаний, интеллекта.
День славянской письменности. Праздник проходит под эгидой Дня славянской письменности. Кто-то из учителей изображает Кирилла и Мефодия. На сцену выносят каравай, славянскую азбуку. В оформлении используют мотивы славянской мифологии, кириллический алфавит, фольклорные образы.
Фотоальбом. Выпускники готовят презентацию. На экран по очереди проецируются фрагменты портретов учителей: например, только носы, только губы, одни подбородки и т.д. Участников праздника просят угадать, кому принадлежит изображаемая часть лица. В финале на основе подсказок составляется фоторобот, по которому надо опознать конкретного учителя. Но в итоге выясняется, что в изображении использованы части лица разных педагогов и узнать кого-то одного невозможно.
Закрытие сезона. Праздник проходит в форме закрытия театрального сезона. Все участники готовят мини-спектакли в определенном жанре. Например, начальная школа изображает кукольный театр, средняя школа – пантомиму, старшеклассники – оперу, и т.п.
Неведомый остров. Вся школа – одна большая страна, изображенная на географической карте. Каждый город связан с одним из учебных предметов и назван по его имени. Выпускники путешествуют по станциям, попадая в какой-то из городов и по очереди с ними прощаясь.
Идеи оформления
Светящиеся ворота. С помощью фонариков выкладывается световой тоннель. По нему проходит каждый выпускник. Путешествие по световому коридору может сопровождаться особыми словами, ритуалами, происходить под музыку или чтение стихов – в зависимости от желания организаторов праздника.
Используя фонарики, можно создать и светящиеся ворота, чтобы выпускники проходили только через них.
Зеленый коридор. В актовом зале или на школьном дворе создается коридор из березовых веточек, сквозь который проходят выпускники. Такой коридор символизирует вхождение в новую жизнь и одновременно зеленый свет, привлечение благополучия и удачи. Веточки могут держать ребята из средней школы или младшеклассники.
Свечки с пожеланиями. На школьном дворе участники праздника зажигают свечки. Все, кто хочет, подходят друг к другу, обмениваются свечками и в этот момент высказывают добрые пожелания, произносят слова поддержки и любви. Эта часть праздника дает возможность объяснения в любви всем тем людям, которые стали важны и дороги в школе.
Ожерелье из ниточек. Из разноцветных шерстяных ниточек вяжутся кисточки, которые вручаются всем детям и учителям. В течение праздника все желающие подходят друг к другу, вытягивают из своей кисточки нить, повязывают на шею другому, целуя в щеку и признаваясь в любви. К финалу праздника учителя и ученики носят на шее целые ожерелья из цветных нитей.
Летающие колокольчики. К шарикам, наполненным гелем, прикрепляются рисованные колокольчики с добрыми словами и пожеланиями выпускникам. В конце праздника они взмывают в небо.
Второй, более неожиданный вариант: к верхней части занавеса на сцене актового зала прикрепляются колокольчики на веревочках. В определенный момент колокольчики опускаются к стоящим на сцене выпускникам.